Программа кружка изобразительной деятельности "Семицветик", 3-7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Кабакова Татьяна Александровна

Программа кружка изобразительной деятельности "Семицветик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СЕМИЦВЕТИК»

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Кабакова Татьяна Александровна

Педагог дополнительного образования

Школа 2120 Д-8

Москва 2020


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………….3

2. Учебно-тематический план …………………………………..10

3. Содержание изучаемого курса ……………………………....11

4. Календарно-тематический план …………………………….11

5. Методическое обеспечение программы …………………….33

6. Список литературы …………………………………………..34

  1. Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

Которые   питают  источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Семицветик» для детей 4-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность - Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.). Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность и фантазию.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Актуальность - Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Мой многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели  к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, использую рисование нетрадиционных техник.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя  смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, презентации на которых мы показываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста (4-7 лет) эстетическое отношение к окружающему миру и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. 

Задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные техники, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
  2. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  3. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
  4. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  5. Создавать условия для развития экспериментально-поисковой деятельности при выборе материала и способа изображения образа;
  6. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Принципы:

От простого  к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учит думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.

Принцип доступности материала.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

  • ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
  • ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ;
  • дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Условия организации кружка:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • музыкальное сопровождение и т. п.;
  • новизна обстановки;
  • разнообразные материалы;
  • экспериментирование с красками, водой и бумагой, различными материалами (ватные палочки, диски, семена и т.д).

Методы и приёмы:

В  ходе     реализации  программы  «Семицветик»  дети  знакомятся  со  следующими  техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • свеча + акварель;
  • оттиски штампов различных видов;
  • оттиск мятой бумагой;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование поролоном
  • рисование ватными палочками;
  • рисование акварелью, гуашью, маслинными мелками, пастелью;
  • гравюра;
  • пластилинография;
  • обрывание салфеток;
  • аппликация из ниток;
  • аппликация из круп;
  • аппликация из ткани;
  • аппликация из плотной бумаги и картона;
  • опытно-экспериментальная деятельность

Организационно-методические пояснения

по проведению занятий с детьми 4 -7 лет

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

Структура занятий:

  1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года, с сопутствующими праздниками.
  2. Подготовительная работа к занятию:
  • Групповая беседа, рассматривание картин, иллюстрации или фотографии по теме, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр.
  • Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей.
  1. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочным героем, перевоплощение детей в героев или во взрослых, игры в волшебников и т.п.);
  2. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учетом возможностей каждого ребенка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

К концу учебного года дети овладевают следующими умениями:

  • Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
  • Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • Владение способами нестандартного раскрашивания;
  • Композиционные умения;
  • Проявление фантазии художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  • Интерес к изобразительной деятельности;

Знаниями:

  • Называть название цветов;
  • Элементарные правила смешивание красок;
  • Знать несколько способов нестандартного рисования;
  • Знать правила безопасности при работе с инструментами рисования;
  • Знать основную терминологию (искусство, аппликация, акварель, гуашь, тычок, фон, оттиск);
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Курс занятий рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, по подгруппам (10 человек). Общее количество занятий в год: 71 с детьми 4-7 лет.

Формы контроля:

  • выставки детских работ;
  • участие в выставках и конкурсах.

Ожидаемый результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

  1. Учебно-тематический план.

Название разделов, тем

Количество часов

Всего, ч.

Теория, ч.

Практика, ч.

  1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности

4

2,0

1,5

  1. Основы изобразительной грамоты

54

12

41,5

  1. Выставки

4

4

0

ИТОГО

63

18

43

  1. Содержание программы.

№ п/п

Дата занятия

Тема

Тема занятия

Способ нетрадиционной техники

Программное содержание

Рекомендуемая литература

ОКТЯБРЬ

1.

Выявление  уровня развития рисования

«Диагностика»

«Различные»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

------

2.

5.10.2020

Прощай, Лето.

«Лето красное прошло»

Раздувание краски

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение.

Стр.26 ,

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

3.

07.10.2020

Абстракция

«Чудо-дерево»

Раздувание краски.

Рисование тычком

Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пропорции. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

Стр. 60-61,

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

4.

12.10.2020

Абстракция

«Чудесные превращения кляксы»

Кляксография

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

Стр.80,

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011, - 208 с., переизд.  дораб. и доп.

5.

14.10.2020

Хочу быть здоровым

Полезные фрукты.

«В садах созрели яблоки»

Рисование тычком.

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Стр.31,

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

6.

19.10.2020

Азбука живописной грамоты

«В гостях у Нептуна»

Рисование щеткой

Познакомить детей с холодной частью цветового спектра (фиолетовый, синий, сине-зеленый, голубой). Научить смешивать краски для получения нового цвета, добиваясь нужного оттенка на палитре.

Стр.147,

Бородкина Н.В.

«Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.

7.

21.10.2020

Азбука живописной грамоты

«Цветик разноцветик»

Смешивание цветов

Закрепить представления детей о цветовом многообразии , ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Стр. 22

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

8.

26.10.2020

Осень

«Осень на опушке краски разводила»

Печать листьев

Воспитывать интерес к осенним явлениям, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции и цветовосприятия.

Стр.5

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

НОЯБРЬ

9.

02.11.2020

День Народного Единства

«Спасская башня Кремля»

Шаблонография

Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине.

Стр. 103, зан.94.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.

10.

04.11.2020

Осень

«Ветка рябины»

Рисование пальчиками

Помочь детям осознать ритм как изобразительное средство. Учить анализировать  натуру, выделять и её признаки и особенности. Закрепить приём вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Стр.11

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

11.

9.11.2020

Осень

«Осенний лес»

Отпечатывание сухих листьев

Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

Стр.42, занятие 12.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.

12.

11.11.2020

Осень

«Пейзаж у озера»

Монотипия

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать её  изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Стр.37

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

13.

16.11.2020

Я в мире человек, моя семья

«Платок для мамы»

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

Стр.20, зан.6

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

14.

18.11.2020

Я в мире человек, моя семья

«Мой любимый дом»

Оттиск поролоном

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.

Стр.87. зан.71

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

15.

23.11.2020

Необычное в обычном

«Морозный узор»

Фотокопия – рисование свечой

Вызвать у детей  интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умения  и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Стр.43

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с.

16.

25.11.2020

«Витражи для окошек в избушке Зимушки – зимы»

Техника выполнения витражей- клеевые картинки

Формировать у  детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон  белой гуашью для получения более светлого оттенка.

Стр.53

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

ДЕКАБРЬ

17.

2.12.2020

Животные

«Мой  маленький друг»

Рисование тычком

Учить рисовать собак , расширять знания о домашних животных, развивать умение находить слова рифмы.

Стр.32

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

18.

7.12.2020

Животные

«Поможем зайцу найти друзей»

Рисование тычком

Продолжать закреплять умение рисовать животных способом тычка. Закреплять знания детей о зайцах.

Стр.32

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

19.

9.12.2020

Фантазия

«Волшебный карандашик»

Каракулеграфия

Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.

Стр.64

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

20.

14.12.2020

Новый год

Маленькая ёлочка

Рисование тычком

Учить рисовать способом тычка елочку, расширять знания детей о праздниках.

Стр.14

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

21.

16.12.2020

Новый год

«Снежная семья»

Рисование тычком

Учить рисовать снеговиков разных размеров; закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком.

Стр.35

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

22.

21.12.2020

Новый год

«Зимний лес»

Оттиск смятой бумагой

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.

Стр19, зан.1

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с.

23.

23.12.2020

Новый год

«Новогодняя ночь»

Техника граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Стр.61, зан.38

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

24.

28.12.2020

30.12.2020

Абстракция

«Рисуем по шаблону»

Шаблонография

Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических  форм.

Стр.68

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

ЯНВАРЬ

25.

11.01.2021

Новый год

«Дед Мороз»

Рисование солью

Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения.

Стр.38

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

26.

