Представление инновационной программы "Экономика в детском саду" для детей 5-7 лет
рабочая программа

Колено Елена Геннадьевна

Материал для участия  в образовательном конкурсе  «Инновационный поиск в 2021 году» для образовательных организаций.

Название инновационного проекта "Экономика в детском саду " для 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в образовательном конкурсе  «Инновационный поиск

в 2021 году» для образовательных организаций

1. Муниципальное образование

Усть-Лабинский район

2. Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  №3 муниципальное образование Усть-Лабинский район

3. Юридический адрес образовательной организации

Краснодарский край, г.Усть-лабинск, ул. Красная, 232

4. ФИО руководителя образовательной организации

Рагоза Алла Андреевна

5. Контактные телефоны, e-mail, адрес сайта образовательной организации

8(861-35)5-23-00

dsad3ustlab@mail.ru

www.3mbdou.ru

6. Автор (ы) представляемого инновационного продукта (ФИО. (должность, телефон, e-mail)

Колено Елена Геннадьевна, воспитатель, 89189394357, elenakoleno@rambler.ru

Мосеева Виктория Александровна, старший воспитатель, 89883696920, ttory0604@mail.ru

7. Подсистема (ДОО. НОО/ООО/СОО, ГОУ, ООДО, ПОО)

ДОО

8. Заявляемая номинация

Эффективные модели системы формирования у дошкольников задатков технологических лидеров будущего

9.

Вид представляемого инновационного продукта (проект/ программа)

Программа

10.

Наименование инновационного проекта/программы (тема)

Экономика в детском саду для детей 5-7 лет

  • Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного проекта/программы:
  • согласны с условиями участия в данном конкурсе;
  • не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов;
  • принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

(подпись руководителя МБДОУ №3)        (расшифровка подписи)

М.П.        «        »        2021г

паспорт инновационного  проекта/программы

1

Наименование инновационной программы (тема)

Модифицированная программа по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономика в детском саду»( 5-7 лет)

2

Авторы представляемого опыта

Мосеева Виктория Александровна, старший воспитатель

Колено Елена Геннадьевна, воспитатель

3

Научный руководитель (если есть). Научная степень, звание

4

Цели внедрения инновационною программы

Сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, помочь  войти

в социально-экономическую жизнь

5

Задачи внедрения инновационного программы

1.Формирование у дошкольников умения понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

2. Уважать людей, умеющих трудиться  и честно зарабатывать деньги.

3. Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.

4.  Признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость , которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры  меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п);

5. Правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

6.  Изучить и систематизировать методическую литературу по   экономическому воспитанию дошкольников;

7. Разработать систему занятий по экономическому воспитанию;

8.. Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас новыми понятиями, ввести их в активную    речь;

6

Основная идея (идеи) предлагаемого инновационного программы

Развитие информационного образовательного пространства в сфере образования  для подготовки подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся обществе, в котором  ускоряется процесс приобретения новых знаний. Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию

у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

7

Нормативно-правовое обеспечение инновационного программы

Федеральный закон от 29.01.2012 г. 3273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам» СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Устав МБДОУ №3, а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25 сентября 2017 г. № 2039-Р, утверждены индикаторы и показатели оценки эффективности реализации мероприятий Стратегии.

8

Обоснование её значимости для развития системы образования Краснодарского края

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

9

Новизна (инновационность)

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна не разработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников(содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке).Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

10

Практическая значимость

Разработанная модифицированная программа по познавательной деятельности «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет. Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности

1 1

Механизм реализации инновации

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами

и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама:

правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические

навыки и привычки в быту».

11.1

I- этап:

11.1.1

Сроки

11.1.2

Задачи

11.1.3

Полученный результат

11.2

II -  этап:

11.2.1

Сроки

11. 2. 3.

Задачи

11.2.4

Полученный результат

11.3

3 этап:

11.3.1

Сроки

11.3.2

Задачи

1 1.3.3

Конечный результат

12

Перспективы развития инновации

Внедрение разработанной Программы в работу детских садов Усть-Лабинского района

13

Предложения по распространению и внедрению инновационного 11роекта/программы в практику образовательных организаций района

14

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме

Доклад   «Формирование элементарного  экономического образования детей старшего дошкольного возраста»  Современные и инновационные  образовательные  технологии в теории  и на практике: Сборник материалов межрегиональных педагогических чтений  Издательство АЛСИ, 2020- 200с.

