Родительское собрание «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Павлова Елена Леонидовна

Протокол 01.03.17 № 3.

Родительское собрание «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи: ознакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки; дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности

 

Присутствовали:

 

 Ход собрания.

1. Организационный этап. Председатель  родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку дня; знакомит с порядком его проведения. 

  (На столах памятки с рекомендациями по воспитанию самостоятельности)

       Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает старший  школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

        Анализ показывает, что самостоятельность у старших школьников имеет относительно ограниченный характер.    

       Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

    Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

 Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

 Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут.

          В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я:

 а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

 б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это не парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

. Практическая работа родителей в микрогруппах.
Образцы заданий

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

      Решение. Разумно предоставить ребенку  самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

 

 

Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?         

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка;

• на слово с ошибкой;                                     

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к   другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

         Анализируя частые жалобы родителей на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

         Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними.  Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

 Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Пути профилактика возможных трудностей и преодоление уже имеющихся.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми  домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер:

«Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему».

 При этом:

возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому;

по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а в последствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Решение родительского собрания:

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. 
2) Использовать подготовленные памятки для более рациональной орга-низации работы по выполнению домашних заданий детьми. 
3) Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий. 

ПАМЯТКА

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

 -Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

-Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

-Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

-Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.

-О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

-По русскому  языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь задании может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в  учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

 

 

 Повестка дня:

1. Знакомство с программными требованиями воспитательно-образовательного процесса.

2. Возрастные особенности детей седьмого года жизни

3. Планируемые результаты освоение образовательной программы

4. Ознакомление с сеткой занятий подготовительной группы

6. Разное.

 

 По первому вопросу выступила, воспитатель Уткина В Я. Она познакомила родителей с программой обучения и воспитания детей в данной возрастной группе. Осветила цели и задачи, целевые ориентиры к освоению детьми знаний.

По второму вопросу родители заслушали сообщение воспитателя Павловой Е. Л на тему«Развитие самостоятельности».  Воспитатель В Я провела беседу о достижении детьми планируемых результатов освоения Программы по всем разделам. Огласили Перспективный план работы с родителями 2016-2017 г.

Постановили:

1. Закреплять с детьми знания полученные в детском саду дома.

2. родители со всей своей ответственностью подходят к решению этого вопроса.

Решение принято единогласно.

Председатель:___   

Секретарь: ___

 

 

 

Протокол 01.03.17 № 3.

Родительское собрание «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи: ознакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки; дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности

 

Присутствовали:

 

 Ход собрания.

1. Организационный этап. Председатель  родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку дня; знакомит с порядком его проведения. 

  (На столах памятки с рекомендациями по воспитанию самостоятельности)

       Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает старший  школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

        Анализ показывает, что самостоятельность у старших школьников имеет относительно ограниченный характер.    

       Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

    Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

 Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

 Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут.

          В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я:

 а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

 б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это не парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

. Практическая работа родителей в микрогруппах.
Образцы заданий

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

      Решение. Разумно предоставить ребенку  самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

 

 

Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?         

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка;

• на слово с ошибкой;                                     

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к   другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

         Анализируя частые жалобы родителей на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

         Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними.  Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

 Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Пути профилактика возможных трудностей и преодоление уже имеющихся.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми  домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер:

«Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему».

 При этом:

возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому;

по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а в последствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Решение родительского собрания:

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. 
2) Использовать подготовленные памятки для более рациональной орга-низации работы по выполнению домашних заданий детьми. 
3) Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий. 

ПАМЯТКА

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

 -Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

-Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

-Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

-Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.

-О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

-По русскому  языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь задании может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в  учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

 

 

 Повестка дня:

1. Знакомство с программными требованиями воспитательно-образовательного процесса.

2. Возрастные особенности детей седьмого года жизни

3. Планируемые результаты освоение образовательной программы

4. Ознакомление с сеткой занятий подготовительной группы

6. Разное.

 

 По первому вопросу выступила, воспитатель Уткина В Я. Она познакомила родителей с программой обучения и воспитания детей в данной возрастной группе. Осветила цели и задачи, целевые ориентиры к освоению детьми знаний.

По второму вопросу родители заслушали сообщение воспитателя Павловой Е. Л на тему«Развитие самостоятельности».  Воспитатель В Я провела беседу о достижении детьми планируемых результатов освоения Программы по всем разделам. Огласили Перспективный план работы с родителями 2016-2017 г.

Постановили:

1. Закреплять с детьми знания полученные в детском саду дома.

2. родители со всей своей ответственностью подходят к решению этого вопроса.

Решение принято единогласно.

Председатель:___   

Секретарь: ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_mart.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол 01.03.17 № 3.

Собрание «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи: ознакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки; дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности

Присутствовали:

 Ход собрания.

1. Организационный этап. Председатель  родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку дня; знакомит с порядком его проведения. 

  (На столах памятки с рекомендациями по воспитанию самостоятельности)

       Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает старший  школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

        Анализ показывает, что самостоятельность у старших школьников имеет относительно ограниченный характер.    

       Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

    Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

 Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

 Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут.

          В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я:

 а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

 б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это не парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

. Практическая работа родителей в микрогруппах.
Образцы заданий

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

      Решение. Разумно предоставить ребенку  самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

 

 

Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?         

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка;

• на слово с ошибкой;                                     

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к   другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

         Анализируя частые жалобы родителей на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

         Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними.  Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

 Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Пути профилактика возможных трудностей и преодоление уже имеющихся.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми  домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер:

«Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему».

 При этом:

возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому;

по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а в последствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него. 

Решение родительского собрания:

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. 
2) Использовать подготовленные памятки для более рациональной орга-низации работы по выполнению домашних заданий детьми. 
3) Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий. 

ПАМЯТКА

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

 -Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

-Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

-Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

-Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.

-О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

-По русскому  языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь задании может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в  учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

 Повестка дня:

1. Знакомство с программными требованиями воспитательно-образовательного процесса.

2. Возрастные особенности детей седьмого года жизни

3. Планируемые результаты освоение образовательной программы

4. Ознакомление с сеткой занятий подготовительной группы

6. Разное.

 По первому вопросу выступила, воспитатель Уткина В Я. Она познакомила родителей с программой обучения и воспитания детей в данной возрастной группе. Осветила цели и задачи, целевые ориентиры к освоению детьми знаний.

По второму вопросу родители заслушали сообщение воспитателя Павловой Е. Л на тему«Развитие самостоятельности».  Воспитатель В Я провела беседу о достижении детьми планируемых результатов освоения Программы по всем разделам. Огласили Перспективный план работы с родителями 2016-2017 г.

Постановили:

1. Закреплять с детьми знания полученные в детском саду дома.

2. родители со всей своей ответственностью подходят к решению этого вопроса.

Решение принято единогласно.

Председатель:___  

Секретарь: ___

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Родительское собрание: "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

цель: познакомить родителей с оновными стратегиями правильного развития самостоятельности у детей...

родительское собрание "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"

В конспекте представлен один из вариантов проведения родительского собрания в старшей группе и представлен весь раздаточный материал для родителей по теме собрания...

Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»

Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...

Родительское собрание "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель родительского собрания: способствовать повышению педагогической культуры родителей....