Конспект организационной образовательной деятельности в форме итогового занятия с детьми подготовительной к школе группе (6-7) лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Балакадашева Гульмира Халиловна

Цель: первоначальное освоение детьми социокультурной категории «ТРАДИЦИИ ДЕЛА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД №10 «ДУБРАВУШКА»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7) ЛЕТ

Выполнила:

Балакадашева Гульмира Халиловна

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад № 10 «Дубравушка

 г.Нягань

НОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6 -7 лет «Мастера и рукодельницы» (часть первая)

Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): ТРАДИЦИИ ДЕЛА

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): «Мастера и рукодельницы», социально-коммуникативное развитие.

Интеграция   образовательных  областей:  социально-коммуникативное        развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие

+ физическое развитие

Цель: первоначальное освоение детьми социокультурной категории «ТРАДИЦИИ ДЕЛА»

Задачи.

- создать условия для присоединения детей к отечественной традиции «ДЕЛА»;

-раскрыть для детей содержание социокультурных понятий «Мастера» и «Рукодельницы»;

  • формировать интерес к традиционным видам человеческого труда;
  • создать условия для выбора старшими дошкольниками будущей профессии.
  • развивать в детях:

  • качество трудолюбия;
  • мотивацию к общению со сверстниками и педагогом;
  • коммуникативно-речевые умения, умение эффективно общаться с педагогом и сверстниками;
  • управленческие способности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать положительных результатов).
  • воспитывать в детях:

уважительное отношение к людям труда;

-желание сохранять и передавать в будущем трудовые традиции родного народа;

  • качества старания и терпения, необходимые для настоящего мастера своего дела.

Виды образовательной деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.

Оборудование: книга для развития детей 6 -7 лет «Мастера и рукодельницы»; выставка книжек-малышек с пословицами и поговорками о труде, оформление выставки изделий народных промыслов вологодской области, магнитофон, диапроектор.

Предварительная работа

 Познавательное развитие:

  • Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П.Бажова «Каменный цветок»;
  • поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по народным промыслам Вологодского края
  • образовательная деятельность в рамках познавательного развития на тему

«Мастерство народных рук»;

  • работа с детьми по пословицам о труде;
  • просмотр презентации «Мастера и рукодельницы»;
  • организация и проведения занятия с родителями по программе «Моя семья» по теме

«Мастера и рукодельницы»;

  • рассматривание иллюстраций к сказу «Каменный цветок» П. Бажова;
  • работа в книге для развития «Мастера и рукодельницы»;
  • Размышления с детьми о смысле пословиц о труде.

 Социально – коммуникативное развитие:

Социализация.

Игровая деятельность.

  • Дидактическая игра «Где мы были?»
  • Русская народная игра «Кто с нами?»

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры на темы труда на селе: «Ферма», «Труд землепашца» и др.

Речевое развитие.

  • Чтение художественной литературы:
  • Восприятие художественной литературы.
  • Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок»
  • Рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» сказов «Уральские самоцветы»

-Совместное чтение родителей и детей первой части книги «Мастера и рукодельницы».

-Отечественная классическая литература.

Поэзия. В.Глущенко «Грядка», П.Засодимский «Откуда взялся хлеб», Т.А.Шорыгина «Жатва», К.Д.Ушинский «На что тебе?»

 Художественно-эстетическое развитие.

Музыкальная деятельность.

Пение: «Соберем урожай» муз. С. Насауленко;

«По малину в сад пойдем» А. Филиппенко.

Слушание: «Строим дом» М.И. Красева, запись звуков (работа пилы, молотка…).

Муз. движения: игра – хоровод «Соберем урожай» муз. С. Насауленко, «Яблонька» муз. Е.Тиличеевой, «Огородная – хороводная», муз. Б. Можевелова, сл. А. Пассовой.

Художественное творчество:

  • Оформление страницы Альбома «Русские узоры».

Ручной труд.

  • Изготовление книжек-малышек с пословицами и поговорками
  • изготовление куколок – столбушек в подарок Совместное дело.

«Мастера и рукодельницы» - рукоделие по выбору детей в групповой мастерской с участием педагогов и родителей.

 Физическое развитие.

  • Подвижные игры:

Народные игры: «Гончары», «Иголочка и ниточка».

Имитационные игры: «Помощники», «Строим дом», «По воду», «Пирожки».

Место проведения: музыкальный зал.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.

Организационный момент

Звучит спокойная музыка

В.:        - Здравствуйте дети! Я рада вас видеть! Детский сад, как дом родной,

Весь наполнен детворой,

Все хотят - и ты, и я –

Дружно жить в нем, как одна семья.

  • Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди.

Уважаемые гости, здравствуйте! Мы очень рады видеть Вас в нашем уютном и тёплом детском саду. Наши дети через свою улыбку передают Вам свою любовь, теплоту и искренность.

Присоединение к теме.

Звучит веселая народная музыка. Педагог задает вопрос:

  • Дети, как вы думаете, куда приглашает нас эта народная музыка? Почему вы так решили? (Ответы детей).

(Дети с педагогом приходят на ярмарку народных промыслов).

В.: - Издавна на Руси в разное время года проходили ярмарки, куда мастера и рукодельницы и привозили свои товары. Посмотрите, сколько их здесь! Давайте подойдём поближе и рассмотрим изделия на нашей ярмарке.

-Какие изделия мастеров и рукодельниц вы видите на ярмарке? (Кружева, изделия из бересты, изделия из жести, рубашки вышитые, изделия, выпеченные из муки…)

  • Расскажите, какие изделия, представленные на ярмарке, вам понравились? (Дети рассказывают об изделиях, которые им понравились.)

Показать детям обложку книги для развития «Мастера и рукодельницы».

Спросить 2-3 детей:

  • Как называется эта книга?

Задать проблемный вопрос:

  • Как вы думаете, дети, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (2-3 ответа).

(Предложить детям сесть в круг для общения).

Разговор в круге Воспитатель:

- Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире народных умельцев – мастеров и рукодельниц.

Педагог предлагает детям открыть книгу «Мастера и рукодельницы» для развития на стр. 5.

  • Рассмотрите иллюстрации на странице 5.

К какому произведению эта иллюстрация? О каком ремесле говорится в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок»?

-Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером? (Смекалка, терпение, усердие, любовь к своему делу, наблюдательность)

  • Как вы думаете, почему Данилушко стал любимым учеником мастера? (Предлагаю показать детям видеофрагмент этого сказа, где идет диалог мастера и ученика).

В.: - Наш народ о мастерах и рукодельницах сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них и вместе поразмышляем над их смыслом. Объясните, как вы понимаете пословицы: «Каков мастер, такова и работа», «Дорога не работа, дорого умение», «Без хорошего труда нет плода».

Педагог предлагает детям открыть книгу для развития на стр. 14.

  • К какому произведению эти иллюстрации?

(Рассказ «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинского)

  • Дома, вместе с родителями, вы выполняли задание к этому рассказу. Расскажите, пожалуйста, о пути от зернышка до рубашки.

Ребенок рассказывает о том, как выполнил задание, а остальные дети высказывают свое согласие или несогласие.

  • Каких мастеров – умельцев вы еще знаете?

Чтение детьми стихов наизусть со стр. 16 книги для развития.

  • Каждый мастер своего дела в совершенстве владеет инструментом.
  • Дети отгадывают загадки, помещенные на стр. 16 книги для развития. В.:- Каждому виду труда характерны определенные действия. Физкультминутка:

Я предлагаю вам поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети показывают действия, которые выполняют люди разных профессий, а выбранный водящий отгадывает.

Можно по выбору поиграть и в р.н. игру «Гончары».

