Консультация для воспитателей. «Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».
консультация

Короткова Анастасия Анатольевна

Данная консультация поможет педагогам разобраться, что такое интегративное обучение детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».  

Короткова Анастасия Анатольевна –

музыкальный руководитель

МДОУ Центр развития ребёнка –

детский сад № 116 «Весёлый лучик».  

Интеграция — это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.

Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, спаивать, вставлять, внедрять.

Приведем пару примеров:

1. Сборка кусочков, пазлов в цельную картину.

2. Соединение разных наук в один факультет: теория музыки и дирижирование хором - теоретико-дирижерский факультет, биология и химия – Биолого-химический факультет.

3. Соединяя разные сигналы органов чувств, человеческий мозг создаёт картину – вкус еды, температуру окружающей среды и тд.

        Дошкольный возраст – это время познания мира и себя. Именно в этот период дети с особым рвением проявляют свои возможности и способности в абсолютно разных ситуациях, решают задачи и накапливают умения. Интегрированный подход заложит прочный фундамент познаний и научит воспринимать мир более широко и разнообразно.

В обучении интеграция помогает собрать разносторонние знания в единую систему, даёт возможность сформировать целостное понятие об окружающем мире, помогает преодолеть барьер между теоретическим и практическим восприятием.

Преимущества интегрированной технологии развития:

- повышает мотивацию, формирует познавательный интерес

- способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета или явления с разных сторон

- способствует раскрепощению ребёнка в творчестве

- позволяет систематизировать занятия

- расширяет рамки индивидуальной работы с ребёнком в рамках групповых занятий.

Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует:

— определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

— продумать развивающие задачи;

— использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);

— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

         Примеры сочетания разных образовательных областей в интегрированное занятие:
— музыка + познание (математика);

— коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

— коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) + художественная литература;

— познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

— познание (математика) + изобразительная деятельность;

— здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

— познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).

Методики проведения и структура обычного и интегрированного занятий существенно отличаются друг от друга.

Требования к структуре интегрированного занятия:

— четкость, компактность, сжатость учебного материала;

— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;

— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;

— систематичность и доступность изложения материала;

— необходимость соблюдения временных рамок занятия.

        Задачи для педагога на интегрированном занятии:

- Подчинить всё занятие авторскому замыслу (исходя из интересов и возможностей детей)

- Стимулировать детскую активность

Формы проведения интегрированного занятия:

- Занятие - игра

- Занятие - беседа

- Занятие - салон

- Занятие - путешествие

- Занятие - праздник

- Занятие - проект

- Занятие – эксперимент

Примерная структура интегрированного занятия:

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например, задается вопрос«Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

        Специфика анализа интегрированного занятия  по С. В.Кульневичу:

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

3. Направление в объем интегрируемых разделов,в чем он выражается:

— в создании нового раздела (программы);

— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

— единичных интегративных занятий.

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).

9. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Интегрированная технология образования, это возможность бесконечной творческой реализации, совершенствования педагога и крайне интересная форма развития и образования для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Во...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан

Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку....

«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»

«Психолого  – педагогические  принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Грамотный пешеход»

Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения; стрем...

Консультация для родителей по теме: «Плюсы и минусы применения информационно-коммуникативных технологий в обучении детей дошкольного возраста в ДОУ»

Что такое информационно-коммуникационные технологии?ИКТ – это технологии обмена информации, коммуникации.Подразумевается использование:информации в электронном формате (видео-файлы, аудио-записи...