15

Статус инновационной площадки (при наличии) (да/нет, тема)

нет

16

Ресурсное обеспечение инновации

16.1

Материальное

Мультимедийное оборудование: доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, столы, стулья

16.2

Интеллектуальное

Интернет – ресурсы, дидактические игры по экономическому воспитанию, экономическая азбука народной мудрости , альбом нумизмата и т.п.

16.3

Временное

Программа рассчитана  на 2 года для детей 5-7 лет

• Заполняется и прикрепляется в формате Word

Представляя материалы на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного проекта/программы:

  • согласны с условиями участия в данном конкурсе;
  • не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов,
  • принимают на себя обязательства, что представленная  информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.(подпись руководителя)        (расшифровка подписи)

М.П.        «        »        2021г.

Представление  инновационной программы

«Существуют правила денег, по которым играют богатые, и есть правила, по которым играют остальные 95 % населения. А эти 95 % населения изучают свои правила в школе и дома. Вот почему опасно сегодня просто говорить ребенку — больше учись, ищи работу. Ребенку сегодня требуется более сложное образование…
Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Почему так важно  учить ребенка финансовой грамотности?  Согласно последним исследованиям в области образовательного консалтинга современный конкурентно способный ребенок – это субъект  образовательного процесса, обладающий здравым финансовым смыслом, который умеет принимать решение , знает  , как обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние. Он способен и готов внести вклад в нашу отечественную экономику. Вы сейчас скажите, что мы говорим о глобальных вещах, причем тут дети. С самого раннего возраста дети должны знать цену деньгам  и предоставляемыми ими возможностями. Мы в детском саду, а потом и в школе учим читать, писать, но никто не учит, как сэкономить,  или как накопить и вообще правильно распоряжаться  определенными  финансами. Я не раз слышала от детей, что они накопили столько-то денег. Т.е. какие-то сбережения  дети начинают делать уже в среднем возрасте, но сбережения тоже надо делать  с умом.

В некоторых семьях  тема финансовой грамотности считается запретной, что говорить с ребенком о деньгах неловко, не красиво, да и вообще есть такое выражение: «Сам все поймет, когда вырастет». И это зря. Многие успешные предприниматели вспоминают финансовые уроки, которые преподавали им их родители, и утверждают, что это был тот самый момент, когда они впервые задумались о своем деле. Например, книга «Богатый папа, бедный папа» Р. Кийосаки.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она  решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним. Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, мы считаем актуальность элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста. Экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны.

В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.

Проблема развития информационного образовательного пространства в сфере образования  для подготовки подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся обществе, в котором  ускоряется процесс приобретения новых знаний очень актуальна.

Поэтому мы  разработали  программу на тему: «Экономика в детском саду для детей 5-7 лет», которую активно  реализуем  на практике.  На сегодняшний день  работа в этом направлении слабо развита  в Усть-Лабинском районе. Наш детский сад единственный в районе, который реализует программу по финансовой грамотности дошкольников. Хотя в Краснодарском крае таких учреждений 70, и мы входим в их число. Участвовали в мониторинге  внедрения финансовой грамотности, ее соответствие и актуальность ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края. Наш детский сад входит в состав образовательных организаций, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предоставляют сведения по формам «Финансовая грамотность в ДО» в Минпросвещения России в виде  статистического отчета.

Данная Программа разработана на основе нормативно-правового обеспечения инновационной программы:

Федерального  закон от 29.01.2012 г. 3273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Федерального  государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования

Приказа  Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам» СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Устав МБДОУ №3, а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25 сентября 2017 г. № 2039-Р, утверждены индикаторы и показатели оценки эффективности реализации мероприятий Стратегии.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Программа экономического воспитания дошкольников  предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

По этой теме были выступления на педагогических чтений на уровне района,  доклад «Формирование элементарного экономического образования детей  старшего дошкольного возраста» опубликован  в издательстве АЛСИ, разработан проект исследовательской деятельности для участия в районном конкурсе «Я - исследователь»  с темой «Почему нельзя купить сразу все , что хочется?» Заняли призовое место. Также автор  Программы Колено Е.Г., Мосеева В.А. прошли курсы повышения квалификации «Финансовая грамотность» в объеме 16 часов, посещали многочисленные вебинары, о чем свидетельствует наличие сертификатов. Было проведено РМО по  теме «Формирование элементарных финансовых знаний у детей старшего дошкольного возраста». Присутствовали  40 воспитателей Усть-Лабинского района.

Программа инновационной деятельности.

