Нравственно - патриотическое воспитание детей
учебно-методический материал

Доклад на педсовете по теме "Нравственно - патриотическое  воспитание детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление  образования

Администрации  городского округа Солнечногорск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида № 33

141551  Московская область, Солнечногорский район,  гор.пос. Андреевка, тел. 8(495)536-37-35

 

«Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группы»

Подготовила:

воспитатель Асланова Н.А.

2019г.

 «Как нет человека без самолюбия,

так и нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

 верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский

Актуальность

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

  1. История поселка (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории поселка).
  2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
  3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
  4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к памятнику).

Программа нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).

Цель:

  1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
  2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
  2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый поселок.
  3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).

Блок 1. Тема: «Моя семья»

Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.

Задачи:

  1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
  2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
  3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

  1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
  2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
  3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.

Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.

Это понимают все, но как это делать знает не каждый.

Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.

Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.

Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.

Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.

Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»

Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.

Задачи:

  1. Развивать любознательности, умения вести диалог.
  2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.

Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.

В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Блок 3. Тема: «Я живу в поселке Андреевка»

Цель. Закрепление и расширение знаний о родном поселке.

Задачи: познакомить с историей возникновения поселка, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному поселку – проведение таких игр, как  «Пройдемся по улицам поселка», «КВН» – мой любимый поселок.

Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.

Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.

Блок 4. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»

Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.

Задачи:

  1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
  2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
  3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.

В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:

  • «О чем рассказывает наш герб»;
  • «Цвета нашего флага»;
  • «Как слушают и поют гимн».

Блок 5. Тема: «День защитников Отечества»

Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
  2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».

Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Блок 6. Тема: «Моя любимая мамочка»

Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.

Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».

Блок 7. Тема: «Наши космонавты»

Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
  2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.

Совместно с детьми была организована выставка рисунков поделок на тему «Космос».

Блок 8. Тема: «Этот день Победы»

Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
  2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.

Темы блока:

1. Что такое героизм?

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

2. В музее славы.

Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.

Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.

Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.

После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.

Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.

Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...