Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Махаева Антонина Николаевна

В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.

Продумывая организацию работы с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста, целесообразно использовать приемы проблемного обучения, обеспечивающие:

– развитие мыслительных операций, таких как анализ,  синтез, сравнение, установление зависимостей, игры и упражнения на развитие логического мышления;
– игры и упражнения, позволяющие поддерживать внимание и интерес детей к происходящему и сделать их активными участниками поисковой деятельности.

Использование приёмов проблемного обучения позволяют нам самое простое занятие превратить в интересное действие, в ходе которого могут быть решены задачи разностороннего развития ребёнка и обеспеченна интеграция между образовательными областями.

Задачи развития познавательных функций детей при такой постановке вопроса, становятся первостепенными.

Данное занятие, являющееся составной частью большой темы «Весна», носит характер совместной поисковой деятельности детей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx121.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие к дедушке Лесовичку»

Цель занятия: стимулирование познавательной активности в процессе восприятия природы.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о жизни диких животных весной.
  • Развивать навыки классификации животных по признаку среды обитания.
  • Развивать у детей зрительное и слуховое внимание в процессе восприятия окружающей природы, учить замечать происходящие изменения.
  • Развивать диалогический компонент  речи в процессе обсуждений.
  • Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки описательного характера.
  • Развивать воображение, входить в воображаемую ситуацию и принимать в ней активное участие.
  • Активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных,  обозначающих состояние природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Закреплять умение работать вместе, сообща.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в волшебный лес в гости к дедушке Лесовичку. А по дороге мы увидим много интересного и поможем тем, кто будет нуждаться в нашей помощи. Но прежде чем мы отправимся в лес, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: А, как вы узнали что весна? Может сейчас ещё зима?

Дети высказывают свои предположения  и доводы.

Воспитатель: А, что дарит нам весеннюю улыбку?

Дети: Солнце

Воспитатель: Так давайте улыбнемся, друг другу, а что бы солнце стало греть ещё больше, мы с вами добавим ему лучиков.

(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.)

http://festival.1september.ru/articles/602340/img1.jpg

Воспитатель: Посмотрите, вот какое чудесное солнышко у нас получилось. А раз солнышко стало греть теплее, что происходит со снегом?

Дети:  Снег тает.

Воспитатель: А, раз снег тает, что появляется?

Дети: Лужи

Воспитатель: Без чего нам не пройти по лесу?

Дети: Без резиновых сапог.

Воспитатель: Правильно, иначе мы намочим ноги. Чтобы этого не произошло, давайте представим, что надеваем все резиновые сапоги. Они у нас не простые, а волшебные. Как только мы их наденем, так сразу окажемся в весеннем лесу. Ну что, все готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес. Тропинка в лесу очень узкая, старайтесь делать небольшие шаги.(Дети идут друг за другом по тропинке. Включить запись звуков природы)

http://festival.1september.ru/articles/602340/img2.jpg

Воспитатель: Прислушайтесь, как журчит ручей и поют птицы.

Дети идут «по лесу», слушают пение птиц и звуки леса.

Воспитатель: Дети, дедушка в гости нас пригласил, но забыл указать дорожку к себе. Давайте у кого-нибудь спросим! Посмотрите, здесь кто-то прячется под кустом. А чтобы узнать кто там, нам с вами надо загадку отгадать.

«Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку»

Дети: Это заяц!

Заяц: Здравствуйте, ребята, куда путь держите?

Дети: К дедушке Лесовичку! В волшебный лес.

Воспитатель: Что-то ты Зайчик такой грустный?

Заяц: Бегать по лесу совсем не могу. Меня и волк и лиса сразу замечают.

Воспитатель: Дети, как помочь Зайчику, что ему посоветовать?

Дети: Поменять белую шубку на серую.

Воспитатель меняет незаметно за декорацией ёлки белого зайца на серого.