Модифицированная программа по познавательной  деятельности «Экономика в детском саду» (для детей: 5-7 лет) включена в основную общеобразовательную программу МБДОУ №3 в части формируемой участниками образовательных отношений (раздел «Познавательное развитие»). Программа имеет рецензию РУМЦ.

Цель обязательной части Программы:

Сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цели части Программы, формируемой участниками        образовательных отношений:

Формировать представление  о содержании  деятельности людей некоторых новых и известных  профессий. Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.

Дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран). Формировать правильное  отношение  к деньгам как предмету жизненной необходимости  и части культуры каждой страны. Дать представление  о том, что деньгами оплачивают  результаты труда  людей.

Дать представление о рекламе, ее назначении. Воспитывать разумные потребности. Учить правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде , чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию».)

Воспитывать у детей навыки и привычки  культурного поведения в быту, навыки  взаимодействия  с окружающим вещным миром: вещами  следует пользоваться  по назначению; ломать  портить вещи, выбрасывать их – недостойно. Формировать представление о том,  что предметный мир  - это мир рукотоворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать,  как  жили люди раньше и сейчас.

Для достижения поставленных целей Программы первостепенное значение имеют следующие основные задачи:

- развитие экономического мышления, умение решать простейшие задачи с экономическим содержанием;

- развитие разумных потребностей, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений, учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника

(связь этического, трудового и экономического воспитания), Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд - ведущая категория экономической науки.

Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер.

Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже - дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Формирование у детей экономического мышления путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.

Программа  состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд – продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама»: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту   тоже экономика».

Прежде чем начинать работу  по программе, педагогу необходимо понять, насколько дети готовы  к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического  опыта у дошкольников. Этот опыт  связан с социальным статусом семьи  и экономическими знаниями, которыми ребенок овладел к  старшему дошкольному возрасту (например, ребенок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя  и  привыкший к экономии электроэнергии и воды¸ более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающий дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов). Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагогов и  родителей.

Оптимальный режим встреч с детьми – один раз в неделю. При этом  необходимо закреплять  экономические знания детей, полученные  во время занятий, во время режимных моментов (например, собираясь  с детьми на прогулку, хорошо обратить внимание  на необходимость  выключать свет в помещении  и показать при этом, что колесико счетчики  электроэнергии  начинает крутиться  медленнее), в разных видах труда  в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать стол, аккуратно обращаться  со столовыми приборами; выключать воду после мытья рук; не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т.п.).

В работе по экономическому воспитанию, по сравнению  с трудовым, у детей пятого года жизни формируется осознанное отношение  к качеству продукта – результату работы (понятие «брак»: «брак не нужен никому, бракованный товар никто не купит»).

В программе заложено  знакомство старших дошкольников  с новыми современными профессиями. Вызывать  положительное отношение , интерес к этим профессиям (встречи с людьми новых профессий, рассказы, фильмы, иллюстрации. Вопитание  уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которых есть свое собственное дело, уважение к труду в целом. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия- великое благо, которым следует дорожить.

Результат труда людей – продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар  готовит обед, художник пишет картину и т.п.). Продукты труда – это мир вещей , которые окружают нас. Вещи могут служить  много лет, дольше, чем живут люди. Красивая вещь – это искусство, которым восхищаются  люди многих поколений. Продукты труда – это  богатство людей, богатство страны, чем больше в ней  производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети , и взрослые.

Второй блок «Реклама: желания и возможности».

Здесь важно решить главную задачу: объяснить детям, что  все купить нельзя, не хватит зарплаты. Этот блок предусматривает  три этапа:

«Что такое реклама?», «Какой она бывает: буклеты, щитовая, печатная и др.»

«Кто делает рекламу?»

«Сочиняем рекламу».

Знакомство  детей с процессом  создания рекламы на примере «Рекламного агентства», производителя рекламы: кто такой рекламодатель, рекламный агент, что такое рекламное агентство (экскурсия в рекламное агентство); какие профессии  необходимы для работы  в области рекламы и т.д. Составление  детьми собственной рекламы ( в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозах и др.)

Блок «Деньги, цена (стоимость)» вызывает огромный интерес у детей. Особый интерес  связан  с работой по теме «Деньги разных стран». Разговоры  с детьми проводят не столько  о «стоимостной стороне» денег, сколько об их культурно-исторической  характеристике (художественное оформление, как  деньги можно различать, почему каждая страна  имеет свои деньги и др.). Детям известны, как правило, деньги дальнего зарубежья, а ближнего зарубежья  дети совсем не знают (гривны, тенге).

