ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Едуковой Людмилы Ивановны на тему: «Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»
проект (старшая группа) на тему

Едукова Людмила Ивановна

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Кроме того проект охватывает деятельность педагогов и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя

Едуковой Людмилы Ивановны

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 91 компенсирующего  вида» г. о. Саранск

на тему: «Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Паспорт проекта: данный проект характеризуется как: познавательно-речевой; продолжительность – долгосрочный, по количеству участников – групповой;

Участники проекта: заведующая МДОУ – создание условий для реализации и проведения мероприятий; старший воспитатель – контроль за проектом; дети  - участники проекта; педагог – реализация проекта; родители –  помощь в реализации проекта; музыкальный руководитель.

Актуальность  и перспективность исследования: характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Кроме того проект охватывает деятельность педагогов и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме.

Объект: развитие эмоционально-образных способностей у детей с ОВЗ.

Предмет: система работы по формированию способностей к эмоционально-образному восприятию у дошкольников с ОВЗ на занятиях, включая музыкальные занятия. Процесс воспитания интереса детей к культуре мордовского края. Такие проекты способствуют не только интеллектуальному, физическому, художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки. Включение родителей в работу над проектом сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, служит залогом дружной семьи.

В основу проекта была положена гипотеза и концептуальность: если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности; если материал соответствует возрастным особенностям детей; использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, то у дошкольников можно сформировать гордость за свою Родину, любовь к природе родного края, уважение традиций.

 Во время реализации проекта применялась интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становления опыта. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.  При изучении теории и практики воспитания и обучения детей с ОВЗ было установлено, что детская творческая деятельность является важным фактором формирования творческих способностей у детей, а приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Целью проекта является: формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее; выявление совокупности педагогических условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

В  рамках данной темы были выдвинуты следующие задачи: проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края. Формировать у дошкольников бережное отношения к природе, навыки исследовательской работы. Развивать эстетические чувства, способность к отражению их в творческой деятельности.

Предполагаемый результат. Выпускник МДОУ должен: иметь  представления об истории Мордовии и мордовского края; о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённой национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва: мокша и эрзя, русские, татары). Иметь  представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, их  языках, обычаях, традициях. Знать, что Республика Мордовия – часть огромной страны России (Российской Федерации); Саранск – столица Мордовии. Уметь рассказать о своём родном городе (селе, посёлке), о его достопримечательностях, об улице, на которой живёт. Иметь представления о реках,  озёрах, заповедниках находящихся на территории Мордовии.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» В группе имеется настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с мордовскими народными сказками.

В нашей группе создан мордовский уголок. Цель: – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Дошкольники совместно с педагогами создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.

Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется настольно-печатная игра, альбом «Мордовский народный костюм», роспись по дереву «Мордовочка», доска разделочная, Прялка с мордовским узором  консультации о вышивке, бисероплетение с морд.орнаментом и другое. Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск и родном городе Саранске.

Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

Большое внимание в группе уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия».

Теоретическая база опыта: в своей работе по данной теме мы используем рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок»), которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А. И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С. Брыжинского. Изучение и проведение с детьми морд.игр, знакомство со сказками, обыгрывание и перессказ, подбор атрибутов к сказкам, фото детей, проведение праздника «Масленница», «Пасха».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

           В старшей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми мы сделали вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем мордовском крае, о коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях. Поэтому мы поставили перед собой цели:

- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.

Для реализации поставленных целей нам необходимо было решить следующие задачи:

- изучить этнографическую, этно-педагогическую и научно-художественную литературу;

- собрать и систематизировать дидактический материал в группе;

- составить план, разработать занятия;

- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии;

- формировать уважение к традициям и обычаям;

- знакомить с устным народным творчеством;

- воспитывать любовь к мордовскому краю;

- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».

Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о жителях Мордовии, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордвах.

В подготовительной группе будем  учитывать возросшие возможности детей, вводить новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».

На всех возрастных этапах, мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В старшей группе предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».

Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем, из чего сшита одежда», «Чудо-вещи»- вокруг нас».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Народная мудрость гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе предлагаем детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.

Анализ результативности работы с детьми нашей группы стал праздник осенью «Мы о Мордовии поём», который проводился в муз.зале в 2014 году. Проведение мордовских игр в муз.зале в 2015-16 году. «Масленица» и «Пасха» в 2015-2017 году. Дети показали практически хорошие знания и умения.

 

Работа над проектом проводилась в 3 этапа: подготовительный этап включал в себя: изучение литературы;  материалов компьютерных сайтов по данной теме; определение целей и задач; разработку конспектов занятий, познавательных бесед, викторин, конкурсов; перспективное планирование по данной теме; подбор демонстрационного материала; диагностику.

Проанализировав результаты подготовительного этапа, мы перешли к основному этапу. Это - посещение краеведческого музея с родителями, театров города Саранска, знакомство детей с памятными местами города, возложение цветов к обелиску «Родина - мать», знакомство детей с традициями и бытом наших предков, решение экологических задач, поход по экологической тропе.

Заключительный этап: анализ проделанной работы, обработка и оформление результативности проекта, демонстрация презентации проекта на педагогическом совете.

Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, «круглый стол», дискуссии). В родительском уголке размещалась информация, в которой они знакомились с народными приметами, с историей и традициями края. Перед родителями были поставлены следующие задачи: знакомить детей с семейными реликвиями; провести анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка?»; оказывать посильную помощь в организации экскурсий, встреч,  походов в музеи; участвовать в проведении акций: «Чистый город».

Переходим к анализу усвоения знаний по теме проекта. Диагностика проводилась 3 раза за период работы над проектом – первичная, промежуточная  и контрольная. Первичная диагностика была направлена на выявление уровня начальных знаний детей. В качестве основного средства исследования была использована индивидуальная беседа с ребенком. Детям было предложено ответить на вопросы: «Как называется город, в котором ты живешь?», «Почему он носит такое название?», «О каких достопримечательностях города ты можешь рассказать?» и др. Ответы детей оценивались в баллах. Контрольная диагностика направлена на выявление результативности проекта. Дети отвечали на те, же вопросы. Оценивалась полнота ответа, степень активности и устойчивости, глубина освоенных знаний.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Анализ научной литературы и практики образования в дошкольном учреждении позволил выявить ряд трудностей: между существующим социальным запросом общества на личность, способную к творческому решению разнообразных проблем и недостаточной научно-теоретической разработанностью проблемы формирования способностей к эмоционально-образному восприятию у детей средствами ознакомления с историей родного края, в том числе по выявлению педагогических условий для её осуществления; недостаточное научно- методическое обеспечение данного процесса; остро ощущается необходимость создания и внедрения в практику новых современных коррекционных программ, опирающихся на ФГОС.

У педагога есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого ему необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда  личность ребенка проявится во всех направлениях деятельности.

Необходимость решения выделенных трудностей определила проблему исследования, заключающуюся в поиске содержания и педагогических условий формирования способностей к эмоционально-образному восприятию у детей посредством ознакомления с историей родного края.

Адресные рекомендации по использованию опыта. 

Разработаны на основе результатов работы детей дошкольного возраста с ОВЗ, позволяющие выявить формирование способностей к эмоционально-образному восприятию посредством  ознакомления с историей родного края. По данному направлению разработан и представлен интересный и содержательный материал:  план работы, конспекты, игры мордовские, консультации.

  В процессе работы проекта были получены следующие результаты исследования: у детей сформирована система знаний; эстетические чувства детей имеют отражение в творческой деятельности; сформирован устойчивый интерес к природе, уровень экологической грамотности воспитанников.

Наш опыт работы над проектом  был представлен на педагогическом совете в виде презентации, результаты одобрены, проект утвержден.

Таким образом, можно сделать вывод: цель и задачи проекта были достигнуты. Проект оптимизировал образовательный процесс и доказал его эффективность. Гипотеза, положенная в основу проекта доказана.

Список  используемой  литературы:

1. Андреев В.И.- Педагогика. Учебный курс для творческого развития. Казань. 2000 год - 608 с.

2. Бабынина Т.Ф.- Формирование личности ребенка ст. дошкольного возраста  в процессе ознакомления с национальной культурой. Екатеринбург, 2001 год- 220 с.

3. Брыжинский В.С.-" Серебряные цепочки". - Мордовское книжное издательство, 2002 год.

4. Лузгин А. С.- "Промыслы Мордовии". - Саранск, 2003 г.

5. Мордовская народная вышивка составлена - В. Н. Мартьянов г. Саранск 1991 год.

6. Хрестоматия к программе "Валдоня"- Мордов. книж. изд. 2004 г. - Е. Н. Киркина.

7. "Саранск - столица Мордовии рассказы для маленьких читателей".    - МГУ имени Н.П. Огарева.

8. "Большая книга животных"-  Морд. книж. изд., 2003 год.

9. "Степан Дмитриевич Эрзя"-  Морд. книж. изд., 1998 год.

10. «Волшебные сказки», Саранск. - Морд. книж. изд.-во,1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Описание педагогического опыта воспитателя Подгорновой Людмилы Сергеевны

Мной представлен педагогический опыт работы на тему " Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

«Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»

          Тема наша актуальна и характеризуется тем, что одним из ведущих факторов  формирования   исторического и патриотического сознания детей являетс...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческ...

Педагогический опыт воспитателя Шачиновой Ольги Владимировны по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Педагогический опытвоспитателяШачиновой Ольги Владимировныпо теме:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...