Педагогические условия, способствующие воспитанию вежливости у дошкольников.
консультация (старшая группа)

Материал рекомендуется для воспитателей детского сада..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vezhlivosti_mrio.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия, способствующие воспитанию

вежливости у дошкольников.

Вежливость – первая и самая приятная добродетель.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так что число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дополнительные занятия). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит, владеть основами культуры речи, что во многом зависит от создания доброжелательной, спокойной атмосферы общения.

  А что такое вежливость и зачем ребенку необходимо учиться быть вежливым с ранних лет?

Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. А кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную работу. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливостиВежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. 

Если научить ребенка к двум годам правильно применять основные вежливые выражения (извинение, благодарность просьба, приветствие и прощание), пускай даже с вашей помощью, то в три года он осознанно станет произносить вежливые слова самостоятельно. Переломным моментом становится этот возраст для ребенка, так как он путем проверки вашей реакции на его поведения усваивает, что можно делать, а что нет. Вы должны упорно настаивать на правильном поведении, не оставляя без внимания отказ ребенка извиняться, когда он обижает других, благодарить за помощь. Регулярно хвалите его за вежливость, а если его поведение отрицательное, указывайте, что такой поступок неправильный.

В четыре года ребенок способен оценить и охарактеризовать поведение других детей. Мы должны согласиться с правильными его выводами или скорректировать мнение в нужном направлении.

К возрасту около шести лет ребенок начинает принимать во внимание мнении окружающих о его поведении. Дети стараются вести себя корректно, чтоб окружающие его хвалили за прилежное поведение и правильные поступки.

Воспитывая вежливого ребенка, не забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в поступках, то постепенно, тоже приобретают эти качества.

Вежливость является обязательным условием формирования личности ребенка. Воспитание вежливости в детском возрасте – это непростая обязанность взрослых, и нельзя относиться к этому легкомысленно. Если ребенок с детского возраста будет расти в атмосфере взаимопонимания и вежливости, другая манера поведения будет для него недопустимой, а это позволит ребенку стать полноценным членом современного общества.

Самое важное в воспитании вежливости ребенка- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости очень актуальной.

Важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.

Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная,  как способ практического осмысления этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

В процессе игры ребенок легко усваивает любое обучение, в том числе и воспитание вежливого поведения. Вы можете подсказать и вовлечь ребенка в интересную ролевую игру, где будут принимать участие персонажи как положительные, так и отрицательные. Покажите ребенку, что с культурным, вежливым персонажем все дружат и хотят с ним играть, а отрицательные остаются одни. При этом любой отрицательный герой может научиться правилам общения, и если он извинится и исправится, его тоже полюбят. В ходе игры дайте возможность ребенку самому смоделировать поведение каждого персонажа, он сам также захочет сыграть роль хулигана. Не мешайте ему, просто помогите правильно выйти из ситуации, созданной самим ребенком.

 Не следует забывать и роли дидактических игр и картинок в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения. 

Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения. 

    Уважаемые взрослые, помогите ребенку быть вежливым:

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.

7. Учите вежливости вежливо!

Исходя из выше сказанного, мы  хотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:      вежливость, деликатность, чуткость, чувство  такта, предупредительность, скромность, трудолюбие, дисциплинированность.

     Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей дошкольного возраста

Одной из основных задач является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, мас...

Педагогические условия, способствующие влиянию сюжетно-ролевой игры на творческое воображение детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрыты условия, способствующие влиянию сюжетно-ролевой игры на творческое воображение детей среднего дошкольного возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития педагогической науки с каждым годом все более возрастает значение общения как сложной и многогранной деятельности, формирующейся в процессе усвоения социального опыта. Вы...

Педагогический проект, способствующий воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами искусства "Многоликая весна"

Искусство является наглядным и осязаемым изображением видимого мира. Интеграция искусства представляет собой процесс объединения в единое целое отдельных частей, элементов, сближение, связи разных вид...

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.

Актуальность  проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...