Дети узнают, почему надо  менять деньги  в специальных обменных пунктах, если уезжаешь отдыхать или путешествовать в другую страну. Ознакомление с понятием «деньги» осуществляется в  такой же логической последовательности, как и с рекламой:

- что такое деньги;

- откуда деньги берутся;

- зачем они нужны людям;

- как можно стать богатым.

Ведущая нравственная идея данного блока – помочь детям  понять, что деньги  нельзя красть, выпрашивать. Деньги просто так никто никому не дает. Тем, кто трудиться  не способен, помогают (выросшие дети, общество, государство). Родители детям тоже дают  деньги на сладости, игрушки, на все, что  требуется для их игр и занятий. Надо уважать труд взрослых (родителей, бабушек, дедешек) и заботиться о них  в старости.

Содержание блока «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика» реализуется в рамках  изучения блоков «Труд-продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», а также в ситуациях повседневной  жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Бесспорно  полезные привычки  ребенок приобретает  в семье. По данным научной литературы, выявлено  11 типов семей ,в которых растет и воспитывается ребенок. Можно предположить, насколько различны условия воспитания, в которых  формируются жизненно важные привычки будущего хозяина. Есть достойные образцы для подражания, но есть и весьма  спорные. Детская непосредственность, знание условий жизни и воспитания ребенка   в семье  позволяют педагогу  в ДОУ  оказывать непосредственное влияние  на формирование у дошкольников нравственно оправданных привычек, играющих  важную роль в становлении правильного, принимаемого сверстниками и взрослыми, привычного способа общественного поведения (не жадничать, уметь пользоваться  общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий; беречь их, не выбрасывать, проявлять озабоченность, если происходит порча, поломка игрушек, вещей и др.).

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Подпроект №1 (1 год обучения) «Введение в страну Экономики»

Цель: сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, помочь  войти

в социально-экономическую жизнь

Задачи:

- формирование у дошкольников умения понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

- уважать людей, умеющих трудиться  и честно зарабатывать деньги;

- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость, которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры  меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п);

- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Программа состоит из четырех блоков, связанных  между собой задачами и содержанием: «Труд – продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные  навыки и привычки в быту  - тоже экономика».

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна,  чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

Экономические понятия (труд, работа, трудовое оборудование, результат труда, индивидуальный труд, коллективный труд, деньги, цена, стоимость и др.), выявленные в активном словаре шестилеток, связаны, прежде всего, с трудом, чему способствует методика трудового воспитания дошкольников.

Особое отношение к рукотворному предметному миру и к человеку — творцу этих вещей возникает тогда, когда детям раскрывается «история жизни» вещей, их происхождение, изменение, преобразование. В этом случае дети не только осваивают предметный мир, но и познают безграничность творчества человека, его способность к созиданию

Предметный мир - это результат деятельности людей; в изготовление каждого предмета, вещи вложены усилия (интеллектуальные, физические, творческие) многих людей; надо ценить и уважать людей, способных к мастерству, творению красоты, приносящих радость детям и взрослым. Через особенности созданного взрослыми предметного мира, правил обращения с предметами.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы

Методы

Способы

Средства

Организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослых.

Индивидуальная работа с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Коллективная работа.

Продуктивная деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Дидактические игры.

Наблюдение.

Рассматривание.

Обучение.

Беседа.

Творческие задания. Проблемные ситуации.

Обсуждение.

Дизайн.

Занимательные показы.

Экспериментирование с материалами.

Создание условий для выбора.

Побуждение познавательной активности детей.

Создание творческих игровых ситуаций.

Постепенное усложнение материала.

Повторение усвоенного материала.

Комплексно-тематический подход.

Интеграция различных видов деятельности

Использование ИКТ – технологий (мультимедиа презентаций).

К концу года ребенок владеет следующими  целевыми ориентирами:

- ребенок имеет представление о профессиях взрослых и новых современных профессиях; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, у папы, потому что интересная и др.). Проявляет интерес  к современной социально-экономической стороне жизни людей. Охотно помогает взрослым и любит трудиться.

- ребенок имеет представление о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дешево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «деньги зарабатывают»; представление о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других;  - ориентируется в понятиях  «выгодно-невыгодно», «торговаться», «дорого-дешево», «брак»; осознает откуда берутся деньги, зачем они нужны людям

- ребенок имеет представление  о рекламе, е назначении, видах рекламы, сформировано правильное отношение к рекламе; проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой; сформированы оценочные суждения о явлениях «реклама»;

- ребенок в повседневной жизни и деятельности старшего дошкольника сформированы начала, истоки проявления качеств экономической деятельности; в пределах  своих возрастных, физических  способностей проявляет экономически значимые  качества  в повседневной жизни; умеет вести себя в магазине.

Мероприятия , направленные на реализацию программы «Экономика в детском саду для детей 5-7 лет»

1. Игровая ситуация «Почему все взрослые работают?» (Цель: воспитывать у детей уважение  к результатам труда  других людей, бережное отношение к вещам (игрушкам, книгам); развивать представление детей о профессиях.)

2. Игровая ситуация «Модельер -творческая профессия» (Цель: познакомить детей с профессией модельера; воспитывать интерес  к профессии модельера, желание узнать о ней, как можно больше, уважение к труду  людей этой профессии)

3. Сюжетно-ролевая игра «Я — модельер» (Цель: закреплять представления о профессии модельера. Развивать у детей творческий подход  к труду; учить детей быть бережливыми, экономными.)

3. Игровая ситуация «Когда продукт труда превращается в товар» (Цель:воспитывать уважение к результатам труда людей, бережное отношение ко всему, что дается детям для игр и других занятий; подвести  детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей; дать детям представление  о том, как товар попадает к покупателю.)

4. Игровая ситуация с применением ИКТ  «Что такое деньги? Путешествие в прошлое денег» (Цель: развивать представление детей о  понятии  «деньги», об их назначении, источник е происхождения ( труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не дает), историей возникновения денег; формировать правильное отношение  к деньгам как к предмету жизненной необходимости.)

5. Игровая ситуация «Какие у нас потребности». Хочу. Надо.» ( Цель: учить детей различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п.; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам)

6. Игровая ситуация «Что такое бюджет семьи. Состав семейного бюджета» (Цель: познакомить детей с понятием «бюджет», «бюджет моей семьи», обогащать представление детей о бедных и богатых; расширить словарный запас детей словами «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия». Закрепить понятия «зарплата»)

7. Исследовательский проект «Бюджет моей семьи» (Цель: применять и конкретизировать приобретенные знания  о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета свой семьи, довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой  семьи свой семейный бюджет; воспитывать уважительное, бережное отношение  к деньгам как средству оплаты труда членов семьи)

8. Игровая ситуация «Зачем нужна реклама» (Цель: познакомить детей с понятием «реклама» - одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни; вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, ее назначению; определить имеющиеся у детей представления о рекламе.)

9. Совместная деятельность с родителями «Если бы у меня было собственное дело»  презентация открытия собственного дела(Цель: познакомить  детей с людьми бизнеса, уточнить смысл понятий «реклама», «предприниматель», «бизнес»; обогащать словарный запас, развивать речь и творческое воображение, интерес к рекламной деятельности )

Итоговое  совместное  с родителями мероприятие «Ярмарка»( Цель: приобщать дошкольников  к истокам экономики в интересной для детей развлекательной форме; закреплять полученные знания о функции денег в жизни людей (цена, купля, продажа); развивать речь, воображение, знакомить  детей с повседневной житейской мудростью, культуру общения.)

Подпроект №2 (2 год обучения) «Путешествие по стране Экономика»

Цель: сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, помочь  войти

в социально-экономическую жизнь

Задачи:

изучить и систематизировать методическую литературу по   экономическому воспитанию дошкольников;

-   разработать систему занятий по экономическому воспитанию;

-    расширить кругозор детей, обогатить словарный запас новыми понятиями, ввести их в активную    речь;

-   развить деловые качества личности   ребёнка и этические представления;

-   воспитывать бережное отношение к материально – техническому окружению и к результатам человеческого труда;

-  формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей; -    выработать основные направления взаимодействия с родителями;

-обеспечить условия для реализации поставленных задач.

-   развивать логичность, нестандартность, самостоятельность мышления;

-   развивать экономическое мышление, интерес к экономическим процессам;

Педагогами широко  использовался метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Детское экспериментирование и исследовательская и проектная деятельность стала очень актуальна. Так как открывает неограниченные возможности для расширения области познания, самостоятельного поиска ответов на вопросы. Ребёнок с помощью педагога может раскрыть для себя такие темы как: «Как появились деньги?»,  «Кому нужна реклама?» и другие. Приобретённый опыт может оказаться очень полезным при обучении в школе.

Отдельно можно отметить приём разбор путаниц и проблемных ситуаций, который  способствует развитию логического мышления, поиску нестандартных решений. Идеальный вариант если педагог возьмёт на вооружение элементы технологии ТРИЗ, которая раскрывает огромные возможности для анализа различных объектов, решения ситуативных загадок, разбора ситуаций, например круги Луллия. Различные варианты таких игр как «Да - нет», «Хорошо-плохо» на экономическую тематику наталкивают детей на глубокие размышления, затрагивающие все сферы жизни. Способствуют формированию экономического мышления, поиску рациональных решений такие приёмы как «Что из-за этого может быть», «Эта ситуация из какого мира?», составление схем рациональных действий, моделирование ситуаций.

Использование технологии  даёт большие возможности для развития творческих способностей в рамках экономической тематики. Например, «Придумай новый товар», «Деньги будущего» с заданными свойствами. Не говоря уже о том, какой полёт для творческой мысли даёт тема «Реклама».  

Развитие творческих способностей детей происходит при организации изобразительной деятельности. Педагог может предложить такие темы как «Я и моя семья», «Профессия моей мамы», «Деньги будущего», «Рекламный буклет» и другие, которые закрепят экономические понятия, и будут способствовать развитию детского творчества. Знание детьми такого понятия как рациональность оказывает большую помощь педагогу при проведении занятий по аппликации, лепке, художественному труду, позволяет значительно экономить материалы.

Невозможно экономическое воспитание без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы с применением кругов Луллия, описывать явления. Большую помощь педагогу оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки; (С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», С. Маршак «Как печатали книгу?», С. Михалков «Как старик корову продавал» и многие другие). На примере прочитанного произведения детям легче объяснить сложные экономические понятия. Знакомство детей с народной мудростью выраженной в пословицах и поговорках позволяет прочно закрепить в памяти ребёнка мораль которую они несут.

Значительное место отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (И. В. Липсиц, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Э.Успенский, В.М.Романов, Т. А. Смирнова, Р. С. Лукьянова и др.). Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей — экономическую.

Воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки. Дети познакомятся с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути. Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы

Методы

Способы

Средства

Организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослых.

Индивидуальная работа с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Коллективная работа.

Продуктивная деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Дидактические игры.

Наблюдение.

Рассматривание.

Обучение.

Беседа.

Творческие задания. Проблемные ситуации.

Обсуждение.

Дизайн.

Занимательные показы.

Экспериментирование с материалами.

Создание условий для выбора.

Побуждение познавательной активности детей.

Создание творческих игровых ситуаций.

Постепенное усложнение материала.

Повторение усвоенного материала.

Комплексно-тематический подход.

Интеграция различных видов деятельности

Использование ИКТ – технологий (мультимедиа презентаций).

К концу второго года обучения ребенок имеет следующие целевые ориентиры:

- ребенок имеет представление о профессиях взрослых и новых современных профессиях; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, у папы, потому что интересная и др.). Проявляет интерес  к современной социально-экономической стороне жизни людей. Охотно помогает взрослым и любит трудиться.

- ребенок имеет представление о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дешево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «деньги зарабатывают»; представление о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других;  ориентируется в понятиях  «выгодно-невыгодно», «торговаться», «дорого-дешево», «брак»; осознает откуда берутся деньги, зачем они нужны людям

- ребенок имеет представление  о рекламе, е назначении, видах рекламы, сформировано правильное отношение к рекламе; проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой; сформированы оценочные суждения о явлениях «реклама»;

- ребенок в повседневной жизни и деятельности старшего дошкольника сформированы начала, истоки проявления качеств экономической деятельности; в пределах  своих возрастных, физических  способностей проявляет экономически значимые  качества  в повседневной жизни; умеет вести себя в магазине.

Мероприятия, направленные на реализацию программы:

1. Игровая ситуация «Знакомство с современными профессиями — менеджер, банкир» (Цель: расширять знания детей о современных профессиях. Развивать память, мышление, умение правильно отвечать на вопрос, обогащать словарный запас, воспитывать уважение к труду взрослых, желание  выбрать профессию и стремление учиться)

2. Сюжетно- ролевые игры «Менеджер», «Банк», «Ателье» (Цель: создать положительную мотивацию к трудовой деятельности у каждого ребенка, поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым, стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности)

3.  Круги Луллия  «Что из чего сделано»  (Цель: продолжать знакомить  с понятиями «зарплата», «премия», расширять словарный запас детей понятиями  «минимаркет», «киоск», «рынок», «ярмарка», «торговый центр»; сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях)

4. Лэпбуки «Деньги», «Бюджет моей семьи», «Предприятия моего города», «Профессии», магазин «Овощи», «Фрукты», «Молочный отдел».

