Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».
план-конспект занятия (старшая группа)

Ерина Светлана Сергеевна

 Открытое занятия на тему:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов».

 

 Образовательные области:

 1. Познавательные: продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и куклы т.д.

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые: активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка»«Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка».

4. Художественно-эстетические: способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

Физические: развивать мелкую моторику рук.

 

Предварительная работа:

-познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

-работа с раскрасками;

-во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

-беседы с детьми о русских народных традициях;

-знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка».

 

Работа с родителями:

Рекомендовать родителям закрепить с детьми данные им стихи-частушки о русских народных промыслах.

 

Материал и оборудование:

– изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

– иллюстрации с изображением ярмарки

– атрибуты необходимые для игр;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

1-я часть – Приветствие:

 

Воспитатель 1: Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли.

Воспитатель1: Давайте поздороваемся с нашими гостями.

 Дети: Здравствуйте.

 Воспитатель 1: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.

Воспитатель1: Ребята, тёплые у нас ладошки?

Дети: Да.

Воспитатель1: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.

Станем рядышком по кругу

Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

https://sun9-74.userapi.com/impg/0Gb4F4e0nHAUEbaihHGZei2s07WJ9fw6EuxSgg/HmShz7sx5VU.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=5903393c1b34802a4c7fba814a7e1357&type=album

 (и тут звонок от хозяюшки хлопотуньи)

Воспитатель 1: Ой слышите ребята кто звонит нам давайте посмотрим.

(Аудио звонок от Хлопотуньи)

Воспитатель1: Ну что ребята по путешествуем сегодня с вами?

Дети: Даааааааааааааа….

Воспитатель 1: Тогда предлагаю начинать….

(Начинает звучать музыка «Волшебства».)

 

imagehttps://sun9-38.userapi.com/impg/omHbZ9-qBhQOQbCsQByIkufhFUam2BDsReDpVQ/sZOC0XSqo84.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=fd14f41bdc766e0adcadf71a3b458e06&type=album

 

 

Воспитатель 1: Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т.д.

 

2 Основная часть: описание ремесел:

 

https://sun9-57.userapi.com/impg/StqcWEzPRv8YyHO_6MVAPJ1Pkd3IKfq_P62lXQ/CrQveY7HurM.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=8425bfeede6276226a7435741f21449c&type=albumhttps://sun9-69.userapi.com/impg/u3704XJ7-3MDmuVmg8_wGKDuj47IvBz_TE6h3g/K3SZa2JKfrI.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=31f914bb2bf54e882825320e764c3210&type=album

 

 

Воспитатель 2: Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие, желанные. Вы сегодня попали на Ярмарку. С давних пор на Руси был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжался народ из разных деревень и городов. Чем только не торгуем: расписной посудой и сладостями, тканями яркими и плодами! Здесь можно купить и коня доброго, и балалайку звонкую.  Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Дааааа ….. Нееееттт…

Воспитатель 2: А давайте-ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

Воспитатель 2: (Показывает изделия и спрашивает детей)

-кто может сказать, что это?

И ребенок отвечает:

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

 

 

https://sun9-41.userapi.com/impg/7lH5MK1BVkt-OZnIgzOkz1RFMEA7dz5uw1A61g/a4ioC5o8urM.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=a21d749b6db6e4bc58075ea5bc670a1e&type=album

 

-Правильно это Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Воспитатель 2: (Показывает игрушку и спрашивает детей)

- кто может сказать, что это?

И ребенок отвечает:

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

 

https://sun9-9.userapi.com/impg/nkMEztiK5qsbOtBPNEAYzalz9irGfeKtOlHkGw/rz5IqRPhXAk.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=32cbc3ed196ef33404033471fd75c72f&type=album

 

-Правильно Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Воспитатель 1: Да хозяюшка Хлопотунья мы в детском саду очень подробно изучаем народные промыслы.

Воспитатель 2: Да какие вы умницы, а вот (Показывает поднос и спрашивает детей)

-кто может сказать, что это?

И ребенок отвечает:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

 

https://sun9-11.userapi.com/impg/XmjSWxSJYBFFB7G4VHN0h2-gUz_7ZUwtkYSRbQ/xK7hjfsZtc0.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=9b464e4bd0855088672958969f74ffab&type=album

 

 

-Правильно это Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Воспитатель 2: (Показывает роспись и спрашивает детей)

- кто может сказать, что это?

И ребенок отвечает:

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог.

 

https://sun9-72.userapi.com/impg/Sl5TtjHwWONbLYI2B_ali229VdF-L4K360Yrrw/M3PqPrtkKcY.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=fd0985bf21d3f548de64c93c94038096&type=album

 

- Правильно это Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Воспитатель 2: (Показывает игрушку и спрашивает детей)

- кто может сказать, что это?

И ребенок отвечает?

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

 

https://sun9-52.userapi.com/impg/z--NVDqISA24tLSPA8HaEl_7No4zblmf0DasXw/r3xUIVX0cz8.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=c23557c33126d586a07b9e189782b39b&type=album

 

-Правильно это Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Воспитатель 2: Ребята, а я знаю загадку послушайте

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять.
(Кукла)

Воспитатель 2: Правильно, ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете,  

Воспитатель 2: Как вы думаете из чего же мы их делаем?

 Дети: Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, соломы, глины, травы, то есть, из того, что дает щедрая окружающая природа. Так же из лоскутьев одежды.

Воспитатель: Посмотрите Вы заметили, что кукла безлика.? Лицо обычно не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для людей. Она должна принести благополучие, счастье и здоровье.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении не резать, а рвать («рванки»).

 

 

 

Продуктивная деятельность.

 

Воспитатель 2: Дорогие ребята, я предлагаем с вместе со мной пройти в мастерскую и с делать куклу.  Но прежде чем мы приступим к мастерству, на этом я предлагаю размяться и сыграть в игру

«Моталочка». (Музыка)

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.

Возьмите длинную веревочку , а посередине можно сделать узелок.

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем

 

 

https://sun9-66.userapi.com/impg/BHE_qIbAfp6mrrjsJhYeFuVmwNhcQC-ikaY5Kg/XDeEo4cSlSA.jpg?size=607x1080&quality=96&sign=a1bf4fbba96d3ccc7ef14aebfb61a661&type=albumhttps://sun9-7.userapi.com/impg/zuTozXcwA8a5LS7dCMDXM8P0Yt1MgjbFPhWl8w/wa49nJ0bgWI.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=82ca5cb88a29b91590bbcc4c4e6c3403&type=album

 

https://sun9-14.userapi.com/impg/459aH26gN_nfb2qeeA55BUdfEi872FRV79zqQA/-ciOVUpg7mI.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=9301b0d2c886eba7822a3447db0d8d3e&type=album

 

 

 

 

 

 Воспитатель 2: Ну как размялись?

Дети: Да…

 

https://sun9-38.userapi.com/impg/Ha5AOgHqqFbwWFT1mB7eNbmpPtlPd4i5_0qB-g/97SrJdfFzjk.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=8f933a081e071df26b895a0a61a6de80&type=album

 

Воспитатель 2: Ну давайте пройдем к столу вы видите матерьял нитку сейчас мы будем делать с вами куклу “ Ангел” и рассказ о ней……

(Тихая спокойная музыка)

 

https://sun9-69.userapi.com/impg/c7nGjZJf2N7poXz3zIvIvKMTDiNViwwHqbtg2w/Tm1N1x6cXVg.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=005e0923b429f98b87426f787a05b447&type=album

 

https://sun9-64.userapi.com/impg/uNB6PHw90OkToF3G5H-XrX85NAOYv5F7Brx10g/hwGET6K8lAA.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=ecb3217b34e141a59b8837fceaddda8b&type=album

 

https://sun9-7.userapi.com/impg/7AxwLLdbT1a60-grWk31gpTbFquchl-by3Efog/7nzUiBzu3ZY.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=08fb3a48cdafe48ccdbbc27765d594eb&type=album

 

Воспитатель1: Хлопотунья я знаю, что не какая ярмарка не обходится без задорных частушек!

