Мастер класс:"Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста,игры с водой и песком"
материал (младшая группа)

Котлярова Татьяна Викторовна

Опыты и эксперименты для детей раннего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

для воспитателей  

детских садов на тему:

 «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой».

                                                                    Материал подготовила:

воспитатель

МКДОУ «Калачеевский детский  сад №6»

 Котлярова Т.В.

Калач 2021г

Цель мастер-класса:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по темам «Экспериментирование» и «Поисковая деятельность детей». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мероприятия.

Уважаемые коллеги! Мы очень рады нашей встрече. Педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и мы надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Тема мастер-класса: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста. Игры с песком и водой» (слайд 1)

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. (слайд 2)

        Объять необъятное невозможно – осветить тему экспериментирования полностью невозможно. И я такую цель перед собой не ставлю. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы в данном направлении, показать каким образом я провожу работу по экспериментированию с младшими дошкольниками (ясельная группа). Данное направление я хочу продемонстрировать на примере темы «Игры с песком и водой».

        Развивающая предметно-пространственная среда играет немаловажную роль в обучении и развитии дошкольников. Обучение детей экспериментированию также необходимо начинать с насыщения развивающей среды. В связи с чем, у нас в группе была создана мини-лаборатория для песка и воды. (слайд 3)

Каким же образом я осуществляю работу по экспериментальной деятельности в младшей дошкольной группе? Условно говоря, я работаю в трех направлениях: (слайд 4)

  • Экспериментирование. Опыты.
  • Дидактические игры.
  • Элементы песочной анимации.

        Важно помнить, что при организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:

  • Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать;
  • Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

И так, дорогие коллеги, мы отправляемся с вами в мир опытов и экспериментов и приступаем к первому разделу.

1. Экспериментирование. Опыты. Мини-лаборатория. (слайд 5)

«Вода»

  • «Переливалочки» (слайд 6)

Материал: три таза, стаканчик, половник, вода, ложечка.

Ход эксперимента: Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую с помощью разных емкостей. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.

  • «Ловим крышечки»

Материал: таз с водой, крышечки, ситечко.

Ход эксперимента: таз наполнен водой, на дне лежать крышечки. Предложите малышу при помощи ситечка выловить крышечки. С помощью опыта развиваем мелкую моторику пальцев, глазомер.

  • «Разливаем суп» (слайд 7) 

Материал: большая и маленькая кастрюля, половник, вода.

Ход эксперимента: предлагаем малышу, с помощью половника перелить из большой кастрюли в маленькую.

  • «Выжми губку»

Материал: вода, таз, губки.

Ход игры: Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

  •  «Песок»
  • «Хлоп и шлеп» (слайд 8)

Материал: песок.

Ход эксперимента: Для того чтобы развивать чувствительность малыша, не нужно придумывать никаких сложных игр. Просто присядьте рядом с ребенком в песочнице и предложите ему запустить обе руки в теплый сухой песок. Спросите его, что он чувствует, и поделитесь с ним своими ощущениями: «Песок теплый и сухой, он рассыпается в руках, «течет» сквозь пальцы, песчинки приятно щекочут ладошки? Предложите  ребёнку  похлопать ладошками по песку, подвигать тыльной стороной ладони, «потопать» и «побегать» по нему пальчиками, захватить и зажать песок в кулачках. Попробуйте оставлять на сухом и влажном песке отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков. На каком из них отпечаток получается четче? Пусть ладошки и кулачки крохи «походят» по песку, как медвежата, «попрыгают», как зайки, «поползают», как змейки.

  • «Испечем пирожки»

Материал: подносы с песком, разные размером формы.

Ход эксперимента: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Катя. Дети подходят к кукле, рассматривают её. Побуждает детей поздороваться с куклой. Малыши хором здороваются с куклой. Катя любит, когда ей поют песенки. Споем песенку и покажем, как мы будем печь пирожки. Воспитатель поет песенку и показывает движения.

