Доклад на тему "Музейно-образовательная среда в дошкольной организации"
статья

Коркина Надежда Петровна

Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, осуществляющую научно-практическую деятельность, ориентированную на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальная дошкольная образовательная организация Кизнерский детский сад № 6 «Италмас»

Доклад

на тему:

 «Музейно-образовательная среда в дошкольной организации»

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              Коркина Н.П.

п. Кизнер

2020 г.

Музейно-образовательная среда в дошкольной организации

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня чрезвычайно актуальна проблема патриотического воспитания детей. В дошкольных учреждениях решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Все это делает актуальным музейную педагогику в дошкольном образовательном учреждении. (слайд 2)

 Итак, что же такое музейная педагогика? Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, осуществляющую научно-практическую деятельность, ориентированную на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. (слайд 3)

Цель музейной педагогики – создание условий для развития творческой личности путём включения её в многообразную деятельность музея. .(слайд 4)

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОО;
  • Формирование у дошкольников представления о музее;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами
  •  Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;  
  • Развитие творческого и логического мышления;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. (слайд5)

      При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

  • Наглядность;
  • Доступность;
  • Динамичность;
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность);
  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе);
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
  • Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) (слайд 6)

       В условиях детского сада можно организовать музейную (краеведческую) комнату, а также экспозиции «мини-музеев» в групповых комнатах. Мини-музей в группе дают возможность привлечь внимание детей к какой-либо сфере (будь то краеведение или декоративно-прикладное искусство, и др.) (слайд 7)

На базе нашего детского сада организована краеведческая комната.

Образовательный процесс в краеведческой комнате осуществляется в соответствии с реализуемой в ДОО основной общеобразовательной программой дошкольного образования во взаимосвязи с другими видами деятельности воспитанников ДОО.

Задачами работы с детьми в краеведческой комнате являются:

1) осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

2) воспитание у детей интереса и уважения к истории удмуртского народа, народным традициям, культуре родного края. (слайд 8)

Экспозиция краеведческой комнаты представлена тематической коллекцией экспонатов (предметами быта, элементами одежды удмуртского народа). Так в краеведческой комнате можно найти такие предметы быта из повседневной жизни удмуртского народа, как «песьтэр» (берестяная сумка), «пу бекче» (деревянный бочонок), «кокы» (колыбель) «кубо» (прялка). (слайд 9.10) Именно экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию воспитателя, сделать сам процесс образования предметным, наглядным, осязаемым. (слайд 11). Занятие по аппликации изо-руководителя Кузнецовой О.А. «Оформление фартука удмуртским орнаментом» было бы не полным без посещения музея, без той наглядности, которую предоставляет нам предметная среда музея. (слайд 12).

В самой краеведческой комнате или с использованием отдельных экспонатов в групповых комнатах проводятся тематические занятия, посвященные памятным датам и событиям, помогающие прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к своей малой и большой Родине. Большим подспорьем в работе служат экспонаты для удмуртских групп детского сада: «Капельки» и «Незабудки». И если в подготовительной группе «Капельки» работа носит проектный, исследовательский характер экспонаты краеведческой комнаты используются в НОД, то в младшей группе это первое знакомство с музеем и его экспонатами. Так 27 ноября в группе «Незабудки» прошел праздник «День удмуртского языка». День был познавательным и творческим: ребята познакомились с предметами удмуртского быта, читали стихи, пели и играли. (слайд 13).

Но краеведческая комната в детском саду — это не просто организация экспозиций и выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательская и проектная деятельность. Экспонаты музея используются в проведении таких праздников как день удмуртского языка, день народного единства и создают особенную атмосферу на празднике. Уже традицией детского сада стало проведение фестиваля удмуртской культуры. (слайд 14). Подготовка начинается за месяц до фестиваля. Дети старших и подготовительных групп, вместе с воспитателями разучивают удмуртские песни и стихи, игры, посещают краеведческую комнату, готовят защиту своих костюмов, национальных блюд. Проведение фестиваля – это результат плодотворного труда, педагогов, детей и их родителей.

Так же экспонаты краеведческой комнаты помогают участвовать в различных конкурсах, позволяет делиться опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе музея (краеведческой комнаты) Так в эфир телеканала «Моя Удмуртия» вышла телепередача «Шудон корка», где воспитанники детского сада – Соколова Дарина, Гайнцева Мирослава и воспитатель Ирина Павловна Агафонова познакомили с нашим музеем и рассказали об одном дне из жизни удмуртской семьи.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.

 При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду – это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса.

Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников. Мы должны научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Спасибо за внимание.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования. Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации.

Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО....

доклад взаимоотношение воспитателя с детьми в дошкольной организации

взаимоотношение воспитателя  с детьми в дошкольной организации по ФГОС...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя,...

«Особенности организации и построения предметно – пространственной среды в дошкольной организации для детей с нарушением зрения»

В статье даются рекомендации по созданию предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Построение развивающей среды, обеспечивает воспитанникам чувство психолоическй защищёности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Данная стат...

Доклад «Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации»

Доклад  на тему:«Вовлечение родителей в образовательный процесс  дошкольной организации»...