«Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»
методическая разработка (средняя группа)

Воронина Ирина Вячеславовна

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, пригла­шенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настоль­ного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль воспитателя, так как речь детей второй младшей группы еще не очень разви­та, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочи­ненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему воз­можность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжела­тельности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доб­рожелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые явля­ются своеобразной школой, помогающей детям постигать сек­реты управления театральными куклами, основы актерского ма­стерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избе­жать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходи­мые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбу­див фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудни­чества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей груп­пы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стара­емся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим приду­мать диалоги.

К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внима­тельно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровожда­ют движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение « Школа № 18»

                                    структурное   подразделение  детский сад

Методическая разработка

Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»

                 

                              Воспитатель: Воронина Ирина Вячеславовна.

                                г. Нижний Новгород

Приобщение детей дошкольного возраста к  театрализованной деятельности.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль воспитателя, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стараемся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим придумать диалоги.

К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.

В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

Во второй половине года мы знакомим их с театральной ширмой. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см), чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол -  Бибабо. Управление куклой  Бибабо  требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. Чтобы облегчить ребенку управление куклой, их делают как можно более легкими.

На театральных занятиях дети знакомятся с приемами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия.

 Продолжается работа по развитию творчества, в которой используются куклы Бибабо. Малыши сочиняют небольшие сказки, а также песенки, которыми сопровождают движения куклы. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.

Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя кукол Бибабо. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.

В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами Бибабо. Для этого мы вносим театральную ширму, кукол из разных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами небольшие истории. Сочиненные сценки используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.

В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.

Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами Бибабо,).

В подготовительной группе продолжается работа с куклами Бибабо: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской.

Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.

Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.

Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.

Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

Сообщение о приобщении детей к театрализованной деятельности...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности

Этот материал будет полезен воспитателям, которые желают ставить постановки с детьми в детском саду. Целью нашей  работы по данному направлению  является приобщение  детей к театральном...

СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель и задачи, основные принципы построения программы "Театрализованная ритмопластика"...