рекомендации по преодолению трудностей в общении
консультация (младшая группа)

рекомендации по преодолению трудностей в общении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_preodoleniyu_trudnosty_v_obshchenii.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по преодолению трудностей в общении

 Рекомендации по преодолению трудностей в общении

Дети дошкольного возраста, как правило, любят играть, рисовать, танцевать, охотливо вступают в контакты со взрослыми и сверстниками; они любознательны, инициативны и порой, как кажется взрослым, даже слишком. Однако встречаются и такие ребята, которым трудно наладить отношения со сверстниками, педагогами. Разумеется, это обстоятельство отрицательно сказывается на их развитии, на формировании личностных качеств. И тому – веские доказательства. Так, если у ребенка плохо развиты игровые и практические умения, он не может получить интересную информацию об окружающем его мире. Это обстоятельство в свою очередь порождает в характере безынициативность. И получается, что в школе такой ребенок превращается в инертного ученика, который воспринимает учение как наказание.

Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками, которые дошкольник получает от товарищей, определяется в развитии его характера такие черты, как замкнутость, ранимость, озлобленность, обидчивость. По обоснованным утверждениям психологов, это свидетельство плохой адаптации ребенка к социальному окружению. Придя в школу, он в лице одноклассников уже не будет видеть друзей.

Нередко дети, которые испытывают дискомфорт в общении со сверстниками, сближается с близкими взрослыми и, естественно, находят в общении с ними тепло, любовь и заботу. Но уже дошкольники достаточно широко соприкасаются не только с родными и родственниками, но и знакомыми, и соседями по дому. И правильному общению с ними ребенка следует специально обучать, так как именно в этой сфере подготавливается особое отношение к своему первому учителю.

Дело обстоит в воспитании. Можно направить усилия на перевоспитание отдельных черт характера, а можно попытаться обнаружить тот трудный корень. Этот путь несравнимо сложнее. Он требует особого внимания к ребенку, к его желаниям, умениям, тревогам, он требует от взрослых определенной подготовленности в вопросах воспитания, внутренней культуры и такта. Но этот путь дает глубинные воздействия на формирующуюся личность.

Многолетние психолого-педагогические наблюдения показали, что в период дошкольного детства главный источником психологического неблагополучия детей является дисгармоничное развитие сферы общения. И главной задачей педагога есть умение распознать то, в чем содержание и характер общения не соответствуют возрасту, уровню и возможностям психологического роста, наладить адекватный коммуникативный опыт, создать эмоционально положительный фундамент.

Положительный эффект будет в том случаи, если педагог понимает суть сложной природы общения, его многоликость. Важной стороной общения выступает поступающая информация и от того, насколько она интересна, нова и одновременно адекватна познавательному уровню ребенка, во многом определяется развивающий эффект контакта.

Согласно исследованиям доктора психологических наук, профессора М. И. Лисиной в дошкольном возрасте общение детей со взрослыми развивается и проходит три этапа: в два-три года оно базируется в основном на таких контактах, как игрушки (дать или забрать, открыть или завести и др.). общение такого рода удовлетворяет детские потребности в сотрудничестве, в совместной деятельности со взрослыми как более умелым изобретательным партнером. В четыре-пять лет познавательная информация уже та основа,на которой строится коммуникативное взаимодействие младшего и старшего: «Почему?», «Для чего?». В шесть-семь лет у детей пробуждается интерес к личности окружающих людей, к своей собственной и к сверстникам. Именно в этот возрастной период развивается потребность во взаимопонимании, в уважительном отношении к своей личности, которая и реализуется посредством новой формы общения. Иными словами, за время дошкольного детства содержание коммуникативных контактов со взрослыми от практических связей переходит к познавательной, а затем к личностной информации.

Итак, рассмотрим ребенка-дошкольника, поведение которого вызывает у педагога тревогу, и нам необходимо выявить причину его психологического неблагополучия. Сосредоточим внимание на особенностях развития у него опыта общения в специально организованном наблюдении, по ходу которого отметим главный интерес, побуждающий ребенка к общению, частоту контактов, эмоциональную насыщенность, инициативность, желание возобновить коммуникативное сотрудничество со взрослыми.

С той же целью можно применить несколько ситуаций, в каждой из которой доминирует один из трех видов информации: практическая, познавательная и личностная.

В первой ситуации в игре в «Строительство» педагогом, рассказавшим ребенку о замысле и содержании игры, о том, как следует использовать некоторые игрушки, какие умения необходимы, чтобы игра получилась, дает ему возможность самостоятельно поиграть в предложенный сюжет. При этом педагог не только наблюдает за происходящим, но и оказывает необходимую помощь (помогает советом, отвечает на вопросы). Таким образом, общение строится на фоне практического взаимодействия.

Во второй ситуации педагог включает чтение и обсуждение специально подобранной новой книги, где, читая книгу, расспрашивает о прочитанном, объясняя трудные для понимания страницы. Исходя из этого, в этой ситуации доминирует познавательная информация.

В третьей ситуации это беседа с ребенком, в ходе которой затрагиваются вопросы, касающиеся родных, друзей, отношения со сверстниками, знания о семье. Это свидетельствует о доминирует личностная информация о самом ребенке и других людях.

Успех воспитательной работы достигается на основе совокупности принципов. Первый принцип строится на поэтапном продвижении к новой информации, вначале которой следует вызвать интерес к познавательной информации, углубить этот интерес, а затем развивать формы общения, побудитель которых – интерес к человеку, к его личности.

В основу второго принципа входит поддержание эмоционального комфорта, который ребенок испытывает при общении со взрослыми. Основной труд ложиться на плечи педагога, который, с одной стороны, открыто, доброжелательно относится к ребенку, подавляя в себе нетерпение, раздражение, а с другой, устанавливают равноправие, взаимоотношение, не подавляя своего партнера безбрежным морем новой информации, своими знаниями, непререкаемым авторитетом, а напротив, внимателен, следит за тем, как тот принимает и понимает новое, насколько активно стремится к нему.

Когда познавательные контакты в общении налажены, педагог постепенно приоткрывает перед ребенком мир человеческих чувств, дел, стремлений, забот. И для этого не обязательны специальные занятия, просто используется окружающая действительность.

Неоценимый материал для развития общения и чтение книг, в особенности сказок. Поступки сказочных героев в простой и доступной форме расскажут своему слушателю-читателю о характерах персонажей, об их взаимоотношениях. Так на основе усвоения личной информации будут развиваться у детей такие чувства, как понимание и сопереживание, уважение и самоуважение.

Такая методика позволит педагогу добиться умения и желания ребенка обращаться ко всем новым аспектам окружающей действительности и перед ним приоткроет новые грани жизни, которые, несомненно, обогатят его опыт.

Теперь из жизни ребенка уходят многие затруднения, сложности, а им на смену приходит неомраченная радость детства, радость открытия и познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....

Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".

"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....

Игры на преодоление трудностей в общении.

В циклограмме календарного  планирования  добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы....

Игры на преодоление трудностей в общении.

В циклограмме календарного  планирования  добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы....

Методические рекомендации по преодолению трудностей детей в общении.

Методические рекомендации по преодолению трудностей детей в общении....