"Игра дошкольника в детской субкультуре"
статья

Воронова Елена Николаевна

Игра дошкольника в детской субкультуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_doshkolnika_v_detskoy_subkulture.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА ДОШКОЛЬНИКА В  ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

                                                                               

          В условиях развития демократического общества  проблемы детства приобретают все большее значение, которые требует создания и обеспечения специальных условий для  его существования, приоритетности внимания к нему со стороны общества и государства. Детство – это социальный феномен и  неотъемлемая часть образа жизни и культуры человечества. «Детство – это своеобразный этап в развитии человека, вековой период, который характеризуется качественными особенностями психических процессов и характерным типом ведущей деятельности. Рядом с этим детство – это самоценный, уникальный и фундаментальный период в развитии человека, так называемое «золотое время» его жизни» [2, с.64-65].    

             Изменения, происходящие в российском обществе в начале XXI в.,  вторжение в повседневную жизнь информационных технологий, агрессивное воздействие информационной среды на сознание человека, смена ценностных приоритетов, ускорение и интенсивность жизнедеятельности, оказывают значительное воздействие на существующие формы культурной коммуникации в социуме, в том числе и на бытие детей.

          Сферой детского самобытия является мир субкультуры, вовлекающий практически каждого ребенка в детское сообщество. В.В. Абраменкова считает, что «детская субкультура – в широком значении – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми,  в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» [1, с.27].                    

          Детская субкультура оказывает существенное воздействие на формирование мировидения ребенка и становление его духовно-нравственных начал.  Одним из проявления детской субкультуры, наряду с детской картиной мира (детское философствование, сказочный мир, совокупность ценностей и представлений о мире), детской модой, детской речью, детским фольклором, является игра.  Для детей дошкольного возраста игра  - это ведущий вид деятельности, в которой происходит всестороннее развитие ребенка, складывается и совершенствуется управление поведением, в том числе и социальным (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Игра -  это самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому, состояние детской субкультуры игры, мы,  вслед за российским психологом Б.Д. Элькониным, считаем важными индикаторами положения детства в России.  

             Проведенный теоретический  анализ детской субкультуры свидетельствует о тенденциях трансформаций данного элемента детства. Это проявляется, прежде всего,  в сужении игрового пространства детства, увеличения различий  в сюжетах игр современных детей, культурой  игры девочек и мальчиков. Сегодня в обществе  наблюдается противоречивая ситуация по отношению к детству и детским играм. С одной стороны, - выпускается широкий спектр  дорогостоящей продукции для игр современных детей, с другой стороны, -  очень много предлагаемых товаров для детей не учитывают возрастную, психологическую адресованность для развития ребенка, а отражают конъюнктурный спрос на «модные» игрушки из мультфильмов. Взрослые все  меньше уделяют внимание игре и общению со своими детьми.

         Наши дошкольные образовательные организации, являясь сетевыми партнёрами по опытно-экспериментальной работе занимаются исследованием по востребованной и актуальной теме для развития дошкольной системы образования «Проектирование новых форматов образовательных режимных моментов в ДОУ с учётом обновления субкультуры дошкольного детства».

            Для реализации поставленных целей и задач по изучению интересов современных детей, их предпочтений, особенностей игр в современной детской субкультуре использовался комплекс методов исследования: анкетирование родителей, наблюдение педагогов за играми детей, опрос детей, проективная рисуночная методика «Моя любимая игрушка». Нас интересовала широкая и обобщенная картина того, во что и как играют современные дошкольники.  

             По результатам опроса родителей (изучение интересов детей, их предпочтений) дети дошкольного возраста предпочитают играть дома в следующие игры: подвижные игры (81%), конструирование (63%), настольные игры (49%), строительство (36%); играть в персонажей из книг, мультфильмов (35%), в профессии (30%), компьютерные игры, игровая приставка (24%).

            Любимой  игрушкой детей дошкольного возраста являются разного рода машинки, куклы, мягкие игрушки зверей (наиболее популярны кошечки, мишки, собачки, лошадки и пони), различные конструкторы, динозавры, роботы, трансформеры. Современные дети знают и любят такие российские мультфильмы как «Ну, погоди!», «Простоквашино», «Винни-Пух», серия нового поколения «Маша и медведь»; мультфильмы «западного» происхождения «Барбоскины», «Фиксики», «Щенячий патруль», «Смешарики», «Холодное сердце», «Три кота», «Тачки», «Лунтик», «Свинка Пеппа», «Супер крылья», «Мишки-Мимимишки» и др. У большинства детей независимо от возраста любимыми персонажами являются герои названных выше мультфильмов, особенно «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Щенячий патруль», «Холодное сердце», «Фиксики», персонажи «Трансформеров», «Герои в масках», «черепашки Ниндзя», «Босс Молокосос», «Человек-паук», «Бэтман» также упоминаются детьми.

               Детям дошкольного возраста доступны компьютерные игры (58%), не доступны (42%). Из компьютерных игр дошкольников привлекают: развивающие игры, логические задания, раскраски, пазлы, лего, головоломки, буквы и счёт, строительство, трансформеры, фермерство, автомобильные гонки, спортивные игры и «стрелялки», такие как: «Майнкрафт», «Говорящий Хэнч», «Зомби», «Симуляторы», «Песочница», «Пони Литл», «Цирк», «Салон красоты», «Моя Анжелика», «Марвэл», «Говорящий кот» и др.

              Интересный материал был получен при опросе детей педагогами. Анализируя ответы детей, мы обращали  внимание: на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; на любимые сюжеты и роли; на любимые игрушки. Анализ ответов показал  характер игровых предпочтений детей. В качестве своей любимой игрушки  многие мальчики называли героев иностранных мультфильмов: «Человека- паука», «Черепашки ниндзя» «Бетмена»; роботов - трансформеров. У девочек -  это Винкс»; “Барби и Кен”, «Русалочка», «Маша и медведь», «Лунтик».

               На вопрос о том, почему им нравятся эти герои?, дети показали следующее. Девочки говорили, что: «…они красивые» (45%), «…очень добрые» (33%);  «…помогают другим героям» - 22%. Мальчики отметили смелость героев (31%) , храбрость - 26%;   силу и ловкость назвали  25 % мальчиков; «… они хорошие, потому, что спасают других», - показали  15% детей.  Таким образом, анализ ответов мальчиков свидетельствует о том, что больше всего они любят играть в героев иностранных мультфильмов.

              Опрос детей показал, что все они любят играть в коллективные игры. Большинство детей говорили о том, что,  им нравится играть в детском саду, «…потому что здесь много друзей и игрушек». Дома дети чаще всего играют в одиночные игры, «сам с собой», так как родители часто заняты своими делами, а старшие братья и сестры предпочитают играть за компьютером.  

              Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Это архетипические игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки. Герои сюжетных игр девочек олицетворяют в себе красавицу, царевну, принцессу. Это и понятно, ведь становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны с ее стремлением стать красивой женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

           Мы выяснили, что предпочитаемыми сюжетами игр современных  девочек являются игры  в «семью», “Барби и Кен”, «Дочки- матери»; «больничка», «парикмахерская»,  “Семья в кафе” и др. У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, однако на смену рыцарям и солдатикам приходят  новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, Халк, Черепашки ниндзя,   тачки, полицейские и другие.

           Однако есть и новые игры с выдуманными правилами («Зомби», «Роботы», «Пришельцы», «Заморозка», «Монстры»). Дети играют по мотивам историй мультфильмов, современных сказок, например: «Домик Эльзы» (из м/ф «Холодное сердце»), «Заморозка», «Спасение радуги» (из м/ф «Моя милая пони»).

           Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказывались вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”. Кроме того, дети  также любят  играть в строительные игры, с конструктором «лего» или с отдельными предметами (например, катать машину), играть в подвижные игры. Девочки больше любят играть в куклы.  

         Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят роли телевизионных героев. Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем разнообразной жизнью близких взрослых. Поэтому социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, а  их место все больше  занимают виртуальные персонажи.

         На прогулке дети играют в подвижные игры: «Ловишки», «Жмурки», «Прятки», «Зомби», «Копы и бандиты», «Вышибала», Штандер- стоп!», «Войнушки» с героями роботами, черепашками Ниндзя, человеком-пауком и т.д.

         Дети по - прежнему сговариваются на игру. Причем используют и «старые» заклички: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, если будешь драться, я буду кусаться», и переделанные на новый лад: «Я мирюсь, мирюсь, мирюсь и я больше не дерусь. Ну а если подеруся, в грязной луже окажуся», также современные  «Кто хочет в Зомби играть и мячом догонять?». Иногда заклички могут быть не рифмованные, не складные: «Муха сядет на цветок, ты водящий, бабка Грени».

             Во время игр дети используют разные способы обращения друг к другу: произносят ласково имя (например, Егорка, Алесенька, Катюша и т.д.); используют похвалу: «Ты молодец, у тебя здорово получилось», «клёво», «класс», ну и, конечно же, присутствуют у них в речи и обзывалки: «Жадина-говядина», производные от имен: «Пашка-таракашка», «Ленка-пенка».

           Анализ  детских рисунков показал, что чаще всего дети рисовали  любимых героев  мультфильмов: «Винкс», «Барби», «Бетмен», «Тачки», «Халк», «Железный человек», «Бакуганы», «Пакемоны», супермены, роботы и др. Эти рисунки отличались яркостью, красочностью,  своеобразием, чаще всего они носили реалистичный характер. Герои на них были такими,  какими дети их видят на экранах телевизора. Яркость и красочность рисунков детей свидетельствовала о том, что эти герои им очень близки и любимы. Нередко, в рисунках дети рисовали не только самого героя, но и передавали знакомый сюжет. Мальчики чаще всего рисовали супергероев,  и это естественно, ведь эти герои  в их представлении являются сильными  мужественными.  

            Таким образом, можно заключить, что игры современных детей в современной субкультуре детства отличаются неповторимостью и своеобразием. Игры мальчиков отражают отдельные предметные действия с персонажами  иностранных мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бэтман» и нередко имеют агрессивную направленность. Игры девочек отличаются  ролевой направленностью: «дом», «семья», «дочки-матери», «больница», «парикмахерская». Особое место в детских играх занимают игрушки из мультфильмов. Яркие и многообразные, они не всегда понятны взрослым,  часто бесполезные и неразвивающие.  

             Кроме того, проведенное исследование показало, что  игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше барби, тачек, халков, бакуганов, пакемонов, суперменов, роботов-трансформеров  в детской субкультуре сегодня является престижным. Несмотря на обилие игрушек и атрибутов к ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения,  как девочки, так и мальчики действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя. Это является  характерной приметой нашего времени и явлением субкультуры игры современных детей.

   Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если остаётся самостоятельной деятельностью детей. Сюжеты детских игр - отражение окружающей их социальной жизни во всей её полноте и многообразии. Источниками для них становятся не только сцены из взрослой жизни, но и прочитанная сказка, увиденный мультфильм, спектакль.

  Игры детей постоянно меняются, как меняется окружающая действительность. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнёрства, дружбы, взаимовыручки, основанных на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького пока человека.

Список литературы:

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. 2000.  М.; Воронеж. С. 27.

2. Кудрявцев, В.Т. 2009. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 64–68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детская субкультура как механизм социализации дошкольников»

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста....

Игра дошкольников на детских музыкальных инструментах

1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей. 2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.3. Организация занятий по обучению де...

СЕМИНАР «ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ»

Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской субкультуре....

Консультация для воспитателей "Игра дошкольников на детских музыкальных инструментах.Роль воспитателя".

Материал поможет грамотно организовать работу в детском саду в вопросах музыкального воспитания и развития детей....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙДетская субкультура как механизм социализации дошкольников...

События - одна из форм приобщения дошкольников к детской субкультуре

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и пред...