13.01.2021

Зима. Природные явления.

«Пурга»

Рисование «по-мокрому» и «набрызгом»

Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

Стр.23, зан.8

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

27.

18.01.2021

Зима. Природные явления.

«Зимние напевы»

Набрызги

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка,  выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

Стр.5

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

28.

20.01.2021

Животные

«Верблюд в пустыне»

Расчесывание краски

Ознакомление с новым приёмом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.

Стр.11

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

29.

25.01.2021

Зима.

Явления природы.

«Деревья в инее»

Сангина

Упражнять в рисовании сангиной, в рисовании гуашью. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы.

Стр.83, зан.67

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

30.

27.01.2021

Игрушки

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Стр.17

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

ФЕВРАЛЬ

31.

01.02.2021

Дружба

«Конфета для друга»

Монотипия предметная

Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.

Стр.78, зан.32

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

32.

03.02.2021

Животные

«Колючий дом»

Рисование штрихом

Развивать умение наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

Стр.24

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

33.

08.02.2021

Контур

«Разноцветные картинки»

Рисование нитками

Продолжать учить детей нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать  цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

Стр.34

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

34.

10.02.2021

Природа

«Шишки на ветке»

Рисование тычком

Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях.

Стр.36, зан.5.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

35.

15.02.2021

Зима. Природные явления.

«Морозные узоры на окне»

Свеча + акварель

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

Стр.33, зан.16

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

36.

17.02.2021

Животные

«Слонёнок»

Шаблонография

Рисование пастелью

Учить передавать выразительность образа слона цветом и линией контура.

Стр.159

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

37.

22.02.2021

День Защитника Отечества

« Военные корабли»

Рисование «по-мокрому»,  отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Пластилинография.

Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник нетрадиционного рисования. Познакомить с техникой «пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и лепки. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Стр.174, зан.80

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

38.

24.02.2021

Зима. Природные явления.

«Метель»

Рисование тычком

Учить детей передать линией, цветом, формой характерные особенности природного явления – метели.

Стр.112

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

МАРТ

39.

01.03.2021

Международный женский день

«Мимоза»

Рисование тычком

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Стр.37, зан.6.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

40.

03.03.2021

Окружающий мир

«Весеннее небо»

Рисование «по -мокрому»

Цветовая растяжка, лессировка»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Стр.168, зан.77

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2011, - 208 с., переизд. Дораб. и доп.

41.

10.03.2021

Сказки

«Была у зайчика , избушка лубяная, а у лисы – ледяная»

Сангина

Продолжать развивать у детей образные представления, воображение.  Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приёмы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).

Стр.91, зан.79

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

42.

15.03.2021

Сказки

«Домик трёх поросят»

Сангина

Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства (цветные карандаши, сангину), разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Учить рисовать сангиной.

Стр.86, зан.71

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

43.

17.03.2021

Музыка

«Музыкальный рисунок»

Рисование музыки

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

Стр.22

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

44.

22.03.2021

Природные явления

«Идет дождь»

Сангина

Учить детей образно отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, угольным карандашом , сангиной.

Стр.43, зан.14

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв.вкл

45.

24.03.2021

Окружающий мир

«Я рисую море»

Рисование щеткой

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных  умений.

Стр.172, зан.79

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2011, - 208 с., переизд. Дораб. и доп.

46.

29.032021

31.03.2021

Хочу быть здоровым

«Фруктовая сказка»

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.

 Стр.11, зан.3

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с.

АПРЕЛЬ

47.

05.04.2021

Народная культура и традиции

«Матрёшка»

Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками.

Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.

Стр.40, зан.6

«Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарий интеграционных занятий в подготовительных к школе группах» Авт.составитель А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 С. (учимся творчеству).

48.

07.04.2021

Космос

«Космический пейзаж»

Граттаж

Учить новому способу получения изображения – граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления , полеченные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на  изобразительный инструмент.

Стр. 45

 Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

49.

