Развитие двигательной активности средствами здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей
консультация

Современные дети в повседневной жизни часто испытывают двигательный дефицит. Поэтому считаю обязательным включение здоровьесберегающих технологий в музыкальную деятельность детей. Это способствует оздоровлению детей,помогает  справиться с речевыми нарушениями,улучшает психо-эмоциональное состояние ребёнка и коммуникацию в детском коллективе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности средствами здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей.

 Дошкольный возраст- ответственный период жизни, в нём закладываются основы физического и психического  развития личности. Не секрет ,что современные дети испытывают дефицит двигательной активности, находясь у экранов телевизоров, компьютеров ,играя в настольные игры. Даже в детский сад дети часто приезжают  с родителями на такси или в  семейном транспорте. А ведь известно, что основными причинами ухудшения здоровья детей является именно  двигательный дефицит. При этом ребёнок становится эмоционально  нестабилен, быстро утомляется, снижается умственная работоспособность, ухудшается характер, повышается заболеваемость.

Поэтому я придаю  большое значение двигательной активности детей  на музыкальных занятиях. Особенно музыкально-ритмическим движениям, хороводам, подвижным играм. Использую также следующие виды оздоровления:

 -- Логоритмику (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

-- Пальчиковую гимнастику (развитие мелкой моторики);

-- Психогимнастику (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  

-- Дыхательную и артикуляционную гимнастику. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

-- Ритмопластику.

ЛОГОРИТМИКА.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаю основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатываю ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащаю словарь детей.

Хороших результатов  добиваюсь только при совместной работе с воспитателями. Я сочетаю музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благо даря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА.

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры провожу чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаю показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место отвожу «пальчиковым сказкам»- знакомым детям -  «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. ,адаптирую для возможности их показа движениями рук и чаще всего эти сказки имеют стихотворную форму, интересную детям и запоминаемую ими.

ПСИХОГИМНАСТИКА.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, даю ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Мне пригождаются эти упражнения на расслабление детей , снятие у них напряжения, создание игровой ситуации.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, упражняю детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Работаю также над  коррекцией настроения и отдельных черт характера. Провожу обучение ауторелаксации.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Использую  также  психогимнастику в психопрофилактической работе со  здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Результаты всегда заметны. Дети овладевают различными эмоци ями, учатся управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;  -- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;  -- улучшает дренажную функцию бронхов;  -- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;  -- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. 

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой  занимаюсь как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комнату для занятия  хорошо проветриваю.

РИТМОПЛАСТИКА

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, преследую различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические  движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными , ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Стараюсь правильно подобрать музыку, т.к. считаю, что в этом половина  успеха занятия. Музыка  воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, я  стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

Для доступности  использую музыку :

-- небольшую по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

-- умеренную по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для млад ших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

-- 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

-- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения подбираю понятными детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей . Более сложную по художественному образу, настроению,  в соответствии с музыкой — для старших)

Подбираю  произведения достаточно разнообразные по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике подбираю движения ,которые соответствуют  музыке, а также :

-- доступные двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

-- понятные по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживания различных состояний и т.д.);

-- разнообразные, нестереотипные, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях я использую  речевые игры , игровой массаж, музыкотерапию,  танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические  упражнения, и др.

 

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. ( виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

 3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики. 

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Хором.

Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. (Имитировать работу с лопатой)

Мы пололи огород. (Наклониться или присесть, достать руками пол)

Поливали огород. (Покачиваться вперед—назад)

  В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту. (Присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь. (Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево) А сейчас ей тесно белой, Говорит: — Посторонись! (Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение по здоровьесберегающим технологиям в музыкальной деятельности детей

Методическое сообщение по здоровьесберегающим технологиям в музыкальной деятельности детей...

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хру...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности для активизации творческого потенциала детей»: «Путешествие с музыкальными гномиками"

Конспект  непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего  дошкольного  возраста  с  использованием здоровьесберегающих  технологий  на  тему  ...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...

«Развитие двигательной активности средствами логоритмики»

quot;Развитие двигательной активности средствами логоритмики" (конскльтация для педагогов ДОУ)...