5. Игровая ситуация «Меценаты. Благотворительная деятельность» (Цель: познакомить детей с понятием «меценат», расширять представление детей о богатстве, бедности, щедрости, воспитывать уважение к людям,, занимающимися благотворительной деятельностью.)

6. Игровая ситуация «Работа банков» (Цель:познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями необходимости, разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке.)

7. Экскурсия в банк

8. Игровая ситуация «Биржи и бартерные сделки» (Цель: дать начальные представления о биржах и ее видах, работе брокера, раскрыть особенности торговли оптом и в розницу, познакомить с понятиями «торговая биржа», «фондовая биржа», «трудовая биржа», «брокер», развивать интерес  к экономическим сторонам  жизни общества

9. Игровая ситуация «Играем в рекламу. Сочиняем рекламу» (Цель: закреплять представление детей о назначении рекламы, развивать у детей творческое воображение.)

Итоговое мероприятие «Аукцион» (Цель: познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи, дать представление об аукционе, как об одном из видов торговли с определенным ассортиментом товаров, когда товар приобретается после  установления наивысшей цены, раскрыть особенности продажи товаров  на аукционе, правила ведения аукциона)

В 2019 году по предложению Сбербанка РФ авторы Программы «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет Колено Е.Г., Мосеева В.А. участвовали  в обсуждении  предлагали свои методические разработки, идеи, методические пособия  по доработке Сборника методических материалов, подготовленного на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» СбербанкаРоссии.
Также в   адрес нашего детского сада было направлено письмо   Минпросвещения России  от заместителя министра В.С. Басюк следующего содержания: «В соответствии  с решением Межведомственной  координационной комиссии по реализации Стратегии  повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг, утвержденной распоряжением Правительства от 25 сентября 2017 г. № 2039 –р, ( далее – Комиссия)утверждены индикаторы  и показатели оценки эффективности реализации мероприятий  Стратегии.

Пунктом 5 решения комиссии от 22 ноября 2019 г. Утверждены Методические рекомендации по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности ( или региональных программ с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности и защиту прав потребителей финансовых услуг) ( далее – Методические рекомендации)

Методические рекомендации направлены в адрес высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных учреждений Банка России письмами Минфина России (Силуанов А.Г., письмо от 26 декабря 2019 г № 17-03-05/102253) и Банка России (Набиуллина Э.С., письмо от 26 декабря 2019 г. № 01-59/9880)» .

На основании этого письма наш детский сад предоставил сведения  о этапах внедрения финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении, так как наш детский сад включен в список  муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих внедрение финансовой грамотности  в ДОО по Краснодарскому краю. Всего таких учреждений 70, в Усть-Лабинском районе наш детский сад единственный.

Таким образом, мы осуществляем сетевое взаимодействие (см. приложение)

Ожидаемые результаты

- ребенок имеет представление о профессиях взрослых и новых современных профессиях; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, у папы, потому что интересная и др.). Проявляет интерес  к современной социально-экономической стороне жизни людей. Охотно помогает взрослым и любит трудиться.

- ребенок имеет представление о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дешево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «деньги зарабатывают»; представление о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других;  ориентируется в понятиях  «выгодно-невыгодно», «торговаться», «дорого-дешево», «брак»; осознает откуда берутся деньги, зачем они нужны людям

- ребенок имеет представление  о рекламе, е назначении, видах рекламы, сформировано правильное отношение к рекламе; проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой; сформированы оценочные суждения о явлениях «реклама»;

- ребенок в повседневной жизни и деятельности старшего дошкольника сформированы начала, истоки проявления качеств экономической деятельности; в пределах  своих возрастных, физических  способностей проявляет экономически значимые  качества  в повседневной жизни; умеет вести себя в магазине.

Минимальные требования

Предложение участника конкурса

1

Формирование комплекта продуктов

инновационной деятельности в рамках

выбранного проекта, в том числе

методических разработок, программ,

диагностических инструментов,

методических комплектов, моделей,

результатов апробаций и пр. в форме

типовых документов, пособий,

технологических карт и пр. (не менее 3-х

продуктов).

Программа «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет

Комплексно-тематическое планирование

Лэпбуки «Деньги», «Семейный бюджет», «Магазин «Овощи», «Фрукты», «Молочные продукты», «Наш город любит трудится».

