Проект "Где живет звук?"
проект по музыке (старшая группа)

Смирнова Елена Владимировна

Ознакомление детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvuk.docx83.04 КБ

Предварительный просмотр:

Принято педагогическим советом                                                                      Утверждаю

Протокол №1                                                                                                         Заведующая

                                                                                                                                 МБДОУ детский сад №1                                                                

От__________2020 года.                                                                                        с.Р.Камешкир                                                                                                                                

                                                                                                                                  ________Тюнькова  Н.В.

                                                                                                                                                                                                                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с Русский Камешкир

Среднесрочный проект по музыкальному воспитанию

«Где живет звук?»

для детей старшей группы

Срок реализации проекта: ноябрь -декабрь

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/06/s_5936b4f1597be/643216_1.jpeg

Автор проекта: музыкальный руководитель Смирнова

Елена Владимировна


Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: среднесрочный (ноябрь- декабрь)

Участники проекта:         

  • дети старшей разновозрастной группы,
  • музыкальный руководитель - Смирнова Елена Владимировна
  • воспитатель группы – Болотина Марина Сергеевна
  • родители воспитанников.

Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Проблемные вопросы:

«что такое звуки?»

«как они получились?»

«почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

Цель: Ознакомление детей с принципами образования и улавливания звука.             Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки

Задачи:  - воспитывать интерес к звучащему миру

                 -развивать наблюдательность

                 -развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

                 -способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта детей

                 -развивать познавательную активность детей в процессе их творческой  деятельности.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Детские музыкальные инструменты.

• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

• Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература;

• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

• Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат

Для детей:

-Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

-У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;

-Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

- изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

- творческое использование возможностей музыки в разных видах деятельности.

Для родителей:

- повышение музыкальной культуры;

- эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

Содержание проекта:

1. Подготовительный этап:

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги, родители.

Подбор музыкального репертуара, разработка конспектов образовательной деятельности, сценариев музыкальных гостиных, стратегии реализации проекта.

2. Основной этап:

   Дидактические и речевые игры. Слушание

1 занятие «Почему все звучит?»

Цель: дать детям представление о природе звука

Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выяснить причину возникновения звука, научить усиливать звук с помощью специальных предметов; развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, музыкальные способности, мелкую моторику; воспитывать любовь к прекрасному, любознательность, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление «Музыка или шум», «Почему все звучит», «Откуда берется голос», «Замри и слушай», «Где живут звуки?».

Оборудование: бубен, стеклянный стакан, газета, гусли, деревянная линейка, металлофон, механические часы, слуховая труба, листы бумаги.

                                                  Ход занятия:

Муз. руководитель Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и прислушайтесь – что вы услышите? (Дети перечисляют, все, что слышат за окном, за стеной, в группе.) Что помогает нам слышать все это?

Дети Орган слуха – уши.

Муз. руководитель Давайте поиграем и проверим наши ушки: я за ширмой буду создавать звук каким-то предметом, а вы угадайте, каким.

(Муз. руководитель  издает звуки с помощью бубна, стеклянного стакана и металлической ложки, газеты, гуслей, деревянной линейки, металлофона, а дети отгадывают). Посмотрите, ребята, сейчас все эти предметы перед вами, но они молчат. Почему же они звучали за ширмой?

Дети: Предметы звучали, потому что Вы их трогали.

Муз. руководитель Попробуйте и вы извлечь звук из этих предметов. (Дети по очереди пробуют извлечь звук из какого-нибудь предмета, а потом останавливают его.) Что происходит? Почему же звук прекращается, когда мы кладем ладошку на струны, линейку, пластины бубна и металлофона? (Делается вывод, что звук возникает при колебании предмета, и пропадает, когда это колебание заканчивается.) Да, звук возникает при колебании предметами воздуха, а это колебание воздуха мы и называем «звук».

Об этом догадались не только люди. Послушайте рассказ В. Бианки «Музыкант» и скажите. Кто еще догадался, как получить звук.

                  Рассказ "Музыкант" В. Бианки

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела. Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка. Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил. Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..» Колхозник спросил старика: — Ну что, убил медведя? — Нет, — ответил старик. — Что ж так? — Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

Муз. руководитель Почему охотник пожалел медведя?

Дети  Охотник пожалел медведя, потому что он сам музыкант, и медведь оказался музыкантом, потому что медведь, как человек, любит музыку.

Муз. руководитель Давайте мы с вами тоже сейчас создадим музыку.

(Дети берут музыкальные инструменты, линейку, стакан с ложкой и наигрывают «По малину в сад пойдем…»).

Муз. руководитель Хорошо играете, только тихо. Как бы нам усилить звук?

Дети: Взять микрофон.

Муз. руководитель Можно и микрофон, а вот если его нет, можно взять рупор (показ иллюстрации). Его очень легко сделать. Сложите картон в виде конуса. Вот и готов рупор. Давайте его исследуем: произнесите слова в рупор тихо, громко, изменяя голос. (Дети по очереди пробуют произносить слова в рупор.). Как услышать тиканье часов, не поднося их к уху?

Дети: С помощью рупора. (Слушают).

Муз. руководитель Почему стал слышен звук? (Ответы детей).

В трубе звуковые волны не рассеиваются, поэтому звук разносится на более далекое расстояние. Ну что ж, мы получили много знаний о звуке. Давайте эти знания теперь применим на деле: сыграем «Во саду ли, в огороде…» дружно, громко, весело, используя все предметы, которые могут звучать.

                                                Дети играют.

2 занятие «Знакомство с деревянными звуками».

Цель: привлечение внимания детей к богатству и разнообразию звуков окружающей действительности.

Задачи: - развивать тембровый слух;

- развивать у детей фантазию и изобретательность в звукотворчестве;

- способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения;

- знакомить детей с деревянными музыкальными инструментами;

- учить слаженно, играть в оркестре;

- воспитывать дружеские отношения между детьми и взрослыми;

- поддерживать интерес к народной и классической музыке;

- развивать музыкально-ритмический слух, умение совмещать движения с игрой на музыкальных инструментах.

Пособия и материалы: - детские музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон

- предметы из дерева ( кубики, палочки, ложки, скалка, разделочная доска, матрёшки и др.);

- аудиозаписи «Голоса природы», «Смелый наездник» Р. Шуман, русские народные мелодии;

- портрет композитора Р. Шумана.

                                                   Ход занятия.

Дети заходят в зал. Звучит фонограмма «Голоса природы»

Муз. руководитель Ребята, что вы сейчас слышите?

Дети: Пение птиц, шум ветра, журчание ручья.

Муз руководитель Где можно услышать эти звуки?

Дети: В лесу.

Муз руководитель Что будет, если исчезнут все звуки на земле?

Дети: Будет очень тихо, мы ничего не услышим, нельзя будет общаться, разговаривать, будет не интересно.

Муз руководитель Все на свете дети знают,

                                  Звуки разные бывают.

                                  Журавлей прощальный клёкот,

                                  Самолёта громкий рокот.

                                  Гул машины во дворе,

                                  Лай собаки в конуре,

                                  Стук колёс и шум станка,

                                  Лёгкий шелест ветерка.

Ребята, скажите, звуки все одинаковые, или отличаются друг от друга?

Дети: Отличаются.

Муз руководитель А вы смогли бы их различить? Давайте попробуем.

- Дидактическая игра «Узнай звук по слуху» ( хлопки, притопы, постукивание по столу) Дети узнают.

Муз руководитель Как узнали, что это стол? Из чего он сделан? Какие ещё деревянные предметы вы видите в зале?

Дети: Стулья, пианино, кубики, игрушки……

Муз руководитель Ребята, как вы думаете, эти предметы умеют разговаривать? Давайте вместе это выясним. Я хочу услышать голос вот этого предмета (показывает колотушку, обследует предмет, гладит, стучит ладошкой, палочкой, колотит) А теперь вы попробуйте заставить говорить какой-нибудь из этих предметов. Дети действуют с предметами.

Муз руководитель Всем знакомы деревянные кубики. Сейчас они споют для вас песенку, узнайте её.

         ( Муз рук. играет на кубиках попевку «Андрей – воробей» )

Муз руководитель Ребята, давайте вместе споём попевку, а кубики нам помогут. ( Дети берут кубики, поют и простукивают ритм попевки.)

Муз руководитель  Какой звук у кубиков?

Дети: Стучащий, негромкий, мягкий, тёплый.

Муз руководитель Ребята, сможете ли вы отличить деревянный звук от других ? Давайте проверим. Поднимите руку тогда, когда услышите звук дерева.

                          Дидактическая игра «Сравни звук».

( За ширмой : стеклянная банка, металлическая трубочка, деревянные палочки)

Муз руководитель На чём же я играла последний раз?

Дети: Палочки деревянные.

Муз руководитель Поиграем с палочками. (дети берут палочки)

                                   Вот помощники мои

                                   Их как хочешь, поверни.

                                   По дорожке ровной, гладкой

                                   Скачут палочки лошадки.

                                   Скок, сок, скок, скок

                                   Поскакали и молчок.

                                   На что похож звук палочек?

Дети: На цокот копыт.

Муз руководитель Сейчас в нашем зале появятся лошадки – это мальчики. Они будут двигаться прямым галопом, как лошадки. Девочки изобразят цокот копыт на палочках. А поможет нам музыка Р. Шумана «Смелый наездник» ( обратить внимание на портрет композитора) Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Лошадки»

Муз руководитель  Сегодня деревянные инструменты и предметы вместе с нами танцуют, поют. А ещё они умеют рассказывать сказки. Не верите? Тогда слушайте и смотрите.

Муз руководитель У отца был мальчик странный

                                   Не обычный , деревянный

                                   Деревянный, длинный нос

                                   Он совал в любой вопрос…..

( Заранее подготовленные дети обыгрывают сценку при помощи деревянных предметов и инструментов: Буратино – брусочки, дятел – разделочная доска, лягушка – трещётка, ветер – деревянный стаканчик, дождик – ксилофон.)

Муз руководитель Назовите инструменты, которые помогли озвучить сказку.

Дети: ( называют)

Муз руководитель  (берёт мешочек в котором спрятаны деревянные ложки) А про нас забыли. Мы ведь тоже деревянные.

              За обедом мной едят, а на гулянье народ веселят.

Дети: Ложки.

Муз руководитель ( достаёт из мешочка ложки, играет на них) Какой звук у ложек?

Дети: Громкий, яркий, звонкий.

Муз руководитель Попробуйте и вы сыграть на ложках. ( Несколько детей играют на ложках) В руках настоящих музыкантов ложки становятся просто волшебными. Хотите услышать?

                       Дети слушают в записи «Плясовые наигрыши»

Муз руководитель Ребята, а вы смогли бы смастерить своими руками музыкальный инструмент? Здесь и сейчас мы с вами сможем сделать игрушку –громушку. Для этого я приглашаю вас в мастерскую.

( Работа за столами по подгруппам. Дети наполняют пустые матрёшки горохом, крупой.)

Муз руководитель Ребята, озвучьте свои инструменты.

                                       Звучит шумовой оркестр.

Муз руководитель Скажите, ребята, сегодня инструменты в ваших руках молчали?

Дети: Нет, они играли, разговаривали, пели.

Муз руководитель А звучали они одинаково?

Дети: Нет, по-разному, они все разные.

Муз руководитель Вы правы. Деревянный звук какой?

                                                     Он стучащий и сухой.

                                                     Тёплый и трескучий,

                                                     Тихий и гремучий.

Обследуйте деревянные звуки в своей группе и дома. До новой встречи.

                         ( Дети под музыку выходят из зала.)

3 занятие «Знакомство с металлическими звуками»

Цель: познакомить детей со способами образования и улавливания музыкальных и не музыкальных звуков.
Задачи: -развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию,

воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;

- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;

- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях. «Как распространяется звук?»

Материалы и оборудование: магнитофон и музыкальные записи,

металлические музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, бубенцы, будильник, стаканы, бутылка с водой, железная крышка от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводная механическая игрушка,  металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические.  

                                                 Ход занятия:
Муз. руководитель Давайте сейчас посидим в тишине,
                                    Так тихо, как будто бы это во сне.
                                    Услышим тогда, как звучит тишина,
                                    Хоть кажется нам, что она не слышна.
- Ребята, хотите отправиться в путешествие? (ответы детей). Путешествие будет не простое, мы с вами искать металлические звуки. Как вы думаете, где они могут жить? (ответы детей).
                                    Мир без звуков был бы грустный,
                                    Серый, скучный и «невкусный»!
                               Игра «Слушаем и воображаем».
Дети закрывают глаза и садятся в круг, в центре которого педагог достаёт из «волшебной» корзины различные звучащие предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан и звенит им, железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводную механическую игрушку, переливает воду из стакана в стакан, музыкальный треугольник, бубенцы, колокольчики, музыкальную тарелку. Дети, не открывая глаз, стараются отгадать, что прозвучало. После игры проводится беседа:
- Все ли звуки были одинаковые? (Нет).
- А были среди них похожие? (Да).
- Все ли эти звуки мы можем услышать в музыке? (Нет).
- Где ещё мы можем услышать некоторые из этих звуков? (Звон крышки от кастрюли, переливающуюся воду – на кухне, деревянные кубики, заводную игрушку – дома).
Муз. руководитель Таким образом, звуки бывают музыкальные (которые мы можем услышать в различных музыкальных произведениях, использовать в музыкальном оркестре, в песнях, которые мы разучиваем на музыкальных занятиях) и не музыкальные (которые мы слышим в повседневной жизни – на улице, дома, то есть - шумовые).
Муз. руководитель  У металла гулкий звук,

                                    Не похож совсем на стук –
                                    Он бывает и трубящий,

                                    И призывный, и бренчащий!
- С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь почти всё сделано из металла, можно создать целый оркестр. Давайте попробуем их назвать.
Дети: Ложки, кастрюли, сковородки, крышки, металлические банки и т.д.

Муз. руководитель: Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофоны, а затем и во многие концертные, например - арфа. (Показывает детскую арфу) Звук этого инструмента напоминает звук бегущей воды. Музыкант, играющий на этом инструменте, нежно перебирает струны своими пальцами.

                      Слушание "Лебедь" А. Гендель

 Дети слушают запись музыкального произведения, в котором используется игра на металлических инструментах (металлофонах). Затем педагог предлагает детям различные музыкальные инструменты, из которых надо выбрать лишь инструменты с металлическим звучанием и предлагает на них поиграть. Дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя поиграть на них по-разному, стараясь «найти» звуки, которые в них живут.
                           Упражнение «Озвучиваем стихи».
Дети на различных металлических музыкальных инструментах исполняют аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Весёлый старичок»:
                          Жил на свете старичок маленького роста,
                          И смеялся старичок чрезвычайно просто:
                          1-я группа (бубенцы): Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
                          2-я группа (молоточки): Хи-хи-хи,
                          3-я группа (тарелки): Да бух-бух,
                          4-я группа (бубны): Бу-бу-бу, да бе-бе-бе.
                          5-я группа (треугольники): Динь-динь-динь,
                          ВСЕ: Да трюх-трюх!
                                 Игра «Колокольцы-бубенцы». 

Дети встают в круг, каждому ребёнку педагог даёт в руки маленький колокольчик. Выбирается ведущий, который стоит в центре круга с завязанными глазами. Дети бегут по кругу и поют потешку:
                      Колокольчик динь-дили, Динь-дили, динь-дили.
                      Веселей давай звени – всех сегодня весели.
                      Колокольчик я возьму и немножко позвоню.
                      Колокольчик – динь-ди-лень, говорит нам – «Добрый день!»
Затем останавливаются, и по безмолвному знаку педагога только один ребёнок из круга начинает звонить в свой колокольчик. Водящий пытается найти его звуку. Игра повторяется со сменой ведущего.
Муз. руководитель  Ребята, послушайте и отгадайте загадку, о каких она предметах:
                      Самый бойкий я рабочий в мастерской.
                      Колочу я что есть мочи день-деньской.
                      Как завижу лежебоку что валяется без проку,
                      Я прижму его к доске да как стукну по башке!
                      В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка.
(Ответ: Молоток и гвоздь)
Правильно, эта загадка о молотке и гвоздике. А из какого материала сделаны
молоток и гвоздь?
Дети: Молоток и гвозди сделаны из металла.
Муз. руководитель Да, они сделаны из металла. А еще можно сказать, что они металлические. Вы знаете, для чего нам нужен молоток?
Дети: Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.
Муз. руководитель: В далекие времена молоток использовался и с другой целью. Например, если где - то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Громкий металлический звук разносился далеко вокруг, предупреждая об опасности и люди, услышав его, спешили на помощь.
Опыт: Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему?
Муз. руководитель: Да, звуков вокруг нас очень много, и они такие разные. Каждый звук может стать музыкой, надо только постараться её услышать. Чем отличаются предметы из металла от предметов из других материалов?

