Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по местам народных промыслов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Чунихина Ольга Александровна

Образовательная область и направление: художественное творчество.
 

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся  мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.


Программные задачи:
 Образовательные
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла:  Хохлома, Дымково, Гжель, Сергиев Посад.
Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета, умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству;
• Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.
• воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.
 

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
 

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории русского народного художественного промысла: Дымково, Хохлома, Гжель, Сергиев Посад; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек, иллюстраций, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде.
 

Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Наглядный: выставка народно-прикладного искусства «Дымково», «Хохлома», «Гжель», «Сергиев Посад», иллюстрации.
 

Демонстрационный материал: презентация «Сказка о Марье Искуснице», аудиозаписи «Русские народные мелодии».
Раздаточный материал: Деревянные заготовки, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка; лист бумаги для пробы рисования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в город мастеров34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Соколовская СОШ»

Конспект занятия кружка «Город мастеров»

старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие по местам народных промыслов»

Подготовила: воспитатель

Чунихина О.А.

г. Эртиль

2023г

Образовательная область и направление: художественное творчество.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.


Программные задачи:
Образовательные
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Хохлома, Дымково, Гжель, Сергиев Посад.
Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета, умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству;
• Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.
• воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории русского народного художественного промысла: Дымково, Хохлома, Гжель, Сергиев Посад; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек, иллюстраций, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде.

Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Наглядный: выставка народно-прикладного искусства «Дымково», «Хохлома», «Гжель», «Сергиев Посад», иллюстрации.

Демонстрационный материал: презентация «Сказка о Марье Искуснице», аудиозаписи «Русские народные мелодии».
Раздаточный материал: Деревянные заготовки, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка; лист бумаги для пробы рисования.

Ход занятия

Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается. И ребятки ко мне собираются. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим желают друг другу здоровья. Давайте, пожелаем здоровья всем присутствующим. Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия). Большая, великая наша страна – много городов, сёл и деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Мастером, умельцем можно назвать человека, который очень хорошо выполняет свою работу. Откуда же берутся такие мастера?

Интересно вам узнать……

Я предлагаю вам отправиться в путешествие «По местам русских народных промыслов», я поведаю вам о некоторых видах художественной росписи.

- Ребята, а вы любите сказки?(ответы детей).

Послушайте сказку о Марье – искуснице.
Сказка в гости приходи с нами дружбу заводи.
Рассказывание сказки «Марья - искусница»
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понес в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе.
Куда падало пёрышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость, прославлявшие мастеров на весь мир.
Увидев это, рассердился Кощей и задумал, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы и память об их мастерстве, стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда исчезнут красота и радость. Такое страшное заклятье наложил Кощей.
Чтобы не сбылось оно, надо нам ребята помочь мастерам.

Отправимся в путешествие по мастерским русских умельцев. А поможет нам в этом волшебный ручеек. Встанем в круг для превращения и произнесем волшебные слова:
Мой волшебный ручеек,

Много знаешь ты дорог.

Быстро весело беги,

К мастерам нас приведи.

Посмотрите ребятки, одно пёрышко упало в село Дымково.
Один из русских народных художественных промыслов - Дымковская игрушка, возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.

Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.
- Полюбуйтесь ребята, какая красота!

Здесь для вас есть задание «Посчитай игрушки» (дети должны посчитать игрушки и соединить изображение с нужной цифрой).

Другое пёрышко упало в посёлке Коверино, Нижегородской обл. Здесь зародился промысел под названием «Хохлома».
Ребята, посмотрите какие здесь красивые изделия. Все они из дерева.

1. Хохлому называют Золотая. Основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски.
2. Мастера хохломской росписи брали свои узоры из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры.
3. Художники так старательно и красиво расписывали изделия, чтобы радость людям приносить, показать красоту родной природы.

«Собери картинку»

Третье пёрышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.
Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную. Гжельские мастера свои изделия расписывали синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. И стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Скажи правильно»

Ребята все мы знаем, что посуду делают из различных материалов

Посуда из глины – глиняная

Посуда из стекла - стеклянная

Посуда из металла - металлическая

Посуда из дерева – деревянная

А из какого материала посуда самая прочная? (металлическая)

А самая хрупкая? (стеклянная и фарфоровая).

Ещё одно пёрышко упало в Сергиев Посад.

Сергиев Посад — старейший центр производства матрёшек и деревянных игрушек в России. По одной из версий, русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде много лет назад.

Отгадайте загадку:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — (матрёшки)

Да, немало сил и труда приложили мастера, чтобы порадовать всех такой интересной и красивой куколкой. Умеешь потрудиться, умей и веселиться.

Танец «Матрешки»

Воспитатель:

Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить.

А вы хотите стать настоящими мастерами?

Дети:

Да, хотим.

Воспитатель:

Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.

( Дети, присаживаются за столы и украшают силуэты матрёшек. Звучит музыка.)

Воспитатель:

Молодцы ребята, рисовать вы мастера.

Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Вы ребята молодцы, со всем справились. Никогда не исчезнут с нашей земли мастера и рукодельницы. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась?….

Смотрите, у меня есть разноцветные кружочки, давайте их наклеим на фартучек нашей матрёшки:

- Если вам больше понравилась «ХОХЛОМА», наклейте жёлтый.

- Если «ДЫМКОВО», наклейте зелёный.

- Если «ГЖЕЛЬ», синий.

- «Матрёшка», красный.

Воспитатель: Спасибо вам ребята, мне с вами было очень интересно….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Звуки [С]-[З]".

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки [с – з] в устной речи....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Святки – колядки»

:   Формировать духовно-нравственные ценности детей посредством приобщения к православным традициям....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...