Мастер- класс для воспитателей на тему: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста: игры с песком и водой».
материал

Мастер- класс  для воспитателей   на тему:   «Опытно экспериментальная деятельность  с детьми раннего дошкольного возраста:  игры с песком и водой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Горный детский сад»

Мастер- класс

для воспитателей  

на тему:

 «Опытно экспериментальная деятельность

с детьми раннего дошкольного возраста:

 игры с песком и водой».

                                                                    Материал подготовила:

воспитатель

                                                                                              Достовалова Т.В.

2024г

Цель мастер-класса:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по темам «Экспериментирование» и «Поисковая деятельность детей». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мероприятия.

Тема моего мастер-класса: «Опытно экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста. Игры с песком и водой»

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

         Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы в данном направлении, рассказать и показать каким образом я веду работу по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста.

        Конечно, развивающая предметно-пространственная среда играет немаловажную роль в обучении и развитии дошкольников. Обучение детей экспериментированию также необходимо начинать с насыщения развивающей среды. У нас в группе есть,  пластмассовые ёмкости для песка и воды.

Мою работу по экспериментальной деятельности условно  можно разделить на  три направления:

  • Опыты и эксперименты.
  • Дидактические игры.
  • Элементы песочной анимации.

        Важно помнить, что при организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:

  • Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать;
  • Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

И так, дорогие коллеги, мы отправляемся с вами в мир опытов и экспериментов и приступаем к первому разделу.

  1. Опыты и эксперименты.

«Вода»

• «Где живет водичка?»

Оборудование: ванная комната, умывальник с краном, стаканчики

Ход эксперимента:

Воспитатель приглашает подгруппу детей к умывальнику. Спрашивает: «Где живет водичка?» Дети указывают на кран с водой. Воспитатель предлагает проверить, открывает кран: «Подойдите к раковине и подставьте руки под воду». Воспитатель отмечает, что вода из крана течет.

• «Вода жидкая, она может течь»

Оборудование: тазик, лейка, ковшик, воронка, клеенка на стол, фартучки для детей

Ход эксперимента:

Воспитатель демонстрирует детям тазик с водой, пустой тазик, ковшик и предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. «Что делает вода? (льется) Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана».

• «Вода прозрачная»

Оборудование: два стакана: один с водой, второй с молоком, палочки (трубочки, или ложечки)

Ход эксперимента:

Воспитатель предлагает рассмотреть два стакана, один с водой, второй с молоком. В каждый стакан опускаем по ложечке. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой ложечку видно, в стакане с молоком не видно. Воспитатель объясняет, что вода прозрачная и через нее все видно. А молоко не прозрачное.

• «Цветная водичка»

Оборудование: стаканчики с водой, кисточки, краски

Ход эксперимента:

Воспитатель демонстрирует стакан с водой. «Что у меня налито в этом стакане?» После ответов детей, воспитатель, объясняя свои действия, добавляет в стакан краску. «Посмотрите, я добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода?» Дети самостоятельно пробуют окрасить воду.

• «Поможем кукле Кате»

Оборудование: тазик, губка, фартуки для детей

Ход эксперимента:

Дети подходят к столу, за которым кукла Катя готовится к приему гостей.

Кукла Катя огорчена, она пролила воду и не знает, как убрать стол, просит помочь детей. Дети выдвигают предположения. Воспитатель предлагает убрать лужу воды губкой. Дети пробуют. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что воду можно собрать губкой.

«Разная вода»

Оборудование: тазики с водой разной температуры, стаканчики

Ход эксперимента:

Воспитатель предлагает детям потрогать водичку в тазике с теплой водой. Задает вопрос» «Водичка какая?» (теплая). Потом предлагает потрогать водичку в тазике с холодной водой. «Какая водичка?» (холодная). Обращает внимание на тазик с горячей водой: «Ой, здесь водичка горячая! Аккуратно попробуйте пальчиком». Дети соглашаются с тем, что вода горячая. «Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой?» Если дети затрудняются ответить, педагог помогает найти решение: «Надо в горячую воду добавить холодную и она станет теплой». Проводится эксперимент.

«Тонет – не тонет»

Оборудование: тазик с водой, клеенка на стол, предметы из различных материалов (дерево, резина, железо, пластик и т.п.)

Ход эксперимента:

Опустить предмет, например, деревянную или пластмассовую лодочку, в воду и понаблюдать утонет или будет плавать. Предложить опустить и другие предметы, понаблюдать. Объяснить детям, что одни предметы (из металла, камня и тд) тонут, они тяжелые, а другие (дерево, пластик, резина и т. п.) – легкие, поэтому в воде плавают. После игры попросить детей разложить предметы в два ведерка – легкие и тяжелые.

«Песок»

  • «Хлоп и шлеп»

Материал: песок.

Ход эксперимента: Для того чтобы развивать чувствительность малыша, не нужно придумывать никаких сложных игр. Просто присядьте рядом с ребенком в песочнице и предложите ему запустить обе руки в теплый сухой песок. Спросите его, что он чувствует, и поделитесь с ним своими ощущениями: «Песок теплый и сухой, он рассыпается в руках, «течет» сквозь пальцы, песчинки приятно щекочут ладошки? Предложите  ребёнку  похлопать ладошками по песку, подвигать тыльной стороной ладони, «потопать» и «побегать» по нему пальчиками, захватить и зажать песок в кулачках. Попробуйте оставлять на сухом и влажном песке отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков. На каком из них отпечаток получается четче? Пусть ладошки и кулачки крохи «походят» по песку, как медвежата, «попрыгают», как зайки, «поползают», как змейки.

  • «Сухой - мокрый»

Материал: 2 ёмкости с песком: 1 – сухой песок, 2 – мокрый песок;  разные формочки для песка.

Ход эксперимента: 

Детям предложить сначала сделать куличики из сухого песка, а затем из мокрого.  Затем подвести к выводу, что сухой песочек не лепится, лепить можно только из мокрого.

«Легко ли сыпется песок?»  

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента: Воспитатель говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

  1. Второй раздел моей работы, на котором тоже хочется остановиться – это «Дидактические игры»

«Песок»

  • Игра «Сеем, сеем»

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Ход игры: Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).

  •  «Тортики для Феи» (слайд 11)

Материал: песок, игрушка - песочная Фея, поднос.

Ход игры: Воспитатель вносит игрушку - Фею песка, обращает внимание детей на неё, предлагает поздороваться. Фея приглашает ребят в волшебную страну.

Художественное слово.

Песочная фея, нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два, три,

Сердце свое для добра распахни!

Фея предлагает ребятам приготовить тортики и раздает всем формочки. Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Когда ребята приготовили тортики, Фея их благодарит. 

  • «Необыкновенные следы»

Материал: песок, фигурки животных.

Ход игры: Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать:

«Большие ноги шли по дороге:

 То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ!

Топ-топ-топ! Топ!»

Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

В условиях помещения детям предлагаются фигурки различных животных, которые оставляют следы на песке.

• Здравствуй, песок»

Материал: песок

Ход игры:

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Дети могут поделиться своими ощущениями: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

  • «Мы создаем мир!»

Материал: песок, формочки разных форм и размеров.

Ход игры: Воспитатель показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

«Вода»

    • Игра «Разложи по цвету»

Материал: вода, цветная мозаика, половник  или сито с ручкой (сачок), стаканчики по цвету мозаики.

Ход игры:

Нужно половником вылавливать мозаику, и раскладывать, в соответствующего цвета стаканчики.

    • Игра «Рыбалка»

Материал: вода, рыбки с магнитами, магнитная удочка, ведро.

Ход игры: Предложить ребёнку сходить на рыбалку и наловить рыбы.

   • Игра «Теплая, холодная»

Материал: 2 таза: 1 с холодной водой, 2 – с тёплой; уточки (несколько штук),  рыбки (несколько штук).

Ход игры: Предложить детям потрогать водичку, сказать какая она. Затем запустить утят в тёплую воду, а  рыбок в холодную.

    • Игра «Капитан»

Материал: вода, бумажный кораблик.

Ход игры:

Предложить детям отправиться в плавание, подуть на кораблик.

   • Игра «Угадай, что под облаком»

Материал: вода, средство для пены, мелкие игрушки.

Ход  игры:

Показать детям игрушки, затем положить их в ёмкость  с водой и пеной. Затем предложить ребёнку угадать предмет на ощупь.

   • Игра «Достань пинцетом»

Материал: вода,  пластмассовые мелкие предметы, пинцет.

Ход игры:

В воду положить предметы  и предложить ребёнку вытащить их с помощью пинцета.

  1. Элементы песочной анимации.
  •  «Песочная страна»

Материал: песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клей.

Содержание: Ребята, посмотрите какое солнышко у нас на картинке? (круглое). А каким цветом солнышко? (желтое). Сейчас я вам предлагаю наше солнышко украсить песком. Аккуратно покрываем контур клеем и посыпаем песком.

  • «Мир насекомых и животных»

Материал: поднос с песком, шаблоны с животными.

Содержание: Размещаем шаблон (у нас были трафареты с животными и бабочками) на цветном картоне. Засыпаем все песком, затем снимаем трафарет, полученное изображение украшаем деталями.

  • «Рисуем ручками» «Повтори рисунок»

Материал: поднос с песком.

Содержание: с детьми раннего дошкольного можно использовать в песочной анимации несложные сюжеты, такие как молния, радуга, высокие горы. Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

- Это ёжик. Где у него спинка? Вот. На спинке у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

- Вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца). У ёжика много иголок давайте нарисуем ещё.

Вывод:  Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.  В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

Закончить своё выступление хочу словами древнего мыслителя, философа, первого профессионального учителя Китая КОНФУЦИЯ:

"СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей по теме "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ"

в консультации подобран материал по организации опытно-экспериментальной деятельности в старших группах ДОУ. ...

Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...

Опытно- экспериментальная деятельность детей в младшей группе: «Игры с песком и водой»

Задачи:Развивать познавательную деятельность.Познакомить и закрепить знания детей о свойствах песка.Познакомить со свойствами воды и других материалов.Цели:-проводить массаж пальцев, используя верёвоч...

Консультация для воспитателей на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми средней группы на прогулке".

Консультация для воспитателей, в которой приводятся примеры опытов и эксперименов, которые можно провести с детьми средней группы на прогулке....

Мастер- класс на тему: Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке.

создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения....