ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В ПОНИМАНИИ А.С.МАКАРЕНКО
статья

Цапаева Любовь Вячеславовна

В данной статье говориться о профессиональном мастерстве в понимании А.С. Макаренко.Выделены важные составляющие педагогического мастерства.Рассмотрены понятия педагогического мастерства в трактовке разных авторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalya_makarenko_gl_-_kopiya.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В ПОНИМАНИИ А.С.МАКАРЕНКО

                                                                        Цапаева Л.В., ФБГОУ «НГПУ им. К. Минина»

Курилкина Е.В., ФБГОУ» НГПУ им. К. Минина»

                                                                    Научный руководитель к.п.н., доц. Ханова Т.Г.

Аннотация: В данной статье говориться о педагогическом мастерстве в понимании А.С. Макаренко. Выделены важные  составляющие педагогического мастерства .Рассмотрены понятия педагогического мастерства в трактовке разных авторов. Рассуждения А.С. Макаренко о педагогическом мастерстве.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, воспитатель, умения,профессионализм,способности,А.С.Макаренко, педагог.

     PEDAGOGICAL SKILLS IN the UNDERSTANDING of A. S. MAKARENKO

Chapaeva L. V. FGBOU "NSPU them. K. Minin»

Kurilkina E. V., FGBOU " NSPU them. K. Minin»

                                                                         Scientific supervisor Ph. D., Doc. Hanova T. G.

Abstract: This article deals with pedagogical skills in the understanding of A. S. Makarenko. The important components of pedagogical skill are allocated .The concepts of pedagogical skill in the interpretation of different authors are considered.The arguments of A. S. Makarenko about pedagogical skills.

Key words: pedagogical skill, teachers, skills, professionalism, abilities,A. S. Makarenko, teacher.

      Очень часто, выпускники педагогических вузов   приходя на работу в детские сады , испытывают трудности  при выполнении  своих обязанностей. , например, применение педагогического мастерства. Теория педагогического мастерства   оказывается весьма нелегким процессом при применении в практической деятельности, нежели мастерство обучения, которое выступает одним из средств   нравственного идеала, эстетической утончённости   и образованности , умения и желания  трудиться.

        На современном этапе Российская система образования развивается по пути   демократических   приоритетов. Возникает   проблема создания развивающейся   системы безотрывного образования, что подразумевает   рассмотрение образования не только как усвоение современных знаний и технологий, но и как развитие   мыслящей   личности, стремящейся к деятельности. Дошкольная образовательная организация  обеспечивает  всестороннее базовое  развитие способностей ребенка, а начальная школа, в свою очередь, используя данный опыт дошкольной организации, способствует его дальнейшему личностному становлению. Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется, в связи с чем, у педагогов возникает необходимость   постоянно поддерживать свои профессиональные навыки, осваивать новые технологии и приобретать   новые   знания, развивать педагогическое мастерство. А что же такое педагогическое мастерство ? Рассмотрим несколько толкований этого понятия.

         По мнению педагога Н.В. Кухарева, педагогическое мастерство – это совокупность определённых качеств личности педагога, которые обусловливаются высоким уровнем его педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи. [2, с.72]

        В.А. Сластёнин  [4] утверждает, что степень педагогического профессионализма и мастерства  можно определить умением  решения педагогических задач.

 [ 4,с.343] .Авторы сходятся во мнении, что педагогическое мастерство –это комплекс определённых качеств личности педагога, способного решить необходимые педагогические задачи.

Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, является уверенность, осмысленность действий,   профессиональные знания. Направленность и профессиональное знание составляют ту основу, уровень высокого  профессионализма в деятельности, который и обеспечивает  полноценную организацию  системы. Способности педагога   являются неким катализатором   мастерства, имеющие влияние на скорость его совершенствования. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит становление   нового в организации учебно-воспитательного процесса. Каждый педагог ищет свои подходы   при воздействии   на детей  в различных ситуациях. В работе с детьми не может быть шаблонов, постоянства и однообразия.

        В своих трудах А.С. Макаренко писал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, даже самая ответственная и требующая от педагога не только огромного напряжения , но и больших сил, большого объёма способностей». Он говорил, что   умение воспитывать — это определённое искусство, такое же искусство, как у музыканта - хорошо играть на скрипке или другом музыкальном инструменте, у художника- хорошо писать картины. Проблема   искусства воспитания заключается   в том, что научить воспитывать возможно только на примере в практической деятельности. Даже если человек успешно   окончил педагогический вуз,    был талантлив, ему следует  учиться на опыте,  иначе никогда не быть ему хорошим педагогом. Очень часто педагогическое мастерство приравнивают к умениям и навыкам педагогической техники, но это   всего лишь один из внешне проявляющихся составляющих мастерства.

Именно А.С. Макаренко первым серьёзно поставил   вопрос о мастерстве   в педагогике.

       Антон Семёнович Макаренко –  выдающийся педагог и писатель, учёный и практик. Он считал объектом педагогического исследования- педагогический факт, явление, а   совсем не ребёнка, как принято считать. Значимо, что первая кафедра педагогического мастерства была основана  в Полтавском педагогическом институте. Этот институт окончил ,  Антон Семенович, а спустя  21 год его выпускником стал Василий Александрович Сухомлинский- другой выдающийся педагог-гуманист.