Воспитатель: Как вы думаете, теперь зайчику будет легче жить. Давайте проверим, (помещает зайца на темный фон) Да, действительно его уже не так видно.

Заяц: Спасибо вам деть за помощь.

Воспитатель: Зайчик, зайчик, расскажи. Зайчик, зайчик, покажи, как найти дорожку к дедушке Лесовичку?

Заяц: Идите вон до того дерева. Кого там встретите, тот вам дорожку и укажет.

Дети: Спасибо, зайка.

Воспитатель: Как же нам подойти к дереву, когда впереди течёт речка? Как нам её перейти не знаю! Давайте подумаем.

Дети: Надо построить мостик. (Строят мостик из дощечек конструктора, комментируя свои действия в выборе элементов конструктора, переходят по нему через «речку» друг за другом).

http://festival.1september.ru/articles/602340/img3.jpg

Подходят к «берлоге».

Воспитатель: А что же это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под неё и обнаруживают игрушечного медведя.

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка, разбудим его и расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и дети:

Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.

Воспитатель: Медведь зашевелился (Выходит из берлоги).

Медведь: Здравствуйте, дети

Дети: Здравствуй Миша!

Воспитатель:

Мишка косолапый
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

Медведь: А вон дедушка сам к вам навстречу идёт.

Медведь: До свидания ребята.

Дети: До свидания Мишка

Появляется Лесовичок (охает)

http://festival.1september.ru/articles/602340/img4.jpg

Лесовичок: Молодцы ребята, что пришли. Без вашей помощи мне одному в лесу не справиться. Стар я стал. Всё у меня в лесу перепуталось. Все звери и дикие и домашние в лесу оказались. Помогите мне с бедой справиться

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с дедушкой наведем порядок в волшебном лесу (Классификация картинок диких и домашних животных на коворолине). Дидактическая игра. «Каждой зверюшке своя избушка»

http://festival.1september.ru/articles/602340/img5.jpg

Лесовичок: Спасибо ребята, что помогли мне. А вы точно знаете, почему одних животных называют дикими, а других домашними?

Дети: Дикие звери живут в лесу и сами заботятся о себе, а о домашних животных заботиться человек.

Лесовичок: Да, вижу вы не только добрые ребята, но ещё и умные. Нынче в лесу было много снега. А как стало солнышко весенние греть, стало много воды. У бедных мышат норку затопило, прятаться от лисы им теперь негде. Как им помочь? Может быть, вы знаете?

Воспитатель: Давайте подумаем, как маленьким мышатам можно помочь. (В небольшом тазике, на горке-камушке, сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика, каждый в своё ведёрко).

http://festival.1september.ru/articles/602340/img6.jpg

Лесовичок: Ай, да молодцы. Какие вы хорошие помощники добрые и дружные. Я буду рад вас видеть у себя в лесу. А сейчас мне пора возвращаться в лес. До свидания.

Воспитатель: Ребята и нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам быстрей вернуться назад, что нам нужно для этого сделать? Снять волшебные резиновые сапоги. Вот мы и вернулись из леса. Давайте ребята возьмёмся за ручки и встанем в кружок. Ребята вам понравилось со мной путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: И мне с вами понравилось. Вы были заботливыми и внимательными, и очень воспитанными. В лесу и зайца встретили, и загадки отгадали и закличкой мишку разбудили, помогли дедушке Лесовичку порядок в лесу навести, животных по домам отправить. А самое главное мышатам помогли. А вечером, мы начнем с вами делать картину, про наше волшебное путешествие!

Литература:

  1. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал Для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 С.
  4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.
  5. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.: ил
  6. Мариничева О.В., Елкина Н.В.Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001. – 192 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.

Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников....

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

«Фомирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры»

Цель: содействовать усвоению знаний и развитию в игре способов познавательной деятельности, интеллектуальных операций представляющих собой основу обучения и воспитания, развитию личности.Цель: с...

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...