Авторские дидактические игры «Товарный поезд», «Чей продукт труда?», Круги Луллия «Покупай-ка», «Что из чего сделано», «Размен»

2

Проведение зональных и краевых семинаров (вебинаров), посвященных практике инновационной деятельности в рамках проекта (не менее 3-х).

Планируем провести вебинары: 2021-2022 гг.

3

Отчет о реализации плана-графика (не менее 3-х)

Программа «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет реализуется с 2018 года , входит в часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №3 г. Усть-Лабинск в части формируемой участниками образовательных отношений (раздел «Познавательное развитие»)

4

Создание авторской методической сети (не менее 1; не менее 10 участников).

Методической сети  на уровне района нет, но мы входим в состав сети по формированию финансовой грамотности в крае

5

. Организация повышения квалификации (не менее 41% педагогов образовательных организаций, прошедших курсы повышения

квалификации по теме инновационной

деятельности).

Колено Е.Г. прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы финансовой грамотности для дошколят» в объеме 16  академических часов с 12 января 2021 года по 26 января 2021 г. в  Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Международная педагогическая академия дошкольного образования

6.

Другое

10. План-график выполнения работ.

Год

выполнения

Перечень мероприятий

Срок выполнения

(начало-завершение)

2017

Разработали программу «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет. Получили рецензию РУМЦ

2017-2018

2018-2020

Реализация программы «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет на уровне ДОУ

2018 по настоящее время

2021

Вебинар

На стадии разработки, срок реализации октябрь 2021 г

2022

Вебинар

Март 2022

2022

Получить рецензию на уровне края, включить в  методический банк данных краевого  уровня

2022

11. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач

инновационной программы. Материально-техническая база.

Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации

п\п

Основные риски инновационного проекта

Пути их минимизации

1

Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях

Моральное стимулирование участия родителей в воспитательно-образовательном процессе

2

Отсутствие возможности модернизации материально-технической базы и предметно-развивающей среды ДОУ

Поиск внебюджетных источников  для реализации инновационных образовательных задач

Материально –техническая база

Вид помещения.

Функциональное  использование

Оснащение

Методический кабинет, групповые комнаты

  • Групповые занятия по экономике.
  • Детская мебель.
  • Оборудование для интегрированных занятий  (альбомы, цветные карандаши, кисти, тряпочки и т.д. - по количеству детей).
  • Магнитно-меловая доска
  • Дидактические игры
  • Наглядный демонстрационный материал: иллюстрации, книги, альбомы, предметные картинки и пр.
  • Проектор, ноутбук

Методические пособия

  1. А.Д. Шатова «Тропинка в экономику, Москва Издательский центр «Вентата-Граф», 2015 г.
  2. Т. П. Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013 г
  3. Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены»
  4. Л.В. Кнышова, О.И. Мельникова, Т.Л. Попова «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»

Наглядно-дидактические пособия

  1. Дидактические материалы: «Собери пословицы», «Конфетки и монетки», иллюстрации «Как товра приходит к покупателю», иллюстрации к сказкам, портреты меценатов и др.
  2. Лэпбуки «Профессии», «Деньги», «Семейный бюджет», «Предприятия Усть-Лабинска», Магазин «Овощей», магазин «Фрукты», «Молочные продукты»
  3. Круги Луллия «Покупай-ка», «Что из чего сделано», «Размен».
  4. Сюжетно-ролевые игры «Банк», «Ателье», «Модельер».
  5. Альбом нумизмата, монет.
  6. Ребусы,

Восприятие  (примерный перечень произведений)

Книжная графика (иллюстрации)

  1. Сборник пословиц
  2. Сказка С.Михалкова «Как старик корову продавал»
  3. «Лиса и журавль» (русская народная сказка), «Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка).
  4.  «Лисичка-сестричка и серый волк» (русские народные сказки),  «Двенадцать месяцев» (С.Маршака).
  5. А. Пахомов. «Азбука» (Л.Толстого), «Рассказ о неизвестном герое» (С.Маршака), «А что у вас?» (С.Михалкова).
  6. А.Савченко. «Заюшкина избушка» (русская народная сказка),
  7. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Представление инновационного педагогического опыта

Представление  инновационного педагогического опыта...

Консультация для воспитателей "Инновационный подход к формированию у детей представления о русской народной культуре"

В настоящее время приобщение детей к истокам русской народной культуры является актуальной задачей. Российские педагоги выделяют большое количество способов формирования у детей представления об истор...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Едуковой Людмилы Ивановны на тему: «Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области свя...