статья "Педагогические особенности активизации познавательной активности дошкольников."
статья

Солдатова Ольга Алексеевна

Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stattya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

О.А. Солдатова, МБДОУ Д/С №106 г. Воронежа

   Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка выделяют: общие; потребность в новых впечатлениях; общий уровень развития активности. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности дошкольников: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные.

   Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника и это предполагает изменение самой структуры программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение) (2).  

  В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Оно активно развивается в нескольких направлениях: с одной стороны, идет формирование и совершенствование сенсорных процессов, то есть, представлений о разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина), с другой стороны, происходит формирование и совершенствование перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

    Активизация познавательной деятельности дошкольников предполагает стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизации может осуществляется одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания.

   Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения детей дошкольного возраста: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании (3).

    Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства. Поэтому следующей компонент в структуре познавательной активности - мотивационной.

   Непосредственное воздействие на мотивацию учения детей дошкольного возраста оказывает постановка целей, имеющих смысл для дошкольника и обеспечивающих его включенность в деятельность (что соответствует «внешней» и «соревновательной» мотивации); и активацию ориентировочной потребности дошкольников, побуждающей к поиску, открытию, постижению нового и обеспечивающей «проблемную включенность» в учебную ситуацию (что способствует «внутренним» мотивам).

    Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющей самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариантных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания.

   Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствует также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, рефлексии и полноценному становлению личности ребенка в конечном итоге.

     Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным.

   Необходимо, чтобы сам ребенок захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

   Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:

    1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; Интересное преподавания, желание получить награду, похвалу, боязнь получить наказание.

      2. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного знания предмета, тех или иных конкретных знаний и умений.

      3. Интеллектуально- побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач (1).

     Среди структурных элементов познавательной активности детей дошкольного возраста выделяют познавательный интерес, мотивы обучения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов.

     Показателями активности, которые необходимо развивать у детей дошкольного возраста могут быть: инициативность, энергичность, интенсивность размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности), добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности), самостоятельность, само регуляция, осознание деятельности, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца), целеустремленность, целенаправленность, творчество.

Литература

      1. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. – М., 1981.

      2. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – Ч.I. – 191 с.

      3. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск, 1977.

      4. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. … канд. пед. наук. – Омск, 1977.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.Продумывая организацию работы с д...

Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности. (консультация для педагогов)

Поиск эффективных средств развития познавательной активности детей представляет собой актуальную проблему, требующую теоритического и практического решения. Познавательный интерес - ведущий мотив обра...

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье раскрыты особенности познавательной активности дошкольников с речевывми нарушениями. Представлены результаты эксперимента....

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников

Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об о...

Особенности педагогической деятельности по развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР в соответствии с ФГОС

Среди детей с ОВЗ достаточно часто встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты всестороннего изучения структуры дефекта при ЗПР показывают, что вследствие первичного дефекта (...

Активизация познавательной активности дошкольников средствами квест – технологии с использованием скайп

Сотрудничество с Социальным партнером: МКДОУ детский сад №415 и МКДОУ №445, воспитатели Барышева Ольга Сергеевна и Самохина Юлия Сергеевна организовали ыидео сотрудничество с испольхованием ИКТ технол...