Главные вкладки

    Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей"
    методическая разработка

    Лифанская Татьяна Александровна

    О пользе пальчиковой гимнастики

    "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_palchikovye_igry.docx18.94 КБ

    Предварительный просмотр:

               Пальчиковые игры для детей

    Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. 

    О пользе пальчиковой гимнастики

    Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей.

    Они способствуют:

    • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
    • Развитию координации движений;
    • Подготовке руки к письму;
    • Расширению словарного запаса;
    • Развитию внимания, памяти, воображения;
    • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
    • Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

               Как играть с ребенком?

               Пальчиковые игры с детьми второго года жизни - пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. С двух лет уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие.

    Общие рекомендации для родителей

    • Перед игрой создайте позитивный настрой;
    • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
    • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
    • Не играйте больше 5 минут подряд;
    • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
    • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

                   Виды пальчиковых игр

    На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.

    Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:

                                      «Фонарики»

    Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

    Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

    Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)

                               «Кошка на ладошке»

    Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

    На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

    И пошла, пошла, пошла - (ходим пальчиками по ладони)

    Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

    Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.

                                         «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
    Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
    Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
    Мы капусту жмём, жмём,
    (сжимаем и разжимаем кулаки)
    А потом и в рот кладем. Ам!
    (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

    Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.

                                           «Ёжик»

    Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
    Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
    Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да!
    (катаем массажный мячик по ладошке)
    Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)

    Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.

    Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.

    Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

                                  «Сидит белка на тележке»

    Сидит белка на тележке,

    продает она орешки. (хлопки ладонями и удары кулачками друг о

                                        друга попеременно)

    Лисичке – сестричке, воробью, синичке,

    Мишке толстопятому, заиньке усатому. (загибают по одному

                                          пальчику, начиная с большого)

    Кому в платок,

    кому в зобок,

    кому в лапочку. (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

                                попеременно)

                                             «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,

    рыбке весело играть. (сложенными вместе ладонями дети

                                         изображают, как плывет рыбка)

    Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

    Мы тебя хотим поймать. (медленно сближают ладони)

    Рыбка спинку изогнула, (сложенными вместе ладонями

                                              изображают как плывет рыбка)

    Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими

                                              руками)

    Рыбка хвостиком махнула,

    рыбка быстро уплыла. (снова плывут)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.

    Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...

    Консультация "Роль дидактической игры для детей раннего возраста"

    Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр....

    Консультация для родителей Игра для детей всего прочего важней.

    Консультация для родителейИгра для детей всего прочего важней.Игра для детей -  способ научиться тому, чему их никто не может научить....

    Консультация для родителей "Игры для детей на пляже"

    Автором представлен материал для родителей об организации веселого и полезного отдыха с детьми на пляже летом....

    Консультация "Во что играют наши дети"

    В современном магазине игрушек от их изобилия становится плохо. Но не все, что лежит на прилавках, может порадовать потенциальных покупателей.      ...

    Консультация для родителей "Игры для детей в семье"

       В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Полезная игра воспитывает детей, организует их поведение. Дома у каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно...

    Консультация для воспитателей "Игры для детей с нарушением осанки"

    Консультация для воспитателей.Коррекция осанки у детей дошкольного возраста.Физическая культура Востока определяет прямой позвоночник как основу не только правильной осанки, но и здоровья человека в ц...