Активизация познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребѐнка. Поэтому активизация познавательной деятельности составная часть совершенствования способов обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности детей
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребѐнка. Поэтому активизация познавательной деятельности составная часть совершенствования способов обучения. Мысль активизации обучения имеет огромную историю. Еще в древние времена было понятно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубочайшему проникновению в суть предметов, действий и явлений. Активизация познавательной деятельности была и остается одной из серьезнейших проблем в педагогике. Все большее значение для развития ребенка приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации, приобретению опыта ведению диалога, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Поэтому и наблюдается интерес к использованию методов и приемов требующих активной познавательной деятельности, с помощью которой формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, искать средства решения.
Система работы по активизации познавательной деятельности детей в обучении строится на деятельности ребенка, развитии познавательного интереса, активизации познавательной деятельности ребенка.
Для активизации познавательной деятельности необходимо соблюдение некоторых условий:
- Создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности;
- Создание ситуации успеха каждого ребенка;
- Использование проблемных ситуаций;
- Использование нестандартности при изучении материала.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные из них – разнообразие форм , методов средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность ребенка.
Для применения данных путей активизации познавательной деятельности педагогу необходимо:
- Создать из повседневного – удивительное
- О сложном говорить увлекательно и эмоционально
- Учить всему понятно и основательно
В основе познавательной деятельности лежит неукротимая жажда познания, стремление узнать всё новое. При такой мотивации дети с большой лёгкостью справляются с трудностями. Их мотивационная сфера –это ряд мотивов различного свойства, которые подразделяются на следующие группы:
- -учебно–познавательные (беспредельная любознательность, познавательная активность и потребность) ;
- -непосредственно–побуждающая (необычность, яркость, новизна, занимательность);
- -перспективно–побуждающие (ответственность, чувство долга).
Для стимулирования познавательной деятельности детей и формирования мотивации используются такие формы работы как:
Дидактическая игра - Игра особенно важна в жизни детей. Игра - средство познания, дети через игру узнают окружающий мир, готовит их к учебе и труду. В активной игре ребенок учится глубже проникать в суть всех явлений жизни, учится связывать игру с жизнью взрослых людей и трудовым процессом. Игра имеет большое значение в жизни детей т.к. в ней ребята не ограничивают свои возможности, в игре возникает новый мотив деятельности и связанная с ним задача. Здесь важную роль играет возникновение новой формы мотивов. С помощью игры ребенок может узнавать много нового и интересного, например, изучает цвета, форму предметов, свойства предметов и материалов, изучает растительный мир, животный мир и т. д. Благодаря игре у ребят формируются различные умения, как наблюдать, сравнивать, соотносить, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Если рассматривать дидактическая игра как метод обучения, то можно выделить ряд возможностей, которые она содержит:
- - включает умственные процессы;
- - активизирует интерес и внимательность;
- - вырабатывает способности;
- - вводит детей в жизненные ситуации;
- - обучает детей все делать по правилам, формирует любознательность;
- - закрепляет знания, умения.
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Мнемотаблицы – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов. Мнемотаблицы используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов. Особенность применения не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.
В результате использования таблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Кубики Блума Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. Затем начинаем работу по граням кубика по теме закрепления.
Назови. Это самые простые вопросы, предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Кубик «Блума» - это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Кинетический песок
Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства двух материалов-песка и пластилина и является универсальным средством и для творчества, и для терапии, оказывая развивающее действие на детей.
Целесообразность использования кинетического песка в том, что по мере освоения техники работы с кинетическим песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка, развивается мелкая моторика, творческие способности. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно гиперактивных детей), благодаря своим качествам – в нем как будто содержится живительная сила, которая заряжает ребенка позитивными эмоциями, способствует снятию у детей, имеющих проблемы с эмоционально -волевой сферой, внутреннего напряжения. Деятельность ребенка с кинетическим песком дает прекрасную возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также является простым и действенным способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.
Преимущества использования кинетического песка:
1.Доступность материала.
2.Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
Шарики Су – Джок
Ни для кого, ни секрет что развитие познавательных процессов кроется в развитии мелкой моторики рук детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью, способствует интеллектуальному развитию ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
Сейчас все популярней становится применение шариков Су- Джок. (
Формы работы с Су-джок материалом – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речь , а так же способствуют общему укреплению. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия
Достоинства Су-Джок:
- Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто не эффективно.
- Универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...

Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.Продумывая организацию работы с д...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».
Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Работа ДОУ по развитию элементарных математичес...

Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"
Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

