Педагогические условия, способствующие влиянию сюжетно-ролевой игры на творческое воображение детей среднего дошкольного возраста
статья на тему

Кочина Юлия Витальевна

В статье раскрыты условия, способствующие влиянию сюжетно-ролевой игры на творческое воображение детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yuli_kochinoy.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия, способствующие влиянию сюжетно-ролевой игры на творческое воображение детей среднего дошкольного возраста

«Игра детей – зеркало общества», - тонко подметил чешский писатель Юлиус Фучик. Отражение жизни общества в игре обнаруживается во всём: в сюжете и правилах, в обращении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в их действиях, поступках, разговорах и репликах.

Как правило, дети играют в семью, в магазин, в больницу, в парикмахерскую, в то, что видят по телевизору или о чём им читали.

Большое влияние на поведение дошкольника оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребёнок показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли, чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Чем сильнее он увлечён ролью, тем лучше может управлять своими поступками.

Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребёнком основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими её на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач.

Овладение такими средствами, как указывает Э.В.Ильенко, может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силой воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребёнок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы «означения» действительности.

При правильном педагогическом руководстве аффективные и познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах.

На основе вышесказанного можно заключить, что влияние сюжетно-ролевой игры на творческое воображение дошкольников зависит от следующих педагогических условий:

1) Содержательная развивающая среда (создание игровой обстановки, используя для этого реальные предметы и их заместители).

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что этот фактор может или тормозить развитие ребёнка или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда).

Активность ребёнка в условиях обогащённой развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.

В группы средних дошкольников должны вноситься разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Т.е.., под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех детей группы.

2) Педагог, обладающий творческим потенциалом и знаниями о психическом развитии детей среднего дошкольного возраста.

Руководство сюжетно-ролевыми играми – одна из самых сложных задач педагога. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре менее активна, чем на занятиях. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания, умеет сделать игру увлекательнее.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приёмами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чём им читали. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, фильме, чтобы родилась идея новой ролевой игры. Важным побудителем является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Педагог может посоветовать детям тему игры, если знает, что она соответствует их возрастным особенностям и заинтересует их.

Педагогу необходимо вместе с детьми среднего дошкольного возраста обсуждать тему игры, определять деятельность каждого из играющих. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет её содержание, влияет на взаимоотношения детей.

Для сюжетно-ролевой игры, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребёнка добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но переживания ребёнка и его действия всегда реальны.

Но, безусловно, для всего этого сам педагог должен обладать незаурядными способностями. Он должен с интересом, внимательно слушать высказывания и мнения детей, он должен видеть, что их привлекает, а что отталкивает. И если предлагать какую-то тему игры, то, только основываясь на её актуальность и потребность в ней детей. И, конечно же, педагог сам должен, хоть немного, обладать творческим воображением и желанием развить его у дошкольников.

3) Создание основы для развития игровой деятельности: обогащение представлений об окружающем мире, расширение круга интересов с помощью детской литературы, музыки, СМИ.

На сюжетно-ролевую игру влияет много факторов. Дети играют в то, что видят в окружающем их мире, о чём им читали и что показывают по телевизору. Детские игры нужно обогащать за счёт чтения сказок, рассказов, стихов, за счёт прослушивания музыкальных произведений, как классических, так и детских песен и, конечно же, за счёт современности. Наш мир постоянно меняется, появляется много нового, того, что ребёнок видит на прогулке с родителями, в магазинах, поликлиниках, о чём говорят по телевизору и печатают в Интернете, но ничего из этого не представлено в развивающей среде детского сада.

Как было сказано выше, на развитие творческого воображения влияют полученные знания и чем их больше, тем больше возможностей для его становления.

Сильное влияние на игру дошкольников оказывает телевидение. Оно даёт интересный материал для игр. И было бы неплохо, если бы воспитатели поддерживали такие игры своим участием, в подготовке обстановки, оснащением окружающей среды.

В произведениях детской литературы много образов, которые привлекают детей, много различных событий, которые после модификации можно превратить в сюжетно-ролевую игру.

Т.е.., творческое воображение развивается в сюжетно-ролевой игре за счёт развивающей среды, деятельности педагога, приобретённых знаний и умений, окружающей дошкольника действительности.

Все выше перечисленные условия и механизмы включены в принципы организации сюжетно-ролевой игры, которые разработали Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова:

1)Воспитатель должен играть вместе с детьми, чтобы они овладели игровыми умениями. Воспитатель должен занимать позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным. Это является гарантией возникновения у ребёнка побуждения к сюжетно-ролевой игре и возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

2)Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Чтобы ребёнок пояснял игровые действия партнёру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Но творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться детьми лишь в небольших группах.

3)Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Реальной опорой, на которую может опираться в своих действиях педагог при формировании игровых умений у детей является сюжет игры. Но в игре с детьми проект взрослого – не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В самостоятельной детской игре роль педагога ограничивается лишь созданием условий для активизации игры детей.

Т.е.., в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, творческое воображение, и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель обеспечивает условия для её активизации и использование детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Но и там, и там при соблюдении условий, механизмов и принципов сюжетно-ролевая игра будет средством развития творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» для детей среднего дошкольного возраста

Руководство для педагога в организации и проведении сюжетной игры ....

Доклад на тему: "Интегрированная педагогическая психология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловленно возрастными и физиологическими особенностями ребенка....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формиров...

Дипломная работа ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воображение – один из важных познавательных процессов, поэтому так важно развивать его в дошкольном возрасте, так как ребенок активно исследует окружающий мир и легко усваивает информацию. Ребен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы исследования обусловлена состоянием педагогики в настоящее время. На данном этапе эта наука, не только в теории, но и на практике, подвержена существенным изменениям в сфере эстетиче...

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального фор...