Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

 Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования  личности ребенка, он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

В педагогике существуют такие процессы ,как индивидуализация обра-зовательного процесса и индивидуальный подход. Часть ученых не видят разницы между этими понятиями, другие связывают одно с другим, третьи разделяют эти понятия.

Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия.

 

Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспита-тельного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявле-ние проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение пу-тей коррекции или дальнейшего развития.

      Итак, индивидуальный подход - это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация - это организация процесса обучения с учетом осущес-твления этого принципа, т. е. особая технология обучения со своими способа-ми и методами.

                   Критерии оценки индивидуальной работы педагога :

 1.  Наличие плана индивидуальной работы педагога ( планирование и отражение в рабочей документации.

Чаще всего индивидуально с детьми воспитатели общаются в утренние или вечерние часы, когда детей в группе не так много .В другое время они рабо-тают с группой воспитанников, реже с подгруппой, и заняты реализацией образовательной программы.

2. Время индивидуальной работы в режиме дня.

Включение инд.работы в режимные моменты( в группе ,во время прогулки, на занятии  в музыкальном и физкультурном  залах.)

3.Объем работы с каждым ребенком.

 Необходимость в индивид.работе с воспитанником педагог определяет самостоятельно, продолжительность от 3до 20 минут.

                         Формы и методы индивидуальной работы:

Педагог должен использовать разные формы индивидуальной работы. Это может быть индивидуальное взаимодействие ребенка с воспитателем или выполнение задания на примере, по образцу взрослого, а также при помощи сверстников. Для этого педагог может создать пары или микрогруппы детей, где один из детей нуждается в поддержке. Такая организация работы будет полезна и для ребенка, который выступает в роли наставника, т.к  учит его умению объяснять и обучать.

Методы инд. работы могут быть разными. Например, рассказ, беседа, напо-минание, вопрос ,проговаривание. Наглядные: показ иллюстраций, макетов, предметов. Практические: упражнение, совместное выполнение действий, моделирование, эксперимент. Какой метод выбрать, педагог решает в зависи-мости от места, где проводит индивидуальную работу, и особенностей конк-ретного ребенка.

               

                 Практическое задание для педагогов "Салфетка".

 Всем участникам семинара раздаются листы бумаги - "салфетки". Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто-то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто-то - по диагонали; кто-то будет отрывать правый нижний угол, а кто-то - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать ее всем участникам. Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности.                                                            

'Индивидуа́льность' (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокуп-ность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уни-кальность духовных, физиологических и личностных качеств

 Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с воз-растными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход предполагает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ре-бенку, создание необходимых условий.                                                                                        

  Вся работа направлена на решение следующих задач:                                                        - выявление индивидуальных особенностей                                                                                             - определение методов, форм и средств, направленных на реализацию индивидуального подхода;              

Работа в данном направлении начинается задолго до того, как ребенок приходит к нам в детский сад и, прежде всего, мы беседуем с родителями, которые обращают внимание на те или иные особенности в развитии ребенка.

                                            2. Приветствие

- Представьте, что вы встречаете утром детей. Предложите разные варианты и способы приветствия, учитывая особенности конкретного ребёнка.

Участники по кругу приветствуют остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка (каждый предлагает свой вариант).

 Что значит подойти к ребенку индивидуально? Подойти к ребенку индиви-дуально - это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, ка-ковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он лю-бит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка»- то важное качество, благодаря которому педагог становиться профессиона-лом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление тако-го опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность.

                 Практическое упражнение «Мимика педагога».

Участники делятся на две команды. Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается и…» продолжить развитие событий со стороны ребенка и со стороны взрослого

Индивидуально подойти к ребенку – значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности де-тей, педагог должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах.                                                                                   Результатом работы будет не только усвоение программного материала, но и
личностный рост детей, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада способствует гармоничному развитию детей совместно с родителями, повы-шает мастерство педагогов.                                                                                                 

                                   Шпаргалка для педагогов

Пути индивидуального развития детей:
• работа с подгруппами,
• добровольность участия,
• не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания,
• коммуникативная и игровая мотивация занятий,
• принятие ребенка как партнера по общению,
• опережающая инициатива взрослого,
• интерпретация им поведения ребенка,
• выделение в режиме дня времени и пространства для самодеятельных игр,
• обогащение предметно-развивающей среды, взаимосвязанное с организованной взрослым деятельностью.                                                                   

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в само-стоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объясне-ния; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.                                                                                                                       Индивидуальный подход учитывает и темперамент ребенка и особенности его характера: экстраверт ребенок или интроверт. Ведущие каналы воспри-ятия: кинестеик, аудиал, визуал.                                                                                           Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования  личности ребенка, он пронизывает всю воспи-тательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посред-ством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психо-логических особенностей и условий жизни.

                 4.Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

Посмотрите,  у нас были такие же проблемы как у наших детей группы и как нам хотелось быть услышанным и понятым. Почему мы отказываем в этом детям.

               

Обсуждение, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Все начинается с детства» - как  нельзя больше сочетается  с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...

Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Индивидуализация образовательного процесса и индивидуальный подход в профессиональной деятельности педагога в доу...

Консультация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Консультация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране,...