доклад взаимоотношение воспитателя с детьми в дошкольной организации
консультация на тему

Массарова Любовь Владимировна

взаимоотношение воспитателя  с детьми в дошкольной организации по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение  на городской семинар для воспитателей

« Взаимоотношения воспитателя и детей в дошкольной организации»

Педагог- психолог

детского сада № 211 ОАО «РЖД»

Массарова Л.В.

Слайд 1

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Слайд 2

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.  По требованиям ФГОС дошкольного образования  педагог должен уважать человеческое достоинство воспитанников, формировать  и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях; а также защищать детей от всех форм физического и психического насилия.

Слайд 3 

Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми . По требованиям ФГОС педагог должен обеспечивать эмоциональное благополучие детей через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержку индивидуальности и инициативы детей

3)педагог должен устанавливать  правила поведения  в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятийной детям форме.

Слайд 4

Ребенок меньше и слабее любого взрослого, но это не означает, что мы можем смотреть на ребенка с позиции «сверху».

Вот как пишет об этом Януш Корчак: «Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия. Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила». Задача взрослого – дать почувствовать ребенку, что его воспринимают как равноправного партнера общения.

Слайд 5

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к каждому ребенку и  позицию педагога в организации жизни детей – это партнёр- партнёр.

Слайд 6
Партнёрство взрослого с детьми предполагает:

 -включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;  добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);                                                              

  -свободное общение и перемещение детей во время деятельности;                                                                     -работа каждого в своем темпе.

Воспитатель для ребёнка – носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребёнка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Так воспитатель и дети становятся партнёрами в играх, самостоятельной деятельности ребёнка. Партнёрство со стороны ребёнка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.  Дети инициативные, общительные стимулируют воспитателя к более обширному и разностороннему общению. Постоянно втягивая взрослых в центр  своей деятельности, побуждают  быть более активными, что способствует накоплению и расширению опыта взаимопонимания, нахождения «общего языка». Вот пример.

 Слайд 7

Женя, воспитанник  группы, построил самолет, и, ожидая воспитательницу,  следит, чтобы никто из детей не разрушил его. Татьяна Викторовна подходит к Жене, на лице ее улыбка, заметно оживление. Она говорит ласково: «Женя, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции. Давай ты, будешь пилотом, а мы  с ребятами пассажирами и все вместе полетим в путешествие». Воспитательница радуется вместе с ребенком, и он стремится к эмоциональным контактам, потому что испытывает удовольствие от этого общения.

Слайд 8

Вчерашняя педагогика  основывалась на «стирании» индивидуальности ребенка, превращении его в «винтик» и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности. К сожалению и сейчас мы встречаемся с профессиональной несостоятельностью педагогов – неумением или нежеланием педагога с уважением относиться к личности и проблемам ребенка, такой педагог сам провоцирует  нестандартное поведение дошкольника, и как следствие, применяет насильственные действия в отношении детей: навязывание чужого мнения, ущемление личного достоинства, применение телесных наказаний, а так же использует речевые насильственные  средства, тем самым наносит   вред  психическому и психологическому здоровью ребёнка.

Слайд 9

( Что такое психологическое, речевое насилие- текст на слайде)

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых  следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека.

Слайд 10

Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее младшим по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Слайд 11

Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.

Слайд 12

Пример. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестаем их замечать. Но если кто-то наступает на «любимую мозоль» (а дети – большие мастера по этой части), то мы начинаем вести себя неадекватно, злиться, обижаться, раздражаться без особой на то причины.

Слайд 12

Итак, мы с вами убедились в том, что  все события, которые мы переживали когда-то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и в нашем теле, они как бы невзначай и не со зла, могут "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие, поведение, а нередко и на жизненный сценарий в целом. Сейчас мы с вами рассмотрим  негативные установки и контрустановки сказанные в адрес ребёнка и убедимся, что  оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны взрослых. Например, контрустановка  « Скажи мне на ушко, давай пошепчемся» ,  победит установку«не кричи- оглохнешь». Обратите внимание на те последствия, которые онуи могут иметь для личности ребенка.  Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

( Слайды 13-22).- текст на слайдах

Слайд 23

Проанализируйте, какие оценки,  и установки вы даёте  детям.  Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий,  у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—8 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие воспитателя с детьми в дошкольной организации» Педагог- психолог детского сада № 211 ОАО «РЖД» Л.В. Массарова

Слайд 2

ФГОС ДО 3. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.1 . Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ; защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Слайд 3

3.2.5. У педагогического работника, реализующего программу , должны быть сформированы основные комтенции , необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятийной детям форме.

Слайд 6

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова : включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Слайд 7

Женя, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции. Давай ты, будешь пилотом, а мы с ребятами пассажирами и все вместе полетим в путешествие.

Слайд 8

Вчерашняя педагогика основывалась на «стирании» индивидуальности ребенка, превращении его в «винтик» и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности.

Слайд 10

Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее младшим по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Слайд 11

Оно приводит к

Слайд 13

Негативные установки и контр установки "Не кричи так, оглохнешь!" "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

Слайд 14

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА КОНТР УСТАНОВКА

Слайд 15

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА КОНТР УСТАНОВКА

Слайд 16

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА КОНТР УСТАНОВКА

Слайд 23

Проанализируйте, какие оценки и установки вы даёте детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей"

Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. так как взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно....

«Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей».

Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя отвергнутым.  Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости,  или  ребенок – агрессивный, плохо контролир...

Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности.

Доброжелательные взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста будут успешно формироваться при условии если:•Разработана система занятий, вовлекающая детей в совместную деятельность, побу...

Этические беседы по формированию нравственных взаимоотношений с детьми старшего дошкольного возраста

Вниманию педагогов представлены материалы для проведения этических бесед с детьми 5-7 лет. В ходе бесед педагоги дошкольных образовательных организаций  смогут познакомить дошкольников с нормами ...

"Формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений между детьми в процессе организации разных видов деятельности"

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфли...