Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности
консультация (средняя группа)

Борискова Ольга Сергеевна

Этот материал будет полезен воспитателям, которые желают ставить постановки с детьми в детском саду. Целью нашей  работы по данному направлению  является приобщение  детей к театральному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста  к театрализованной деятельности

В наше время  дети знают больше, чем их сверстники 15-20  лет назад. Но они значительно реже удивляются и восхищаются, сопереживают и возмущаются, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, зато быстрее решают логические задачи, делают различные умозаключения.  В современном обществе стремление дать детям различные  знания, научить их читать, писать и считать, мы забываем развивать способности чувствовать, думать и творить. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения и не достаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. 

Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.
Участвуя, в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Во время игры, ребенок чувствует себя раскованно, свободно, ему легче довериться сказочному герою и слушаться его тоже приятнее.
Коллектив детского сада уделяет большое внимание театрализованной деятельности, так как она помогает воспитателю создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе.
Целью нашей  работы по данному направлению  является приобщение  детей к театральному искусству.
Исходя из цели, мы выделила следующие задачи.

Образовательные задачи:

  1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
  2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
  3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
  4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
  5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

Развивающие задачи:

  1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
  2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

Воспитательные задачи:

  1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
  2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

В нашем детском саду  театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей, но организационно пронизывает все режимные моменты, мы включаем её в непосредственно -  образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также дети с удовольствием используют театрализованные игры в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Работа воспитателя с детьми состоит в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Свою работу по данному направлению мы  начала с создания предметно – пространственной развивающей среды в группе. В групповой комнате был оформлен театральный уголок, который пополняется в зависимости от возраста детей.
 В уголке представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

Также в группе оформили книжный уголок с произведениями соответствующими возрасту, пополнили методическую копилку картотекой театрализованных игр, этюдов, пальчиковых, артикуляционных гимнастик, сценариями сказок.
Приобщать детей к театральному искусству мы начали с просмотра кукольных спектаклей и драматизаций сказок, показанные воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста.
 Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль.

Свою работу мы начали со знакомства ребят с театром, объясняли его внутреннее устройство, показывали фотографии красивых зданий. Дошкольники узнали, что бывают драматические и кукольные театры, познакомились с профессией актёра.

Вместе с тем с детьми знакомились с  разными видами  театра: варежковый театр, теневой театр, театр мягкой игрушки, деревянный, конусный, пальчиковый театр, театр  кукол бибабо, театр ложек и  клубков. Вместе с детьми сделали самодельный театр из конусов, с помощью техники оригами, по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок. В беседах обсуждали с детьми такие  проблемы: "Какие существую правила поведения в театре?" "Кто их должен соблюдать и почему? " "Можно ли опаздывать к началу спектакля? " "Можно ли разговаривать во время действия?" "Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие? " В  режим дня чаще стали включать театрализованные игры, направленные на развитие  интереса к театрализованной деятельности,  формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, способствующие развитию музыкальных и творческих способностей. 

Кроме, того в детском саду систематически проводятся развлечения и праздники, где дети принимают активное участиеэмоционально выражают свое настроение, участвуя в сценках, исполняют знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передают характер персонажа. А также ежегодно в марте проходит «Неделя театра», где каждая группа показывает другим детям свою постановку.
С целью вовлечения родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей использовала следующие формы работы с родителями по данному направлению:

  • Анкетирование родителей;
  • Индивидуальные беседы по вопросам приобщения детей к театрализованной деятельности;
  • Представление наглядной информации родителям через  папки- передвижки, мамятки и консультации;
  • Совместное изготовление различных видов театров, атрибутов и костюмов для театрализованных игр;
  • Участие родителей в театрализованных представлениях в качестве актёров на вечерах досугах, в праздниках.

Результатом нашей работы стало то, что в конце года дети все больше проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир. Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь. Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.

Мы будем и дальше продолжать свою работу по приобще  детей к  театральной деятельности. В младшей группе мы участвовали в постановке по сказке «Теремок», в средней группе мы показали  инсценировку «Бездельник светофор» по  стихотворению С.Михалкова, сказку «Репка», белорускую сказку «Пых»,  в старшем возрасте «Рождественскую сказку», «Волк и семеро козлят» и многие другие.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009. 128 с.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозайка – синтез, 2014. 368 с.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. М.: Мозайка – синтез, 2015. 160 с.
  4.  Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  5.   Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  6. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М.: Линка – Пресс, 2012. 240 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет. М.: Мозаика-синтез, 2010. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

«Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, пригла­шенных артистов кукольных ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность (из опыта работы)

      Самым высоким  видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ ...