Семинар - практикум эмоциональный интеллект.
материал

Шарипкова Жанна Леонтьевна

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.  Даниел Гоулман, считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни.

Педагоги ежеминутно испытываете сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению воспитанника (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого занятия...

Поэтому педагоги — это те люди, которым необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_emotsionalnyy_intellek.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум эмоциональный интеллект.

 Добрый день уважаемые коллеги.

Еще буквально пять лет назад об эмоциональном интеллекте в нашей стране почти ничего не говорили. А сегодня его обсуждают все кому не лень, хотя раньше мы обходились без него и были счастливы. Что изменилось? Зачем он нужен современным детям и родителям?

Давайте с вами поразмышляем. Вы не задумывались, почему люди одинакового  уровня развития и образования -  одни с трудом находят работу, а другие уверенно делают карьеру? Почему некоторые люди со средним интеллектом зарабатывают огромные деньги, а имеющие красные дипломы, еле сводят концы с концами?  Почему  люди одаренные,  нередко терпят неудачу, а  те, у кого скромные способности, становятся «звездами»?  

Давайте представим такую ситуацию: вам нужна помощь коллеги. К кому бы вы подошли за помощью?

  К мужчине на картинке А или В?

 А к какому учителю вы бы подошли за разъяснениями темы? А или В?

  Давайте проверим, насколько у нас развит ЭИ. Где изображен задумчивый человек? А где обиженный? Удивлённый?

  Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.  Даниел Гоулман, считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни.

  По его мнению ЭИ включает в себя следующие компоненты, представленные на слайде.

Так люди с высоким эмоциональным самосознанием способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации. Они справедливы и искренни, способны открыто говорить о своих чувствах..

- Люди, обладающие саморегуляцией, способны сохранять спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса и остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.

- Люди, которые обладают Мотивацией, постоянно стремяться к совершенствованию. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды.

- Люди, обладающие Эмпатией способностью прислушиваться к чужим переживаниям и способны мысленно встать на место другого человека.

Социальные навыки -  Это люди оптимистичные, находят  способ выкрутиться из трудных обстоятельств, они видят в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такие люди откровенны с собой и окружающими, открыто признают свои ошибки и неудачи, гибко приспосабливаются к очередным сложностям, уверены в себе и с радостью берутся за трудные задачи. Они не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства.

Нам, как педагогам, крайне важно уметь управлять эмоциями.

Ответьте пожалуйста на несколько вопросов:

• Сопровождаются ли у вас  эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?

• Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?

• Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?

• Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

Ну, а развить свой эмоциональный интеллект не так уж трудно, надо лишь уделять упражнениям немного времени ежедневно. Большинство из них очень увлекательны, и не требуют особых условий.

Приведу несколько примеров.

Чтобы потренировать самосознание, можно выполнить интересное упражнение. Оно буквально потребует 5 минут.

Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.

Чтобы научиться мотивации, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову

Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты. Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе — посчитать до десяти, когда сердишься. Но, конечно, не всегда получается подавить гнев или депрессию. Вот тут  физический толчок будет к месту.

• Чувствуете усталость — сделайте несколько упражнений.

• Не можете собраться с силами — врежьте себе пощёчину.

В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

Вы - Педагоги — это те люди, которым необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом. Ведь вы ежеминутно испытываете сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению воспитанника (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого занятия... Все не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями. 

Скажите, пожалуйста,  какие ассоциации возникают у вас при слове « конфликт»? А какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

А теперь я попрошу вас соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

- Что происходит с левой рукой?

- Было ли указание сопротивляться левой рукой?

- Почему не получилось выполнить задание?

Это  наглядный и телесный пример показывает, что в ответ на негативные эмоции мы подсознательно начинаем сопротивляться, например, агрессия рождает агрессию, желание защититься, избежать общения.

Конфликт — это и есть сопротивление, противоречие, воспринимаемое человеком как психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

В  последнее время ко мне поступало много запросов о недопонимании, как со стороны родителей, так и со стороны сотрудников. Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины.  И данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Так, кто же может быть участниками конфликта в детском саду? ( ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ) Совершенно верно, ими могут быть:

• Администрация (заведующая, старший воспитатель).

• Педагоги (воспитатели, узкие специалисты)

• Родители.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты и причины их возникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Администрация — воспитатель

Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

3. Родитель — Администрация

Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

4. Воспитатель — родитель

Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения.

Конфликтные ситуации могут возникнуть по разным причинам.

 1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

• Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

• Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Когда воспитатель, пытается передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка, в сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком. Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

А так же поводом для непонимания и недовольства со стороны родителей может стать:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали).

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям. Давайте их озвучим (ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ):

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Любой из перечисленных конфликтов выполняет две функции: негативные и позитивные.

Отрицательные стороны конфликта:

• разрушает здоровье;

• вызывает стресс, психотравмы;

• разрушает межличностные отношения, семьи, личности;

• формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Положительные стороны конфликта:

• дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;

• найти новые пути решения;

• учит формам общения, умению налаживать отношения;

• оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;

• развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.

Конечно же с конфликтными родителями, необходимо сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт многих педагогов, необходимо «продержаться» примерно 5-10 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.

А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Конфликты между педагогом и родителем, во время которых возможны критические и недоброжелательные высказывания родителя в адрес педагога, могут потребовать от него владения технологией этической защиты.

Этическая защита позволяет педагогу с честью выходить из трудного положения и сохранить возможность конструктивного общения с родителем в дальнейшем. Главное условие использования технологии – разговор должен происходить в отсутствие детей, потому что одна из задач воспитателя – укрепление авторитета родителей.

Приёмы «мягкой» защиты

1. Вопрос на воспроизведение – цель приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Вы можете попросить воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Для этого используются парадигмы: «Простите, я не поняла?», «Не расслышала, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?».

Такие фразы должны быть произнесены без иронии, с искренней заинтересованностью. Обычно обидчик после таких вопросов не в состоянии вести общение на избранном им уровне. Как правило, в это время происходит осознание ситуации и говорящий возвращается к сказанному уже с использованием элементов речевого этикета. И у вас появляется возможность выстроить конструктивное общение с родителем.

2. Вопрос об адресате – здесь вы  инструментируете наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия). Цель данного приёма – показать собеседнику, что неуважительная речь не может быть обращена к педагогу.

3. Окультуренное воспроизведение – его цель это корректирование поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно поняла…», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).

4. Оправдание поведения – способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. Приём состоит в создании своеобразного зеркала, чтобы он увидел в нём свои возможные добрые мотивы. «Вероятно, вы хотели…», «Наверное, вы думали…», «Конечно, вы намеревались…». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.

5. Ссылка на личностные особенности – декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне: «Я не привыкла к такому…», «Мне всегда неловко…», «Я так устроена, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.

6. Проявление доброжелательности – способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне…», «Если бы не вы, я бы забыла или не заметила…», «Спасибо, что сказали….», «Как вы внимательны ко мне…»

Приемы этической защиты нужно использовать, будучи спокойным, по возможности, в предложенной последовательности. Как только на определенном этапе педагогу удастся сделать общение более спокойным и конструктивным, можно прекратить использование технологии. Ее применение можно считать успешным, если удалось избежать разрастания конфликта и вернуть общение в норму.

В психологии существует условная типология конфликтных типов личности. Это

“ Паровой каток”.

“Скрытый агрессор”.

“Разгневанный ребенок”.

“Жалобщик”.

“Сверхпокладистый”.

  Я предлагаю вам разделится на 5 команд.  Каждая команда получит карточку с определенным типом конфликтной личности. Но сначала послушайте ситуацию.

«В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носочки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал».

Задание: Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама воспитателю в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге.

Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.

В заключении хочу сказать, что у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»

В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интелле...

Семинар - практикум Эмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе

Семинар - практикумЭмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе...

Семинар-практикум "Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ"

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.За годы ра...

Семинар-практикум "Эмоциональное выгорание педагогов"

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта воспитанников»

Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоционально...

Семинар-практикум "Эмоциональные трудности педагогов"

Семинар-практикум "Эмоциональные трудности педагогов"...