Дети Металлические предметы тяжелее, имеют металлический блеск.

Муз. рук. берет металлический прут и пытается его согнуть.

Муз. руководитель Чтобы сделать что-то из металла, его нужно раскалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать ему форму. А людей, которые занимаются этим ремеслом, называют кузнецами. (Показ картинки из серии "Знакомство с профессиями")Давайте мы исполним рус. нар. песню "Во кузнице" обр. И. Жаровой в сопровождении детского оркестра шумовых инструментов.

Муз. руководитель А теперь скажите – в какой сказке живут наши металлические звуки и о них там говорится?
Дети: «Федорино горе», «Приключения Незнайки».
Муз. руководитель: Давайте поможем Федоре помыть посуду.
                            Пантомима «Мытье посуды»
Мы почистим тебя песочком, (дети трут кулаком о ладонь)
Окатим тебя кипяточком, (поочередно поднимают руки)
Вытрем тебя полотенечком. (делают круговые движения руками)
И ты будешь опять, Словно солнышко сиять. (поднимают руки в стороны - вверх)
Муз. руководитель А сейчас я  покажу фокус. У меня есть
волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку, и посмотрите, что сейчас произойдёт: (все предметы начинают прилипать к ней).  Что произошло и почему?
Дети рассматривают магнит, с помощью воспитателя делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
Муз. руководитель: Вы наверное устали, давайте отдохнём и поиграем, а поможет нам в этом веселый бубен.
     Проводится игра «Кто скорей ударит в бубен» муз. Л. Шварца
Муз. руководитель Ребята, давайте ещё раз вспомним о свойствах металла.
Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается
магнитом, чтобы делать из него предметы его нужно сильно нагревать,
издаёт громкий звук.
Муз. руководитель: Итак, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? А как вы думаете, могут эти звуки жить рядом, по соседству, в одном музыкальном произведении? Давайте попробуем сыграть в оркестре, используя деревянные и металлические звуки. Педагог по своему усмотрению делит детей на две группы, раздаёт одной группе деревянные инструменты, другой – металлические. Дети «украшают» музыку по очереди – сначала одна группа, затем другая, исполняя РНП «Как у наших у ворот».
Муз. руководитель На этом наше путешествие закончилось! И я говорю вам: "До свидания!"

4 занятие «Знакомство с шуршащими звуками»

Цель: развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;

Задачи:- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;

- воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

- создать условия для экспериментирования детей со звуком.

- развивать навыки свободной импровизации детей на сделанных инструментах, творческую свободу, воображение.

Пособия и материалы: бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

                                                        Ход занятия:

Муз. руководитель Сегодня я предлагаю вам очутиться в одной сказочной стране Шопота и Шороха. В этой стране всё было шелестящее и шуршащее. Для этого надо пошуршать, пошептать. Чем мы можем пошуршать? (на столе лежат разные предметы). Дети шуршат.

                 Звучат фонограммы звуковых эффектов (шорох листьев, шуршание сухой травы, бумагу режут, бумагу рвут, звук метлы), дети угадывают.

Муз. руководитель: И жители этой сказочной страны тоже были необычные: шептунчики и шуршалочки, шелестелочки и бумажечки, шуршики и шуршунчики. А любимыми звуками алфавита у них были все согласные звуки, которые шуршат, шелестят, шипят, свистят. Предлагаю вам поговорить на языке жителей этой сказочной страны.

                    Артикуляционная игра с шипящими звуками.

В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит.

Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.

- ты куда?

К тебе лечу. Дай на ушко прошепчу: шу-шу-шу да ши – ши — ши.

Тише шорох, не шурши. Навостри – ка уши, тишину послушай.

Муз. руководитель Я предлагаю вам взять бумагу и изобразить звук.

Как вы уже догадались жители этого королевства были очень дружны и так похожи, что надо было еще очень хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них, когда говорит, потому что разговаривали они очень тихо. Каждый год в этом сказочном королевстве отмечали самый главный праздник – Бумажный карнавал. На него приглашались гости из других королевств. Они приезжали в бумажных костюмах и привозили с собой инструменты, которые могут издавать шорох и шелест. Чтобы попасть на этот праздник – Бумажный карнавал, нам необходимо нарядиться. (Дети надевают бумажный атрибут – бантик из сложенной гармошкой цветной бумаги на резинке: на голову, на запястье, на щиколотку, на талию, на шею и т.д.)

Муз. руководитель Костюмы готовы. Осталось раздобыть инструменты, которые издают шелестящий, шуршащий, хрустящий, шебуршащий звук.

Предлагаю эти инструменты изготовить самостоятельно. Я приготовила для вас бумажные коробочки и разные наполнители для них. Думаю, если наполнить эти коробочки такими наполнителями, мы получим инструменты, на которых можно сыграть различные шуршащие звуки.

Дети изготавливают инструменты из предложенного материала.

Муз. руководитель Мы в бумажных костюмах, с бумажными музыкальными инструментами, и готовы начать Бумажный карнавал с торжественного шествия.

                               «Марш-парад» Т.Суворовой

Муз. руководитель  Как и положено гостям, мы прибыли не с пустыми руками, а с подарком для жителей Бумажного королевства. Вот он. Показывает Сундучок. Давайте, откроем его и посмотрим, что мы приготовили. Достает бумагу. Жители любят шуршать и шелестеть. Вот мы и научим их «играть» на этой бумаге музыку. Мы покажем и исполним бумажный оркестр.

                          Исполняется «Шуточка» В. Селиванова

Муз. руководитель  Бумажный карнавал продолжается целую волшебную ночь. Все гости дарят свои подарки, играют на музыкальных инструментах, веселятся, поют песни шепотом. Но это веселье никого не беспокоит, никому не мешает, ведь звуки, звучащие на этом празднике очень тихие. А под самое утро карнавал заканчивается сказочным фонтаном. И он тоже, конечно же, бумажный. Как это, спросите вы? А я вам сейчас покажу. Возьмите бумажные ленты и сделайте в центре зала круг — фонтан. Дети берут бумажные в руки разноцветные ленты из гофрированной бумаги.

      Исполняется двигательная импровизация Поля Мориа «Токката» 

В конце произведения делают салют – подбрасывают ленты вверх.

Муз. руководитель Ребята, мы с вами побывали в бумажном королевстве, вам понравилось?

        Ну вот и закончилась сказка, настал расставания час.

        Но добрые песни и пляски нам вспомнятся с вами не раз.

5 занятие «Знакомство со «стеклянными звуками»

Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты

Задачи: - побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

- соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями;

- развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа.

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

                                    Ход занятия:

Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости в стеклянное королевство. Как вы думаете,  какие предметы там живут? (ответы детей: стаканы, бокалы, бутылки, банки, аквариумы, вазы, графины и т.д.) Молодцы, скоро мы с ними встретимся. В путь!

(музыкально-ритмические движения под песню «Веселые путешественники» на сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского)

Ребята, закройте глаза и послушайте, какие красивые волшебные звуки издают стеклянные предметы. (педагог палочкой ударяет по стеклянным предметам) В стеклянном королевстве живут изнеженные, хрупкие, капризные звуки, и с ними надо быть очень осторожными.

Если стукнуть стаканы тихонечко друг от друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла. Кто хочет попробовать?

(желающие дети играют стаканами)

Муз. руководитель Два стакана за обедом меж собой вели беседу:
                                 "Голосок наш легкий, звонкий, ледяной и очень колкий
                                  С легкостью летящий, хрупкий и блестящий".
(Предлагает  детям самим извлечь звуки из стеклянных предметов, только очень осторожно из-за их хрупкости). Ребята, как будем играть на стеклянных предметах?

Дети: Тихо, нежно, ласково.

Муз. руководитель Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит. Попробуйте сами, ударьте палочкой, и вы услышите пение стекла. (желающие дети ударяют палочкой по хрустальным предметам)

Муз. руководитель Если подуть в пустую бутылку, то можно услышать глухой, гудящий звук. Этот звук похож на гудок парохода или на завывание вьюги.  (желающие дети пробуют издавать звук из пустой бутылки) 

Муз. руководитель Стаканы, издают разные по тембру и высоте звуки, если в них налить разное количество воды.

Музыкальный руководитель достает приготовленные три стакана, графин с водой, железную тоненькую палочку.

Жили - были три брата - стакана, и жизнь у них была скучная.

(предлагает одному из детей постучать палочкой по каждому стакану.)

И разговаривали эти стаканы тоже скучно и неинтересно, звуки у них были….(дети продолжают) - одинаковые. Пришел в гости к стаканам граф Графиныч, и угостил братьев волшебной водой. Но каждому дал воды разное количество. Одному поменьше (наливаем в один стакан немного воды), другому налил побольше (наливаем побольше), ну а третьему брату налил очень много воды (наливаем много воды). И сказал граф Графиныч - теперь вам не будет скучно, и жизнь у вас будет веселая. А почему?

Музыкальный руководитель  предлагает детям постучать палочкой по стаканам. Какие стали звуки? У какого братца низкий звук? А высокий? А кто из вас хочет придумать песенку, которую пели стаканы?

(Дети по желанию подходят и сами придумывают несложные мелодии)

А как вы думаете, что влияет на звон стаканов? Правильно - количество воды.

Муз. руководитель Ребята, как вы думаете, бывают ли музыкальные инструменты из стекла? Правильно. Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое и нежное. Но если в фужеры на ножке налить разное количество воды, и, смочив палец, провести им по краям, то можно услышать замечательную музыку. И сейчас мы её услышим и увидим.

(Дети смотрят видеофрагмент игры на бокалах «Танец феи Драже» Чайковский) А теперь и мы с вами устроим стеклянный оркестр.

Предложить детям импровизировать под музыку на стеклянных предметах. Можно разделить детей на подгруппы. Дети самостоятельно выбирают предметы  и способы озвучивания.

Муз. руководитель Очень много жителей в стеклянном королевстве. Попробуйте теперь узнать и назвать их по звучанию.

(Проводится игра «Угадай, на чём играю?», педагог за ширмой палочкой ударяет по стеклянным предметам, а дети угадывают и называют предмет).

Муз. руководитель Молодцы, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

6 занятие «Звуки природы»

Цель: комплексное развитие музыкальных способностей, укрепление здоровья детей через различные виды гимнастик (музыкально-ритмическая, психогимнастика, дыхательная гимнастика); создать условия для открытия детьми новых знаний.

Задачи: -заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

Оборудование: мультимедийное оборудование, мешочки с крахмалом (2-3 шт.), пустые стеклянные сосуды (2 шт.), железные палочки (3 шт.), колокольчики(3 шт.), стаканы с водой и трубочками(2-3 шт.), шкатулка,  запись звучания звуков природы.

                                    Ход занятия:

Муз. руководитель Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла с собой шкатулку, не простую, а музыкальную. В ней собраны звуки природы. Хотите их услышать? Давайте послушаем. Какое сейчас время года? А месяц какой? Значит, какие мы с вами звуки услышим?

Звучат звуки природы - шелест листьев, журчание ручейка, капель, завывание метели, жужжание пчелы, пение птиц.

Муз. руководитель Ой, что мы слышим ребята? (Ответы детей). Разве могут звуки весны, лета, зимы и осени быть в одно время? (нет). Значит, все звуки природы перепутались в нашей шкатулке. Что же делать? Как нам вернуть всё на своё место? Для этого нам придется отправиться в Мир звуков природы. Вы готовы? (Да). Возьмём шкатулку с собой и будем собирать в неё звуки. Вставайте друг за другом. На первую часть музыки пойдём пружинящим шагом, осторожно, на вторую часть побежим на носочках.

Музыкально – ритмическое упражнение «Пружинящий шаг и бег»

Муз. руководитель  Посмотрите, ребята, перед нами ворота, но они почему-то закрыты, мы не можем попасть в Мир звуков природы, что же нам делать? (Ответы детей) Давайте постучим. Нет, не открываются ворота. Кажется, я знаю, в чем дело! Нужно нам постучать по-музыкальному, ритмично. А вот замочки нам дают подсказку, как нужно правильно постучать. Как вы думаете, можно с помощью этих замочков открыть ворота? Если замок большой, то мы хлопаем в ладоши, а если маленький, то хлопаем себя по коленям. Попробуем? Мы будем проговаривать волшебные слова и одновременно хлопать в ладоши и по коленям.

Замок! (2 раза хлопнуть в ладоши)

Открывай! (3 раза шлепнуть по коленкам)

Гостей (2 раза хлопнуть в ладоши)

Принимай! (3 раза шлепнуть по коленкам)

Муз.руководитель Вот ворота и открылись, и мы очутились с вами на весенней поляне.  (На столе разложены мешочки с крахмалом, стаканы с водой и трубочками, колокольчики, стеклянные бутылки, металлофон)

Муз. руководитель Ребята, посмотрите, на полянке находится много разных чудесных предметов. Давайте поиграем с этими предметами и послушаем, какие они издают звуки. На какие звуки весны похоже звучание этих предметов? (Капель, журчание ручейка). Попробуем озвучить при помощи этих чудесных предметов стихотворение.

Снег тает (шуршат мешочками) и бежит ручьями (дуют в трубочку)

Весна-красавица идет (дуют в трубочку)

С весною месяц март встречаем! (звенят колокольчиками)

Нам звонкая капель поет! (стеклянная бутылка)

Муз. руководитель: Звуки ручья, капели мы с вами вернули в музыкальную шкатулку. Отправляемся дальше.

Ты, шкатулочка, кружись,

В летней сказке окажись (кружимся).

Муз. руководитель: Вот и летняя полянка. Какие звуки лета вы знаете? (Ответы детей: пение птиц, звук дождя, жужжание насекомых, шелест листьев)

На полянке там и тут

Насекомые живут.

Вы, ребята, не зевайте

Как зовут их, называйте.

         Музыкально-дидактическая игра «Угадай по звуку»

Муз. руководитель: Молодцы, ребята! Всех насекомых отгадали. А что больше всего любят насекомые? (Ответы детей: любят цветы). Верно, ребята. Давайте представим, что мы стали цветами такими же маленькими, нежными, хрупкими. Сядем на колени, сделаем бутоны из ладошек.

                   Психогимнастика «Наши нежные цветки»

                           Звучит спокойная музыка

Наши нежные цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит (дуют на ладони)

Лепестки колышет (легко шевелят пальчиками)

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются)

Головой качают (производятся покачивания головой цветка)

Тихо засыпают.

Муз. руководитель Вот какая замечательная цветочная поляна у нас получилась! Давайте теперь почувствуем аромат наших цветов.

                           Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы»

Вдыхаем аккуратно, ведь наши цветы очень нежные и хрупкие и спокойно выдыхаем. Понравилось вам на полянке? (Ответы детей). Звуки лета мы вернули в шкатулку, нам пора отправляться дальше.

Ты, шкатулочка, кружись,

В осенней сказке окажись (кружимся).

Муз. руководитель: Оказались мы с вами на осенней поляне. Какие осенние звуки природы вам знакомы? (Ответы детей: шуршание листвы, осенний дождь и т. д.) А теперь, давайте присядем на стульчики и послушаем музыку. Может сможем отыскать звуки осени?

Звучат два фрагмента из «Времен года» П. И. Чайковского – «Подснежник» и «Осенняя песня».

Муз. руководитель: Одинаковые фрагменты мы с вами слушали? Чем они отличаются? Какая по характеру звучала музыка? (Ответы детей). Как вы думаете, какой музыкальный фрагмент подходит для осени? Почему вы так решили? (Ответы детей). Верно, ребята. А вы знаете, кто написал эти произведения? Русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Пьесы называются «Подснежник» и «Осенняя песнь». Ну, что ж, вот и осенние звуки отправляются в нашу шкатулку. А мы идём дальше. Какое время года наступает после осени? (Ответы детей)

Ты, шкатулочка, кружись,

В зимней сказке окажись (кружимся).

Муз. руководитель: Какой красивый зимний пейзаж, природа как будто застыла, замерла. Интересно, а какие звуки есть у зимы? (Ответы детей). А

за окнами разыгралась метель! Она как будто танцует и переносит нас в мир танца. Потанцуем вместе с метелицей!

Импровизационный танец под музыку А. Вивальди «Зима»

Муз. руководитель: Отличный танец у нас получился! Вот и зимние звуки у нас в шкатулке. А Вот мы, ребята, собрали все звуки времен года в нашу шкатулочку, значит, пора возвращаться в детский сад.

Ты, шкатулочка, кружись,

С нами в детском саду окажись (кружимся).

Муз. руководитель: Понравилось вам наше путешествие? Спасибо, что помогли собрать все звуки природы в музыкальную шкатулку. На память о нашей встрече я хочу подарить вам игру «Природа и музыка». До свиданья, ребята, до новых встреч!