Воспитатель 2: Правильно!

Воспитатель 1: Так ребята знают не сколько частушек, послушай.

 

                   

 

 

 

                    Частушки.

1.        Эй, девчонки - хохотушки,

           Запевайте-ка частушки

           Запевайте поскорей,

           Чтоб порадовать гостей!

2.        Наша русская  матрешка

           Не стареет сотню лет

           В красоте, в таланте русском

           Весь находится секрет!

3.        Я куплю себе свистульку

           Буду трели выводить

           Мастеров из славной Дымки

           Никогда нам не забыть!

4.         Ты играй, моя гармошка,

            Ты, подруга, подпевай,

            Мастеров Руси великой

            Во весь голос прославляй!

Все:    Мы пропели вам частушки

            И скажите от души.

            Хороши частушки наши-

            И мы тоже хороши!

 

 

 

 

 

 

 

https://sun9-2.userapi.com/impg/f3-W8ju66P5EH4rGIOC3iwmlHmFe66OYYec8VA/xs733IZ48Kk.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=781ff251c9f8bf670a546dbbce9fceb7&type=album

 

 

 

https://sun9-18.userapi.com/impg/A6yn6MotmLbabRlwxL0dvBJfbOQFmx6eVGMODw/n24EzRrQ-Kw.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=65a97888e54d9739931a4c4c6319ef94&type=album

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 часть – Итог занятия:

 

Воспитатель 2: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые все вы знаете и умеете, но мне пора собираться домой там не кормлен мой дедуля красотуля!

 На последки я вам хочу сделать подарок от меня предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии матрёшек выбрать которое соответствует вашему данному настроению.

https://sun9-31.userapi.com/impg/TpIY7RzM8QK3MeaiirUUpcDQfWH2CJoIOgO7uw/NDl3-EFDvqU.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=b0b71ce11c91cfd026eeea8544d5e8fd&type=album

 

Воспитатель 2: Я очень рада, что вы сегодня были, у меня в гостях, жду вас обязательно еще.

 

https://sun9-20.userapi.com/impg/GMY2YYAHzBNuO305iyalInfHmHZR0ljOjhMinQ/-oWhBew0PyY.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=616f5f62fd25f50780f0eb7052b0a2f6&type=album

 

Воспитатель 1: Нам очень понравилось у тебя Хозяюшка Хлопотунья мы обязательно еще к тебе придем в гости.

 

Воспитатель 1: А теперь предлагаю   вернуться с ярмарки в наш детский сад.

 (играет музыка дети кружатся и возвращаются в детский сад)

 

https://sun9-36.userapi.com/impg/nh4Kb-5WUKIzPxH_p7ePoRsTUBXRQzk5UUl0GA/KXp1pTwZI_k.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=9c54e0b5269330f7d8b1ff8ea524e0bd&type=album

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет «Путешествие на ярмарку народных промыслов

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.Задачи: Образовательная: Расширить знания о народных обычаях, народных промыслах; закрепить знания о хохломской ро...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: " Путешествие в мир народных промыслов и ремесел",

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: " Путешествие в мир народных промыслов и ремесел"....

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы дошкольного возраста ТЕМА НЕДЕЛИ: «Весёлая ярмарка. Народные промыслы»

Задачи периода:Образовательные:  Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и куклы т.д.Развивающие: Развивать связную реч...

Сценарий спортивно-познавательного досуга. Тема: «Путешествие по городам народных промыслов» по технологии квест игры. с воспитанниками подготовительной группы.

Цель: Познакомить детей с многовековой традицией народных промыслов, развивать креативность и творческие способности.Задачи:Развивать спортивно-волевые качества в различных видах двигательной активнос...

Сценарий спортивно-познавательного досуга. Тема: «Путешествие по городам народных промыслов» по технологии квест игры. с воспитанниками подготовительной группы.

Цель: Познакомить детей с многовековой традицией народных промыслов, развивать креативность и творческие способности.Задачи:Развивать спортивно-волевые качества в различных видах двигательной активнос...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по местам народных промыслов»

Образовательная область и направление: художественное творчество. Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промысла...