Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности
консультация (средняя группа)
Этот материал будет полезен воспитателям, которые желают ставить постановки с детьми в детском саду. Целью нашей работы по данному направлению является приобщение детей к театральному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности
В наше время дети знают больше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Но они значительно реже удивляются и восхищаются, сопереживают и возмущаются, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, зато быстрее решают логические задачи, делают различные умозаключения. В современном обществе стремление дать детям различные знания, научить их читать, писать и считать, мы забываем развивать способности чувствовать, думать и творить. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения и не достаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.
Участвуя, в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Во время игры, ребенок чувствует себя раскованно, свободно, ему легче довериться сказочному герою и слушаться его тоже приятнее.
Коллектив детского сада уделяет большое внимание театрализованной деятельности, так как она помогает воспитателю создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе.
Целью нашей работы по данному направлению является приобщение детей к театральному искусству.
Исходя из цели, мы выделила следующие задачи.
Образовательные задачи:
- Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
- Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
- Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
- Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
- Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.
Развивающие задачи:
- Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
- У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.
Воспитательные задачи:
- Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
- Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.
В нашем детском саду театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей, но организационно пронизывает все режимные моменты, мы включаем её в непосредственно - образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также дети с удовольствием используют театрализованные игры в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Работа воспитателя с детьми состоит в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Свою работу по данному направлению мы начала с создания предметно – пространственной развивающей среды в группе. В групповой комнате был оформлен театральный уголок, который пополняется в зависимости от возраста детей. В уголке представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.
Также в группе оформили книжный уголок с произведениями соответствующими возрасту, пополнили методическую копилку картотекой театрализованных игр, этюдов, пальчиковых, артикуляционных гимнастик, сценариями сказок.
Приобщать детей к театральному искусству мы начали с просмотра кукольных спектаклей и драматизаций сказок, показанные воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста. Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль.
Свою работу мы начали со знакомства ребят с театром, объясняли его внутреннее устройство, показывали фотографии красивых зданий. Дошкольники узнали, что бывают драматические и кукольные театры, познакомились с профессией актёра.
Вместе с тем с детьми знакомились с разными видами театра: варежковый театр, теневой театр, театр мягкой игрушки, деревянный, конусный, пальчиковый театр, театр кукол бибабо, театр ложек и клубков. Вместе с детьми сделали самодельный театр из конусов, с помощью техники оригами, по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок. В беседах обсуждали с детьми такие проблемы: "Какие существую правила поведения в театре?" "Кто их должен соблюдать и почему? " "Можно ли опаздывать к началу спектакля? " "Можно ли разговаривать во время действия?" "Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие? " В режим дня чаще стали включать театрализованные игры, направленные на развитие интереса к театрализованной деятельности, формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, способствующие развитию музыкальных и творческих способностей.
Кроме, того в детском саду систематически проводятся развлечения и праздники, где дети принимают активное участие, эмоционально выражают свое настроение, участвуя в сценках, исполняют знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передают характер персонажа. А также ежегодно в марте проходит «Неделя театра», где каждая группа показывает другим детям свою постановку.
С целью вовлечения родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей использовала следующие формы работы с родителями по данному направлению:
- Анкетирование родителей;
- Индивидуальные беседы по вопросам приобщения детей к театрализованной деятельности;
- Представление наглядной информации родителям через папки- передвижки, мамятки и консультации;
- Совместное изготовление различных видов театров, атрибутов и костюмов для театрализованных игр;
- Участие родителей в театрализованных представлениях в качестве актёров на вечерах досугах, в праздниках.
Результатом нашей работы стало то, что в конце года дети все больше проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир. Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь. Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
Мы будем и дальше продолжать свою работу по приобще детей к театральной деятельности. В младшей группе мы участвовали в постановке по сказке «Теремок», в средней группе мы показали инсценировку «Бездельник светофор» по стихотворению С.Михалкова, сказку «Репка», белорускую сказку «Пых», в старшем возрасте «Рождественскую сказку», «Волк и семеро козлят» и многие другие.
Список литературы:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009. 128 с.
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозайка – синтез, 2014. 368 с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. М.: Мозайка – синтез, 2015. 160 с.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М.: Линка – Пресс, 2012. 240 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет. М.: Мозаика-синтез, 2010. 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...
Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....
Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018
Программа самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...
«Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»
Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных ...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...