Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Мальцева Евгения Владимировна

Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologichesoke_vospitanie_doshkolnikov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Автор: Мальцева Евгения Владимировна

МБДОУ № 8 « Сказка»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического воспитания дошкольников.

Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Основная идея экологического воспитания дошкольника  – взаимосвязь ребенка  со всем окружающим миром, так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические.

Существует множество идей и подходов к изучению экологического материала в системе природоведческих знаний, но перед ними стоит одна цель – природа должна стать для ребёнка второй родиной, где быть чужаком вредно и стыдно. У истоков этого подхода стояли немецкий натуралист и поэт И.В. Гётте с его благоговейным отношением к природе и естествоиспытатель, географ, путешественник А. Гумбольдт, который считал, что богатство естествознания заключается не в обилии фактов, а в их взаимной обусловленности.

Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство детей  с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания».

По Павленко в основе экологического воспитания и образования находятся следующие проблемы:

  • Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения;
  • Сохранение многообразия видов организмов и их целостности сообществ;
  • Охрана природы как необходимого условия здоровья человека;
  • Преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе;
  • Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающей среды.

Тенденции развития содержания экологического воспитания и образования: максимальный учёт возрастных особенностей дошкольников, создание обязательного минимального ядра содержания, опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной экологии человека.

Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Необходимо у дошкольника  формировать понятие о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, воспитатели  используют различные формы работы в этом направлении.

Один из видов работ – экскурсии на природу. Вступительная беседа перед экскурсией, во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. Необходимо объяснять детям правила  поведения в местах отдыха на природе.

Формирование экологических понятий у дошкольников  основывается на расширении уже имеющихся экологических представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах и явлениях. Все это  предполагает поэтапное знакомство с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и всей планеты. Через конкретные объекты и явления дети составляют общие представления о региональных и глобальных экологических проблемах.

Все это способствует тому, что пойдя в школу дети будут иметь элементарные навыки  об охране экологической среды, и в школьном образовании эти навыки будут укрепляться и расширяться, что будет способствовать формированию общества с активной экологической позицией, чего так не хватает сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...