12.04.2021

Предметы

«Зонтики»

Рисование по-мокрому

Учить составлять теплую или холодную цветовые гаммы. Учить показывать линией, формой декоративность, изобразительную условность образа (зонтик).

Стр.165.

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

50.

14.04.2021

Грибы

«Портрет гриба»

Рисование пастелью

Показать разные способы изображения грибов (линия, «пятно»). Акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение грибов.

Стр.33

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

51.

19.04.2021

Птицы

«Городские птицы»

Рисование мелками

Пластилинография

Учить детей создавать выразительный образ вороны линией. цветом.

Стр.43.

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

52.

21.04.2021

Явления природы

«Радуга –дуга»

Рисование по-мокрому

Закрепить у детей знание основных цветов и научить получать из них дополнительные цвета. Научить составлять композицию на листе.

Стр.124

Бородкина Н.В.

«Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»

Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.

53.

26.04.2021

Весна

«Берёзка»

Батик – рисование по ткани

Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.

Стр. 51

 Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -72с

54.

28.04.2021

Весна

«Весеннее небо»

Рисование «по-мокрому»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Стр.168, зан.77

Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

МАЙ

55.

03.05.2021

День Победы

«Праздничный салют»

Техника граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка,  располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Стр.106, зан.100

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

56.

05.05.2021

Деревья весной

«Черемуха»

Рисование тычком

Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, её цветущих веток. Закреплять технику рисования тычком.

Стр. 16

Давыдова Г.Н.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1»- М.: Издательство скрипторий 2003» 2007, -80с

57.

10.05.2021

Цветы

«Нарциссы и тюльпаны»

Рисование пастелью

Учить передавать характерные особенности строения растений линией, цветом. Закрепить навыки в работе с изобразительным материалом : пастелью (растирание пальчиком).

Стр. 145

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

58.

12.05.2021

Сказки

«Жар – птица»

Техника выполнения витражей- клеевые картинки

Закреплять навыки работы с красками. Учить получать оттенки разных цветов. Показать детям возможности  изобразительных материалов в сочетании с чёрным цветом .

Стр. 163

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

59.

17.05.2021

Окружающий мир

«Солнечные зайчики»

Рисование пастелью

Закреплять навыки в работе с красками  (смешивание двух и более цветов). Учить определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Стр. 168

Дубровская Н.В.

«Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

60.

19.05.2021

Насекомые

«Бабочки»

Рисование тычком

Расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к ним.

Стр.61, зан.14.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

61.

24.05.2021

Ягоды

«Черешня»

Рисование тычком

Учить рисовать ягоды; совершенствовать технику рисования.

Стр.40, зан.9.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

62.

26.05.2021

Лето

«Здравствуй, лето!»

Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по мокрому», тампонирование; деревья – отпечатывание листьев; дома – шаблонография; и т.п.

Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.

Стр56, зан.34

Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

  1. Методическое обеспечение программы

Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии репродукций;

- конспекты занятий;

- фонотека.

Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- Бумага, основа для композиций

- Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.

- Белый и цветной картон

- Цветная бумага

- Салфетки бумажные (белые и цветные)

- Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

- Кисти разных размеров

- Краски акварельные

- Краски гуашевые

- Пастель

- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)

- Клеевые кисточки

- Зубочистки, ватные палочки

- Губки и мочалки разных размеров

- Штампики

  1. Список используемой литературы

1.  Дубровская Н.В.  «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013,  -208с., ил.,цв.вкладка.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.

5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»

6. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл

7. Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с.. 16 л., вкл.

8. Бородкина Н.В. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»

9. Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Радужная палитра» (старший, подготовительный возраст)

Публикация представляет собой  краткое описание программы кружка по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Программа кружка изобразительной деятельности "Семицветик"

Программа кружка изобразительной деятельности "Семицветик"...

Программа кружка изобразительной деятельности «Семицветик»

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Цель программы: формировать у детей младшего дошкольного возраста эстетическое отношение к окружающему миру и развивать художественно-твор...

Рабочая программа кружка «Изобразительная деятельность» Раздел «Рисование» (дошкольники 5-7 лет)

Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажда...