Воспитание вежливости у дошкольников
консультация

Афанасьева Анастасия Ивановна

Воспитание вежливости у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_vezhlivosti_u_doshkolnikov.docx416.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Воспитание вежливости у дошкольников

                                                          Автор: Афанасьева Анастасия Ивановна

                                                              воспитатель МБДОУ детский сад «Полянка»

                                                                            с. Бичура, республика Бурятия

                                                                   Новый:Users:user:Desktop:Снимок экрана 2019-11-24 в 19.59.02.png         

                                                                             Ничто не обходится так дешево

                                                                            И не ценится так дорого, как вежливость.

                                                                                                 (М .Сервантес)

      Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении,  приветливости, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера.

Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было не стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

      С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

 1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

 2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.

 3. При обращении с просьбой говорить: ”Пожалуйста”, ”Будьте добры” и т.д.

 4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”, ”Благодарю вас”.

 5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

 6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”, называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

 7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; вытирать ноги о коврик у входа , помогать взрослым, заботиться о младших братьях.

 8. Делать всё старательно, всегда всё убирать за собой (одежду, игрушки) .

 9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

 10. При обращении ко взрослым говорить: “Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не быть назойливым, не прерывать взрослых во время разговора, слушать до конца.

  11. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

 12. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно,  ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

 13. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

 14. Благодарить за еду, при выходе из-за стола ставить стул на место.

 15. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым:  уступить место, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь

В дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

Основными методами и приёмами воспитания вежливости являются:

  • личный пример воспитателя, родителей ,  их культура и этикет;
  • разъяснение, напоминание, показ;
  • оценка действий и поступков;
  • упражнения;
  • поручения;
  • контроль над выполнением правил;
  • решение проблемных ситуаций;
  • игры и игровые приёмы; игры-инсценировки, игры-занятия;

     Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий:

  • проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости;
  • создание ситуаций в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации полученных представлений;
  • воспитатель создаёт в группе атмосферу  доброжелательности, сотрудничества.

Для осознания таких понятий, как «вежливость», «искренность» используются  стихотворения С. Маршака «Если вы вежливы»,  И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливы», С. Погорелова «Что значит быть вежливым».

Для закрепления форм приветствия, применяемых по отношению к взрослым и сверстникам, детям предлагались следующие произведения художественной литературы: А. Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», В. Кривошеева «Доброе утро», С. Михалкова « Я люблю, когда при встрече».  

         Провожу различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая доброжелательную оценку поступкам детей, мы формируем в каждом ребёнке внутреннюю   потребность строить общение с помощью вежливых слов.

Нам в этом помогает обсуждение таких художественных произведений, как : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Уроки вежливости»,И. Токмакова « Маша знала слов немало», Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости».

        Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. 

Закреплению навыков вежливого поведения способствовали такие упражнения, как: «Как я рад тебя видеть!», «Спасибо», «Прости меня, пожалуйста».

Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

  • при встрече со знакомым;
  • при общении в садике;
  • при посещении поликлиники;
  • при походе в магазин, кино;
  • при посещении театра;
  • в транспорте;
  • в гостях или при приеме гостей у себя;
  • и просто в ежедневном общении с близкими!

      В ходе реализации работы в группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу.

Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки.

Адекватно оценивать свои поступки и поступки других.

Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений.

Договариваться, приходить к общему решению. У детей тихих, сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры.

Овладели нормами поведения, способностями конструирования своего поведениям на основе анализа действительности и удержания  этого правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание вежливости у старших дошкольников

Воспитание вежливости у старших дошкольников...

Воспитание вежливости у старших дошкольников

Воспитание вежливости у старших дошкольников...

НОД по воспитанию вежливости "Урок вежливости."

целью данного мероприятия является - воспитание доброжелательных отношений со сверстниками, вежливости. правил этикета....

Воспитание вежливости у дошкольников

Консультация поможет воспитателям ДОО подготовится к педагогическому совету и раскрыть содержание работы по формированию культурных навыков у дошкольников для родителей воспитанников....

Педагогические условия, способствующие воспитанию вежливости у дошкольников.

Материал рекомендуется для воспитателей детского сада.....

Воспитание доброты и вежливости у дошкольников

laquo;Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Актуальность темы не вызывает сомнения...