3 Итог проекта – Презентация - декабрь

1.  НОД по музыкальному развитию  «Звук живет в любом предмете»

2.  Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.

Заключительное занятие "Звук живет в любом предмете"

Цели: Формировать представления детей об источниках звуков, музыкальных узорах, о безграничном многообразии музыки, предоставлять возможность слушать и исполнять совершенные по форме музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них, передавать свои впечатления; развивать музыкальные способности, художественно-ассоциативное мышление.

Задачи:

  1. Развивать музыкальные способности, слуховое внимание, чувство ритма через игру со звуком.
  2. Дать детям знания о немузыкальных звуках – где они живут и как их можно услышать.
  3. При помощи простейших опытов дать детям возможность самостоятельно «выбрать» понравившийся  по звучанию муз. инструмент для игры в шумовом оркестре.

Оборудование.

  • Музыкальный чемодан, наполненный шумовыми предметами и детскими музыкальными инструментами – барабан, погремушка, бубен, металлофон, колокольчик.
  • Ширма.
  • Бутафорский домик.  
  • Металлические баночки, коробочки из-под крема, йогурта.
  • Отдельно в тарелочках разные крупы   – гречка, рис, горох, бобы.
  • Деревянные брусочки.
  • Стаканчики с водой.
  • Бумага.

                          Ход занятия:

Дети под музыку заходят в зал и встают в круг.

Муз. руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир звуков. А начнём с весёлой зарядки.

« Мы ребята, дружно вместе совершаем бег на месте.

   Если в сердце не покой, громко топнули ногой и другой!

   А сейчас, мои хорошие,  громко хлопайте в ладоши.

   Вы улыбками со всеми поделитесь,

   Обнимитесь и на стульчики садитесь!»

Где же прячется звук? ( в музыкальных инструментах, магнитофоне, в окружающей природе…)
Давайте похлопаем, что получилось? Звук прячется в ладошках. А теперь помаршируем? Звук прячется в полу. А послушайте сейчас (звеню ключами), звук живёт в ключах.
Звуки прячутся в разных предметах, нужно только коснуться их, и они оживают.
1 ребенок Каждый звук – кусочек мира,

                   В каждом звуке – целый мир,
                   В звуках вся моя квартира,

                   В звуках – тысячи квартир!
2 ребенок  В звуках улица большая

                    И огромная страна,
                    Звукам нет конца и края,

                    В звуках – он, оно, она!
3 ребенок   Звуки в радости и в скуке,

                    Звуки – свет, и звуки – тень,
                    День заканчивают звуки,

                    Звуки начинают день!
     Под весёлую музыку в зал вбегает ДОМИСОЛЬКА (в руках у неё музыкальный чемодан.

Домисолька: Здравствуйте, дети, Саши, Насти, Пети!

                        Я – Домисолька, я очень люблю музыку! А вы любите?

(ответы детей).  А из чего состоит музыка? Из звуков!

                       Звуки словно бусинки в ниточку соединяются,

                       И из этих звуков музыка получается. Вот послушайте.

Домисолька играет на пианино звуки отдельно по одному, а потом их играет все подряд)

Муз. руководитель Домисолька, если собрать звуки в мелодию, то получится песенка. Хочешь мы тебе споем?

            Песня "Милый край родной" Т. Бокач

Домисолька: Как вы хорошо поете! (Слышится шум) Ой, что это? Кажется, звуки расшумелись в моём волшебном чемодане? Давайте посмотрим, что там внутри происходит? Приглашает детей  присесть в круг.

Муз руководитель         Все на свете дети знают,

                                  Звуки разные бывают.

                                  Журавлей прощальный клёкот,

                                  Самолёта громкий ропот.

                                  Гул машины во дворе,

                                  Лай собаки в конуре.

                                  Стук  колёс и шум станка,

                                  Тихий шелест ветерка…        

Домисолька:  Это звуки не простые - это звуки ШУМОВЫЕ!

Муз. руководитель. Шумы бывают разные. У меня  на столе лежат различные предметы. Как вы думаете, одинаковые звуки они будут издавать? (Дети отвечают.) Конечно, все звуки будут разные.  Что это за звук? (ответы). Значит, какой мы звук услышали?(деревянный)

Домисолька Деревянный звук, какой?

                       Он стучащий и сухой

                       Теплый и трескучий,

                       Тихий и дремучий.

Давайте попробуем сами изобразить его.

                 ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИКИ»
Кубик, кубик деревянный, тук-тук-тук-, тук-тук-тук,
Мы хотим сейчас послушать этот звук, этот звук,
Кубик, кубик, деревянный, не зевай, не зевай,
Вместе с нами, вместе с нами поиграй, поиграй!

Муз. руководитель (берет мешочек, в котором спрятаны деревянные ложки). А про нас забыли. Мы ведь тоже деревянные. За обедом мной едят, а на гулянье народ веселят. В руках настоящих музыкантов ложки становятся просто волшебными. Хотите поиграть на ложках?

                               Оркестр "Ложечки"
Домисолька  А давайте-ка прислушаемся, кажется еще какой-то звук?  (Стеклянный звон)

                        Два стакана до обеда

                        Меж собой вели беседу

                        Голосок наш тонкий, звонкий,

                        Ледяной и очень колкий.

                        С легкостью летящий,

                        Хрупкий и блестящий.

Давайте попробуем сами. (стучат 2 стаканами, проговаривая «дзинь-дзинь»)

Муз. руководитель А сейчас проведём опыт: 2 одинаковых хрустальных стаканчика, послушаем их звук. А теперь в один из них нальём воды, опять послушаем. Что вы можете сказать? (звук стал ниже) (ещё с несколькими стаканами провести такой опыт). Вот так из стеклянных бутылочек можно сделать музыкальный инструмент- литрофон! Сейчас послушаем, как он звучит.
Домисолька Слышите, какой-то звук.  Что это за звук?