По мнению Антона Семёновича, педагогическое мастерство, которое основывается   на умении, на квалификации, это знание воспитательного процесса, умение его правильно преподнести, дать толчок к действию. [4 ,с.54]  

        А.С. Макаренко утверждал, что дети дошкольного возраста   могут простить своим воспитателям   строгость и сухость   и даже придирчивость, но не смогут простить плохого знания своего дела, отсутствия заинтересованности,

Фундамент педагогического мастерства заложен в отношении педагога к детям, к своей профессии. Он укрепляется   с годами, приходит с практикой. Надо отметить, что педагогический опыт индивидуален по своему. Мастером  становится не каждый педагог, и не сразу . У некоторых  педагогов на это может  уйти  не мало времени, иногда даже долгие годы. Имеет место быть тот факт, что не малое количество педагогов за долгий педагогический путь так в достаточной мере и не смогли  овладеть педагогическим мастерством. Им приходится признать то,  они остаются в разряде посредственных.

       Для того, чтобы стать мастером, новатором, педагогу необходимо овладеть методами , приёмами   и  механизмами педагогического процесса, это поможет ему педагогически мыслить и педагогически анализировать, находить основную педагогическую задачу и решать её. А. С. Макаренко утверждал: мастерство – это то, чему возможно научиться, и, конечно, каждый педагог может стать   мастером своего дела.

Педагогическим мастерством овладевает тот человек, который в своей работе опирается на научную теорию. Естественно, что применение теоретических знаний в практике требует уже некоторых навыков, умения их применить, определённого мышления,  которыми, к большому сожалению, педагог не всегда располагает .

       Мастерство педагога – это огромный багаж знаний и умений, так считает  А.С.Макаренко. Ведущее место в нем занимает мастерство организатора. Макаренко   подчеркивал этот факт.  Если воспитатель действительно  испытывает огромное желание  воспитывать, он должен уметь   организовывать  жизнь детей, руководить ими, создать благоприятные условия дошкольникам  для усвоения  необходимых знаний и умений . Вот одна из составных частей   педагогического мастерства. К сожалению, только этого не достаточно.

Другой ,не менее важной составляющая   является  культура речи - это чёткая дикция, разумное использование в речи мимики и жестов. Макаренко писал, что не может быть хорошим тот воспитатель, который не владеет   мимикой, не может сделать своё настроение».[5, с.149]

Педагогическая техника- так же  одна  из составляющих педагогического мастерства. Антон Семенович писал, что стал настоящим воспитателем, когда научился  говорить фразу «иди сюда»  с 15-20 оттенками своего голоса, когда научился давать 20 нюансов  в постановке лица  и фигуры. Вот тогда я перестал боятся, что кто- то  может ко мне не пойти и не почувствует того, что я хочу им дать.

Коллеги   Антона Семёновича вспоминали, как страстно и убедительно умел он говорить, при этом   понимая, что воспитатель всегда  останется пропагандистом. И это еще одна составная часть мастерства педагога.

      Если свести все составляющие компоненты педагогического мастерства   в один, то структура будет выражена наиболее общими умениями:  мимическими и пантомимической выразительностью, речевыми, управлением своим психическим состоянием и поддержания своего творческого потенциала, актёрско- режиссёрские умения, которые позволяют влиять не только на умственные способности , но и на чувства воспитанников, уметь делиться  с  ним опытом  эмоционально- ценностного отношения к миру. При взаимодействии с воспитанниками эти умения должны раскрываться наиболее полно.

      Можно сделать вывод, что  из одних  только книг мастерства не наберёшься. Это приходит с трудом, самосовершенствованием, сотрудничеством, а главное- опытом. Поведение воспитателя должно быть таким, чтобы каждое его движение несло воспитательный характер, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет,  так писал А.С Макаренко.

      Множество  изломанных педагогических судеб и несостоявшихся жизненных планов по причине того, что молодые педагоги   в начале своего профессионального пути не проявляли желание овладеть мастерством и не овладели им.

       Исходя из этого можно   утвердить, что  причиной большинства   неудач  педагога  упираются в дефицит педагогического мастерства.

Из этого следует, что макаренковская концепция педагогического мастерства  по сей день  требует более пристального внимания со стороны педагогов , не принята на вооружение в ее полной мере, трактуется узко, сводится к ,так называемой, «педагогической технике» или, в лучшем случае ,к мастерству педагогического воздействия.

     Список литературы:

1. Беляев В.И., Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.: МИУПУ,

    2000. -  с 222.

2. Кухарев, Н.В., На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев.– М.,

    1990. – 159 с.

3.Руминский Л.И. Введение в специальность \Под ред. Л.И.Руминского .-М., 1988.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /

     В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:

     Издательский центр «Академия», 2010

5. Фролов С. А,. А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт.

     Н. Новгород, НГПУ, 1992. - с. 207.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

Конспект открытого просмотра ННОД для студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А. С. Макаренко «Показ сказки теремок с элементами конструирования» старшая группа

Цель: Развитие интереса к конструктивной деятельности. Задачи: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Закреплять умение делать свой выбор. Совершенствовать умение вести диал...

Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»

Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...

«Социально-педагогические идеи в педагогике А.С. Макаренко»

Педагогическая деятельность дошкольного детства опирается в первую очередь на развитие, а также интеллектуальные возможности детей, на получение знаний, необходимых навыков, умений, а вопрос по социал...

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Мастерство педагога-успех ученика»

Муниципальный конкурс педагогического мастерства«Мастерство педагога-успех ученика»Мастер-класс по речевому развитиюТема: «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников...

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Мастерство педагога-успех ученика». 2023г.

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...