КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — ГИМНАСТИКА МОЗГА ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья (средняя группа)

Мызникова Юлия Валентиновна

Гимнастика мозга — ключ к развитию способностей ребенка!

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий — левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Левое полушарие — логическое — выделяет в каждой проблеме важнейшие ключевые моменты, а правое полушарие — творческое — схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции — интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Взгляните на этот список, где условно разделены сферы специализации каждого из них, и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — ГИМНАСТИКА МОЗГА ДОШКОЛЬНИКОВ.

🧠Гимнастика мозга — ключ к развитию способностей ребенка!

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий — левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Левое полушарие — логическое — выделяет в каждой проблеме важнейшие ключевые моменты, а правое полушарие — творческое — схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции — интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Взгляните на этот список, где условно разделены сферы специализации каждого из них, и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности.

                                           
✔Левое полушарие:

• отвечает за логически-аналитическое мышление;


• анализирует факты;


• обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление);


• обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);


• обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;


• запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание


• понимает только буквальный смысл того, что слышим или читаем


• планирует будущее;
• контролирует движения правой половины тела;


• отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки;


• отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;


• отвечает за планирование;

                                                     Правое полушарие:

• отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки;


• отвечает за интуицию и интуитивную оценку;


• может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации);


• реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа);

• обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;

• запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое

• способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию;

• ориентируется в настоящем;

• контролирует движения левой половины тела;

• отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке;

• отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству;

• отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.

Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности
❔


При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинезис» — движение, «логос» — наука). Пол Деннисон и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

 Массаж ушных раковин

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

 Колечко

Поочередно, и как можно быстрее, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 
Кулак-ребро-ладонь

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 — 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь», произносимыми вслух или про себя.

 Лезгинка

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 
Ухо — нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 Змейка

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

➕ 

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Применяя упражнения «Гимнастики мозга» в работе с детьми, необходимо систематически применять их для тренинга определенных функций. В результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшились память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

Методическое пособие «Использование кинезиологических упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА» в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное её решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений и семьи. Сохранение и укрепле...

Здоровьесберегающие методики в работе педагога-психолога. Кинезиологические упражнения "Гимнастика мозга"

Методика "Гимнастика мозга"Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:·...

Кинезиологические упражнения - "гимнастика мозга"

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении ...

Использование кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга» в работе с дошкольниками с ОВЗ

Программа просвещенна естественному развитию человека и методике активизации созданных природой механизмов работы мозга посредствам физических движений тела....

Использование кинезиологических упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА» в работе с детьми

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников...