Мастер- класс на тему: Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Палтусова  Резида Римовна

создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер -класс для педагогов29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок».

Мастер- класс

на тему:

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке.

Воспитатель:

 Палтусова Р.Р.

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке.

 -Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Вид деятельности: мастер-класс Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и двигательной активности, а так же для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе и др.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

 Приближается самое хорошее время года это лето, поэтому я вам предлагаю  мастер –класс  экспериментирование на прогулке с песком.

В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается все  прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

 Я предлагаю заняться сегодня научными исследованиями. А исследовать мы будем очень даже обычный и знакомый вам материал-песок. Все дети очень любят песок- игры в песочнице, строительство тоннелей, замков, куличей.

Давайте подумаем  для чего ещё нужен песок?

Песок нужен в строительстве. В него добавляют цемент, получают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при строительстве зданий.

Песок используют в гололёд для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы.Взрослые-художники тоже любят рисовать на песке

1. А вы знаете что песок бывает разным- сухим, влажным, рассыпчатым, липучим, холодным, тёплым. Это почему же так? Почему песок такой разный? А вот с этим мы с вами разберёмся.

Давайте посмотрим,  что такое песок и из чего он состоит.

Возьмём - увеличительное стекло или лупу, которая позволит нам рассмотреть песок. Наводим лупу на песок и что же мы видим? Видим мы мелкие камушки,  Какие они по цвету?(Белые, полупрозрачные, коричневые, жёлтые).

Какие по форме? (Круглые).

Какие по размеру?(Мелкие, есть покрупнее).

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. которые называются песчинки.

2.Сейчас возьмём горсть песка и выпустим его так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий всё больше в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если продолжать сыпать песок, то в одном и другом месте образуется сплыв- движение песка похоже на течение воды.

Вывод: песок сыпучий, он легко сыплется)

 

3.Ещё песок может передвигаться с помощью воздуха, например с помощью ветра. Вместо ветра возьмём трубочку и попытаемся подуть в неё.

Что мы видим? (мелкие песчинки легко передвигаются).

Есть такое место,  где очень много песка, называется оно пустыней. Так вот там песок передвигается ветром и образуются песчаные волны, которые называются –барханы.

Вывод: песок может двигаться

4. Посмотрите, у меня стакан с грязной водой, сейчас мы почистим воду.  Возьмем воронку и сделаем в ней  фильтр из марли, ваты и песка и пропустим воду через этот фильтр, отфильтруем воду.

Как она изменилась?  Вода стала прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

5.Возьмите ложечку песка и насыпьте в стакан с водой , размешайте.  Понаблюдаем немного, что вы видите? Растворяется песок в воде?  Нет, песок в воде не растворяется.  — Песок оседает на дне стакана.  А что же происходит с водой, какая стала вода? — Вода стала мутной.

 Вывод: Песок в воде не растворяется, он оседает на дне емкости.

6.Полейте ваш песок из леечки. Рассмотрите его через лупу.  Что случилось с песком? Песчинки прилипли друг к другу, песчинки слепились.

Слепите любую фигурку или куличик.

Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится, песок стал липучий.  Мокрый песок принимает любую форму. На мокром песке можно оставить отпечатки и следы.

Возьмите салфетки и вытрите руки.

Эксперимент  «Вулкан» 

Поглядите, это вулкан.  Вулкан  это такая гора вверху,  которого есть отверстие-кратер, который ведёт в глубину земли. Действующий вулкан регулярно извергает лаву, пепел, водяные пары

Чтобы построить вулкан из песка нам нужно построить большой песчаный конус и смочить его водой, а вверху проделать отверстие. Сейчас сделаем так,  чтобы наш вулкан ожил. Насыпаем в отверстие порошок (соду),а теперь добавим немного волшебной жидкости (лимонную кислоту).Вот так происходит извержение лавы из действующего вулкана.

В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Исследуем-рассуждая" Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям через познавательно-исследовательскую деятельность

В ходе представленного мастер-класса демонстрируются некоторые приемы обучения детей дошкольного возраста рассуждениям в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования губкой для детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»

Мастер-классНетрадиционная техника рисования губкойдля детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»...

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...

Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»....

Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Мастер – класс  по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....