Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ
статья

Федорова Кристина Игоревна

Статья для конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_fedorova.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Нетрадиционные формы работы  по ранней профориентации в ДОУ»
Федорова Кристина Игоревна, Челябинская область, Ашинский муниципальный район, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 города Аши Челябинской области»

      У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. 

      В рамках нацпроекта «Образование» созданы специальные платформы, позволяющие познакомиться со всеми перспективными профессиями. Почему ребенку нужна помощь в профориентации?В меняющемся мире постоянно возникают новые сферы деятельности, технологии, рынки. Для того чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны и осознанно принимать решения.

      ДОУ является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться  системно.

В настоящее время педагоги,  находят  новые  формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:

- Мультимедийные презентации

- Виртуальные экскурсии

- Проектная деятельность

- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии

- Изготовление лэпбуков

- Выставки, посвященные профессиям

- Тематические недели

- Интерактивные игры

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

      Изучение особенностей различных профессий невозможен без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.Для реализации поставленных задач, приглашаются социальные партнеры: инспектора ГИБДД, участковые, библиотекари, учителя, врачи, пожарные и другие.Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет. Прежде всего педагог просит о содействии родителей (опекунов) воспитанников, которые могут посетить ДОУ и доступно рассказать об особенностях своей профессии.

      Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза. При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части. В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Выставки на тему «Вернисаж профессий» либо «Кем я хочу стать» следует проводить регулярно (по меньшей мере раз в год), чтобы отслеживать склонности воспитанников и уровень их информированности о видах деятельности.

     

      Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются: интерактивная доска; мультимедийный проектор; телевизор. На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи. Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение. Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний.

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности; места работы; орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма); обязанности работника; черты характера и личностные качества; плоды труда и его польза для людей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых–это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....

«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитан...

Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

Кейс и квест технологии знакомства детей с  миром профессий...

«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранн...

Консультация "Формы работы по ранней профориентации в ДОУ"

Консультация для педагогов ДОУ "Формы работы по ранней профориентации в ДОУ"...

Буклет «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

     Первый этап профориентационной работы ребёнок проходит именно в детском саду, приобщаясь к которой принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями....

Проект "Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в МАДОУ."

Проект"Нетрадиционные  формы работы по ранней  профориентации в МАДОУ."...