ТРИЗ на занятиях английским для малышей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Зонова Мария Александровна

Включение элементов ТРИЗ в занятия дошкольников по английскому языку представляется особенно актуальным, так как решает одновременно две важные задачи – развитие у детей системного мышления и создание мотивации говорения на иностранном языке. Разработки в данной области позволят сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_na_zanyatiyah_angliiskim_dlya_malyshei.docx325.07 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПРИЁМОВ

ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Включение элементов ТРИЗ в занятия дошкольников по английскому языку представляется особенно актуальным, так как решает одновременно две важные задачи – развитие у детей системного мышления и создание мотивации говорения на иностранном языке. Разработки в данной области позволят сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С.Альтшуллером.

Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции: 

  •  выбрать объект и определить его функцию; 
  • определить линию развития как собственно объекта, так и его функции; 
  • выявить составляющие объекта; 
  • определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект; 
  • осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам. 

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строится с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект - подсистема; объект - надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира. 

  1. Игры на формирование умения выявлять функции и свойства объекта

«What can it do?»

Активизация лексики по темам «Animal Planet», «Move Your Body!»; употребление модального глагола can.

Материалы: плакаты по темам «Animal Planet», «Move Your Body!»

Подготовительный этап: прослушивание песни «Can an Elephant Jump?», выполнение движений в соответствии с текстом песни.

Правила игры

Ведущий называет объект. Дети должны определить, что он умеет делать.

T.: What can a tiger do?

Ch.: Run, jump и т.д.

На следующих занятиях игра усложняется отсутствием зрительной опоры.Описание: C:\Users\pupsik\Desktop\про ТРИЗ\сегодня\animals.jpg

«Guess, what I am» («Угадай, кто я»)

Активизация лексики по темам «Animal Planet», «Toy story», «Move Your Body!»; употребление модального глагола can.

Правила игры:

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «I can…/ I can`t…» Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие.

После 3 – 4 изображённых действий дети отгадывают объект.

Например: Bounce, roll, lie…..(a ball).

«My friends» («Мои друзья»)

Активизация лексики на тему «Our colourful world», «Move Your Body!»

Правила игры:

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (выбирают роль объекта материального мира). Затем ведущий называет любое свойство (red, has eyes, can fly etc.). Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. 

T.: I`m a ball. My friends can jump.

К ведущему подходят дети, выбравшие образ лягушки, кошки и т.д.

T.: I`m the Sun. My friends are yellow, orange and red.

T.: I`m a crocodile. My friends have big teeth.

Аналогично проводится игра «1,2,3, run up tome» - ведущий называет функцию или свойство, после слов «1,2,3, run up to me» все дети, в загаданных образах которых есть данное свойство или функция подбегают к ведущему. Для увеличения объёма активизации лексики по теме «Move your body» педагог в роли ведущего может чередовать команды «1,2,3, run/jump/fly/crawl up tome».

«What is this made of?» («Что из чего?»)

Введение дополнительной лексики на тему «Качества предметов»

Правила игры:

Педагог демонстрирует материал, называет его (metal, gold,  silver, plastic, cotton, wood and glass etc.), дети называют как можно больше объектов, состоящих из этого материала

«Choose the proper things» («Выбери нужное»)

Данная игра практикует навык классификации.

Правила игры:

 На стол вперемешку высыпают предметные картинки. Педагог называет какое – либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

«Make a chain»  («Цепочка»)

Активизация изученной лексики по разным темам.

Правила игры:

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д.

Например: 1 A carrot. 2. A sweet carrot. 3. Sugar is sweet 4. Sugar is white. 5. Snow is white etc.

«Find something that …» (Найди что-то…)

Введение дополнительной лексики на тему «Качественные прилагательные» (soft/fluffy/breeze/broken/bumpy/chilly/dusty etc.)


Правила игры:

Педагог или дети выбирают любой объект из детского окружения. Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным (свойство, общая надсистема или сходная функция).

  1. Игры на определение линии развития объекта

«Now and before now» ("Раньше-позже")

Активизация лексики по теме «Animal Planet», дополнительная лексика на тему «Детёныши животных», настоящее простое и прошедшее простое времена.

Правила игры: 

Ведущий называет животное, дети должны найти картинку, на которой изображён детёныш данного животного. Дети показывают картинку – педагог называет детёныша по-английски (этап введения новой лексики). На следующем этапе игра проходит подобным образом, но дети уже пытаются вспомнить  и воспроизвести названия детёнышей.

Например: Now it`s a hen and before now it was…(a chick).

Описание: C:\Users\pupsik\Desktop\про ТРИЗ\сегодня\animaltastic-animals-babies.jpg

«It was, it is, it will be» («Был. Есть. Будет»)

Употребление простых времён, употребление прилагательных.

Правила игры:

Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, a baby – a girl – a woman; small –middle sized– big fruit, full – empty, young – old etc.

  1. Игры на выявление над-системных связей

«Where does it live?» («Кто где живёт?»)

 Правила игры: 

Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. 

  1. Активизация лексики по теме «Our colourful world»

           Where does a red colour live?

  1. Идентификация звуков в слове

Where does a sound [p] live?

  1. Активизация дополнительной лексики по теме «Геометрические фигуры»

Where does a triangle/circle/square live? И др.

4. Игры на объединение над- и подсистемы объекта

«Magic Traffic Light» («Волшебный светофор»)

Выделение системы, подсистемы и надсистемы объекта. 

Правила игры:

 
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться. 

«Guess» («Угадай-ка»)

Правила игры:

Ребёнок загадывает себе образ и описывает его, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Разрешается ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько над- и подсистем объекта (I live in the forest or in the zoo; I`ve got a long tail etc.). Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только да или нет.

5. Игры на сравнение систем

«What does it look like?» («На что похоже?»)

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. 

Активизация лексики, введение нового лексического материала, употребление оборота «look like».

Правила игры:

Ведущий  называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. 

Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. 

Например: What does a smile look like? - A smile looks like rainbow/an eyebrow/ arc etc.

Понятие «система»

Игра «Покажи систему»

Правила:

Ведущий называет систему, задача детей показать её. Возможны разные вариации данной игры – показать систему одному/коллективно, без использования вспомогательных ресурсов и с их использованием.

Использование приёма ТРИЗ «Системный оператор»

Данный приём актуален при систематизации знаний по теме. Вначале педагог вместе с детьми заполняет девятиэкранную схему (педагог задаёт вопросы и, получая ответ, ставит его на своё место).

Затем дети заполняют таблицу самостоятельно.

Пример девятиэкранной схемы:

НС – надсистема, C – система, ПС – подсистема.

C:\Users\pupsik\Desktop\схема.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский для малышей. Конспект занятия с детими младшего дошкольного возраста. "OUR FUNNY TRIP TO THE MEADOW\'

Данный конспект был составлен с учетом возрастных особенностей детей средней группы ДОУ. В занятии предусмотрены простые задания в игровой форме, направленные на рвзвитие лексических единиц, творчески...

Родителям об учебнике английского языка "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк.

Данная статья об  учебнике английского языка "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк. В ней освещены такие темы как изучение английского языка детьми при помощи родителей,фонетической спе...

Рабочая программа кружка по английскому языку для детей 5-6 лет "Английский для малышей"

Кружок "Английский для малышей" предназначен для детей 5-6 лет. Весь материал преподносится в легкой игровой форме, доступной детям....

Английский для малышей. стихи на запоминание английских слов

Делюсь с вами, накопленным материалом для занятий по английскому языку с детьми дошкольного возраста. В магазине нашла интереснейшее пособие, в котором даны стихотворения для запоминания английских сл...

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников английскому языку "Английский для малышей"

Программа расчитана на один год реализации, возраст детей 6-7 лет (подготовительгная группа)...

Дополнительная общеобразовательная программа обучения английскому языку «Английский для малышей»

Дополнительная общеобразовательная программа обучения английскому языку "Английский для малышей"...

Конспект отчётного занятия «Английский для малышей» для детей 3-5 лет

Вариант итогового занятия для родителей кружка дополнительного образования  "Английский для малышей"...