Активное занятие

Работа в паре «Мастера и рукодельницы»

  1. Подготовительный этап.

В.: - Сегодня мы ведем разговор о мастерах и рукодельницах. Кого называют настоящим мастером? А рукодельницей? (Ответы детей)

  • Это умелец, человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.
  • Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель.
  • А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей)

-Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т.д. Ребята, а кого в нашем детском саду можно назвать мастером на все руки? (Ответы детей)

Воспитатель: Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства. Сократить разговор, времени не хватит.

  • Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с        любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.

Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её. Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет? (Ответы детей)

  1. Индивидуальный этап

В.: -Дети, откройте, пожалуйста, книгу на странице 17. Внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены мастера, а справа – их изделия. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу (мастера и его изделие).

Время выполнения 3 минуты.

По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

  1. Работа в паре.

Детям предлагается сообщить своё решение друг другу и придти к единому мнению.

Задание:

  • Еще раз вместе рассмотрите иллюстрации на стр. 18.Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу (мастера и его изделие).

Схема общения:

  • первый ребёнок сообщает партнёру свой выбор;
  • второй внимательно слушает и выражает своё согласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются придти к единому решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе.

Время работы 3 минуты.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей о своевременном завершении диалога.

А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение?

  1. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили…», «Мы выбрали…», «Мы посоветовались и решили…».

Предлагаю поднять руку тем детям, кто согласен с данным решением, а далее, тем, кто выполнил эту работу по – другому.

В.: -Дорогие дети! Спасибо вам за дружную работу. Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению. А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как нужно было правильно выполнить это задание.

Педагог даёт правильный вариант решения и аргументирует его. Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

Экспертная оценка

Оценка воспитателя с опорой на наглядность.

Мастерство кузнеца проявляется даже в таком деле, как изготовление подковы для лошади. В народе говорят «Настоящий кузнец – специалист, достигший высокого уровня мастерства».

Кружевница – большая искусница кружевной сказки.

Художник – его руки умело передают в рисунке красоту природы родного края.

Столяр – мастер по дереву, создаёт добротную мебель

Швея – шьёт красивую одежду.

Плотник строит дом.

Повар печёт вкусные пироги.

У всех мастеров дело спорится. Недаром говорится «Дело мастера боится».

  1. Заключительный этап.

Что вам понравилось в ходе работы в паре?

Оформление страницы Альбома «Русские узоры»

Дети совместно с родителями оформляют страницу Альбома (стр. 15) книги для развития «Мастера и рукодельницы».

Рекомендую страницу Альбома «Русские узоры» оформить до занятия, сделать выставку и поблагодарить детей и их родителей за рисунки.

В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу, предлагает снова взяться всем детям за руки и поблагодарить друг друга за сотрудничество.

Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме «Мастера и рукодельницы».

Родителям,        бабушкам        и        дедушкам        предложить        на        сайте        группы,        в информационном экране рассказать о том, как они достигали мастерства в своем деле.

Детям рассказать в группе о профессии своих родителей, бабушек и дедушек, сделать на эту тему совместные книжки – малышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы

Конспект итоговой НОД по областям: социализация, труд, познание, художественное творчество, безопасность, физическая культура, здоровье, художественная литература, коммуникация...

Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"

Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для  учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....

План-конспект итогового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: « Путешествие в стану Волшебной математики »

План-конспект занятия по математике для подготовительной к школе группе по учебнику Колесниковой Е.В....

«Клуб знатоков» – итоговое познавательно-речевое занятие с детьми подготовительной к школе группы

Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости)....

Интегрированное итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП

Путешествие в страну Математики Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение в составлении задач Обучающие задачи:Продолжать учить детей...

Конспект итоговой НОД с детьми подготовительной к школе группы с детьми с ОНР "Секреты волшебного сундучка"

Данный конспект может быть использован в итоговой работе воспитателя с детьми с ОНР, так же в общеобразовательном детском саду по ФММП...