(Металлический  звон монет)

                       У металла гулкий звук

                       Не похож совсем на стук

                       Он бывает, и трубящий,

                       И призывный, и бренчащий

Муз. руководитель Инструменты в руки взяли и все дружно заиграли,
                                   В зале нет свободных мест,

                                   Вот какой у нас……оркестр!
                           ОРКЕСТР МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ
Домисолька Тише, тише. Слышите. Ш….. К нам в гости пожаловали шуршащие звуки.

                        Шелест, шепот, шорох, шум

                        Это вам не бум-бум-бум

                        Шур, шур, ши-ши-ши

                        Тихо-тихо пошуршим. (шуршат смятым листочком бумаги - приговаривают ш-ш-ш , рвут бумагу).

Муз. руководитель Давайте озвучим небольшую сказку. Притаилась в норке мышка-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (султанчики)
Там сидит и тихо дышит-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (султанчики)
Может мышка там читает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (книжные страницы)
Странички в книжечке листает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (книжные страницы)
Может мышка кашеварит-шу-шу-шу, шу-шу-шу,(коробочки с зерном)
Зёрнышки перебирает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, ,(коробочки с зерном)
Может быть из колосочков-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (помять бумагу)
Плетёт доченькам веночки-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (помять бумагу)
Тихо в норке, мышка спит (ритмично дышат носом)
Только носиком сопит(ритмично дышат носом).
Вот какая шуршащая сказка у нас получилась.

Домисолька Скажите, какие шумы можно услышать дома? (Дети перечисляют). А на улице? (шум транспорта, разговоры и смех людей….)А сейчас закройте глаза и послушайте следующий шум.  (Шум дождя). Можно ли звуки  дождя и ветра отнести к шумам? ( Дети отвечают). Оказывается не совсем! Это голоса природы. А какие голоса природы вы можете услышать в  лесу? (пение птиц, звуки различных животных, шелест листьев...) А на речке?( Плеск волн, крик чаек, свист ветра, хор лягушек...)

Домисолька:  Да, это звуки шумовые.

                       Только есть ещё другие.

                       Не шуршания, ни стука –

                       МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки!

Откуда берутся музыкальные звуки?  ( ответы детей) 

Слышится звучание лёгкой музыки  (по выбору педагога)

Муз. руководитель Ребята, нас музыка куда – то приглашает!

Пойдём? (Дети двигаются по стрелочке, что на полу. Подходят к ширме, где спрятаны знакомые им детские муз. инструменты)

Дидактическая игра «Угадай на чём играю?»

Дети на слух определяют муз. инструменты барабан, дудочка, погремушка, бубен, металлофон, колокольчик.

По окончании игры дети вместе с педагогом следуют дальше.

Муз. руководитель  Нас стрелка привела к красивому домику. А на доме мы видим…..

Дети Нотки

Домисолька: Это музыкальный дом, в нём живут мои подружки-нотки. Чтобы туда войти нам нужно исполнить танец.

               Если в грустном настроении оказался кто-нибудь,
               Есть проверенное средство, чтоб веселье вернуть.
               Будешь радостным и добрым летом и среди зимы,
               Если сможешь подружиться с танцами, как мы!
                    Полька «Прятки»
Домисолька: Дом открыт для всех гостей,

                        Проходите поскорей!

( Дети вместе с муз. руководителем заходят в музыкальный дом. Там беспорядок: вперемежку лежат разные предметы. Дети вместе с Домисолькой  решают, что в доме надо навести порядок. А как?

Насыпают крупу по  баночкам, раскладывают и расставляют все предметы на столике.)

Домисолька: Спасибо, порядок навели, можно и повеселиться!

Как вы думаете, могут ли дружить между собой музыкальные и

шумовые звуки? (Выслушать все детские предположения.)

Домисолька: Давайте попробуем сделать чудо. Пусть в этом музыкальном доме дружно живут музыкальные и шумовые звуки! Для этого нам надо создать общий оркестр. Ты, (имя ребёнка), выбери для себя инструмент шумовой. Ты, (имя ребёнка), тоже выбирай, на чем бы ты хотела поиграть… Таким образом дети выбирают инструменты.

                              Детский  оркестр.

Домисолька Теперь вы знаете, какие звуки окружают нас, и чтобы их услышать, нужно только прислушаться. Я вас попрошу – послушать дома различные звуки.  А когда я снова приду в гости, вы об этом расскажите. На прощание я дарю вам сладкие угощения и вот такие нотки, которыми записываются все музыкальные звуки, а из звуков получается красивая музыка. (Уходит)

Муз. руководитель Ветер чуть слышно поёт,

                               Липа вздыхает у сада…

                               Чудная музыка всюду живёт –

                               Только прислушаться надо!

Под лёгкую музыку дети покидают музыкальный зал и отправляются в группу.

Результаты проекта:

В результате выполнения проекта у детей произошло:

-развитие познавательных способностей,

-развитие творческого мышления,

-развитие коммуникативных навыков,

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.


                                                 
Литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1-2 2018г.

2. https://kopilkaurokov.ru

4. https://infourok.ru

5. http://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

"Кто в домике живет"

«Кто в домике живет?»        Программное содержание:Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подраж...

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

Сколько надо зaнятий для постанoвки и автoматизации звукa [р].

Звук [р] считаeтся самым трудным,  и для постановки его потребуется время. Точно сказать, скoлько именно надо занятий   вам не скажет ни один логопед. Потoму что все   зависит...

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....