«Развитие двигательной активности средствами логоритмики»
консультация по логопедии

ДАНИЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

"Развитие двигательной активности средствами логоритмики" (конскльтация для педагогов ДОУ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigitelnoy_aktivnosti_sredstvami_logoritmiki.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие двигательной активности средствами логоритмики»

 В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. По результатам исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, за последние 10 лет увеличилось детей с хроническим ухудшением здоровья в 2 раза.  В ДОУ всё больше поступает детей с нарушением различных компонентов речи (ОНР, ФФНР, стертая форма дизартрии). У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты), степени сформированности двигательных навыков (отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость).

Одним из эффективных методов развития физических качеств и преодоления речевых нарушений, является логопедическая ритмика.

Что же такое логопедическая ритмика?

Логопедическая ритмика — это комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение).

Опыт показывает, что логопедическая ритмика позволяет:

 ■ использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе;

■ заинтересовать ребенка так, чтобы у него не пропадал интерес на протяжении всего занятия, что способствует поддержанию одинаковой интенсивной подвижности на протяжении всего занятия;

 ■ активизировать речь детей

 ■ избежать усталости и переутомления.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи:

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие ритмической способности, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи. 

Логопедическая ритмика в физическом воспитании развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

 Если нет возможности проводить отдельное логоритмические занятие, то элементы можно включать в обычное занятие по физкультуре, что тоже сделает коррекционную работу более эффективной.

 В вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с речевками. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив. 

Например: (различные виды ходьбы с речевым сопровождением)

Текст-Движения

Зайка весело шагает,

ножки выше поднимает,

Вот так, вот так,

Ножки выше поднимает

(ходьба, высоко поднимая колени)

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал,
Вот так, вот так,

Носик кверху поднимал.

( ходьба на пятках)

На носочки зайка встал,

По дорожке зашагал,

Вот так, вот так,

По дорожке зашагал

(ходьба на носках)

Элементы логоритмики в вводной части способствуют эмоционально-положительному настрою и повышению двигательной активности детей.

Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения

Упражнение с речевкой:

Текст

Раз, два

Стоит ракета

Три, четыре

Самолет

Пять, шесть

Хлопок в ладоши

А потом

Прыжок вперед

Движения

приставной шаг вперед

руки вверх

приставной шаг вперед

руки в стороны

приставной шаг вперед

хлопок

пружинка

прыжок

.

В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений (лазание по гимнастической лестнице с речевкой, упражнения с мячом

Текст Движения

Ёжик топал по тропинке, Топ, топ, топ, топ, И грибочек нёс на спинке, Топ, топ, топ, топ.

Дети поднимаются по лестнице

Спускаются

Поднимаются

Спускаются

При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков.

В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются и постепенно педагог переходит к речевой инструкции.

На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий применяется метод "проговаривания в громкой речи".

Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются поточным способом.

При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.

Например, при лазании по гимнастической лестнице одна подгруппа детей лазает по лестнице, а другая в это время произносит текст:

При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением. 

Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.

Тематика подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует педагога проводящего занятие, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. В игры включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п., которые требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм.

Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи детей.

Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений, воспитывает чувство ритма, развивает координацию движений.

В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.

В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом. 

Занятия с элементами логоритмики включает в себя массу здоровьесьерегающих технологий :
-пальчиковые игры;
-подвижные игры;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями;
- различные виды гимнастики   (зрительная, дыхательная корригирующая и др.);
-массаж, самомассаж.

         Так же, по мимо физкультурных занятий, элементы логоритмики можно использовать в течении   всего дня.

- Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;
- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных моментов -  

   умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;
- Динамические паузы между занятиями;
- Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала;
-  Физкультминутки во время проведения образовательного процесса;
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
- Подвижные игры с речетативом и движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Тема: Развитие двигательной активности детей с элементами логоритмики и ритмики.

Совершенствование ритмичного выполнения упражнений и движений,способствовать формированию правильной речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве логоритмических и ритмических игра...

План-конспект занятия по физической культуре. Тема: Развитие двигательной активности детей с элементами ритмики и логоритмики.

ПЛАН – КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию в соответствии с ФГТподготовительная группа Педагог: Анищук Ирина НиколаевнаТема: Развитие двигательной...

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...

Статья "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики"

Какие методы и приёмы используют на занятиях с элементами логоритмики....

Развитие двигательной активности средствами здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей

Современные дети в повседневной жизни часто испытывают двигательный дефицит. Поэтому считаю обязательным включение здоровьесберегающих технологий в музыкальную деятельность детей. Это способствует озд...

Презентация "Развитие двигательной активности у дошкольников средставми логоритмики"

quot;Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики"...