Художественное слово.

«Я пеку-пеку-пеку,

Деткам всем по пирожку.

А для милой Катеньки

Испеку два пряничка.

Кушай-кушай, Катенька,

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.

Дети повторяют за воспитателем движения, подпевают. Воспитатель предлагает испечь пирожки для куклы.

  • «Угадай, что спрятано?» (слайд 9)

Материал: подносы с песком, формочки разных размеров и форм.

Ход эксперимента: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

  • «Легко ли сыпется песок?»  

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента: Воспитатель говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

2. Второй раздел моей работы, на котором тоже хочется остановиться – это «Дидактические игры»

  • Игра «Сеем, сеем» (слайд 10)

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Ход игры: Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза».

  • Игра «Мыльная пена»

Материал: вода, жидкое мыло.

Ход эксперимента:

Художественное слово.

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «буль-буль!»

Но если мы вымоем руки,

Водичка довольна и больше не злится!

Намыльте руки так, чтобы получилась густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная пена. Подуйте на нее –у вас получился мыльный пузырь. Помогите ребенку сделать свой мыльный пузырь.

  • «Тортики для Феи» (слайд 11)

Материал: песок, игрушка - песочная Фея, поднос.

Ход игры: Воспитатель вносит игрушку - Фею песка, обращает внимание детей на неё, предлагает поздороваться. Фея приглашает ребят в волшебную страну.

Художественное слово.

Песочная фея, нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два, три,

Сердце свое для добра распахни!

Фея предлагает ребятам приготовить тортики и раздает всем формочки. Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Когда ребята приготовили тортики, Фея их благодарит. 

  • «Необыкновенные следы»

Материал: песок, фигурки животных.

Ход игры: Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать:

«Большие ноги шли по дороге:

 То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ!

Топ-топ-топ! Топ!»

Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

В условиях помещения детям предлагаются фигурки различных животных, которые оставляют следы на песке.

  • «Здравствуй, песок» (слайд 12)

Материал: песок

Ход игры:

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Дети могут поделиться своими ощущениями: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

  • «Мы создаем мир!»

Материал: песок, формочки разных форм и размеров.

Ход игры: Воспитатель показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе

3.        Элементы песочной анимации.

Еще одно направление в моей работе – это песочная анимация. Я использую элементы песочной анимации. Например -

  • «Песочная страна» (слайд 13)

Материал: песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клей.

Содержание: Ребята, посмотрите какое солнышко у нас на картинке? (круглое). А каким цветом солнышко? (желтое). Сейчас я вам предлагаю наше солнышко украсить песком. Аккуратно покрываем контур клеем и посыпаем песком.

  • «Мир насекомых и животных» (слайд 14)

Материал: поднос с песком, шаблоны с животными.

Содержание: Размещаем шаблон (у нас были трафареты с животными и бабочками) на цветном картоне. Засыпаем все песком, затем снимаем трафарет, полученное изображение украшаем деталями.

  • «Рисуем ручками» (слайд 15)

Материал: поднос с песком.

Содержание: с детьми раннего дошкольного можно использовать в песочной анимации несложные сюжеты, такие как молния, радуга, высокие горы. Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

- Это ёжик. Где у него спинка? Вот. На спинке у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

- Вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца). У ёжика много иголок давайте нарисуем ещё.

Вывод: (слайд 16) Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.  В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Мастер – класс «Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Почему у жирафа шея длинная».

В  материале представлено теоретическое обоснование использование метода проектов с детьми старшего дошкольного возраста, указаны этапы реализации проекта по теме "Почему у жирафа шея длинна...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Материал для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает понятие проектной деятельности, структуру проекта, типы проекта и этапы внедрения проекта....

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой».

Мастер- класс  для воспитателей   на тему:   «Опытно экспериментальная деятельность  с детьми раннего дошкольного возраста:  игры с песком и водой»....