Рабочая программа, образовательная область "Речевое развитие", старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

Сумакова Елена Владимировна

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (обязательная часть) и Программы развития речи дошкольников под редакцией О.С. Ушаковой (вариативная часть).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете    

№   1    от  30 августа 2019.г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МАДОУ ЦРР-

детского сада № 23 «Сказка»

О.Ю.Болониной

от  30.08.2019г.  № 145

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области

«Речевое развитие»

          возрастная группа 5 - 6 лет

         4 ступень обучения

автор программы:

Сумакова Е.В. – воспитатель

1 квалификационной категории

г. Зеленоградск, 2019

Содержание:

1.Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка………………………………………………

1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет…………….

2.Содержательный раздел программы

2.1. Содержание программы ……………………………………………    

2.2. Учебно-тематический план…………………………………………

2.2.Календарно – тематическое планирование…………………….......

2.3.Требования к результатам освоения программы…………………..

3.Организационный раздел программы

          3.1.Методическое обеспечение программы. Средства обучения  и воспитания.………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………..

3

5

6

9

10

45

46

47

1.Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

Актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей дошкольного возраста.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей дошкольного возраста является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.

Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится  несформированность фонематического слуха,  что приводит к трудностям  формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность данной программы.

Содержание рабочей программы отражает реальные возможности учреждения по предоставлению дошкольной образовательной услуги, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012 с изменениями 2019 года,  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23  «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (основная часть) и Программы развития речи дошкольников под редакцией О.С. Ушаковой (вариативная часть).

Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе

Цель: развитие речи ребенка через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды.

Задачи

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного

взаимодействия.

4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения

специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по

картинке, передавая не только главное, но и детали.

Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы

Основные разделы  реализации образовательной области

«Речевое развитие»

Развитие речи                        Обучение грамоте         Чтение художественной

                                                                                         литературы

Основные модули образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры

Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетавзаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение ииспользование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие вколлективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения(внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить своевысказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги;пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям,правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; спомощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; вописательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использоватьприлагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта;с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования:экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка(причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшегонапряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенностижанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи:несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющиетолько множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы«одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже;образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка,масленка), приставками (подснежник, подосиновик).

Развитие речевого творчества

Проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразныхвидов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу,рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательновыслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательноисправлять их; использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, впроцессе совместных игр, в повседневном общении.

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия

профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей вработе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристикичеловека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), егосостояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории(добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д.), оттенки цвета (розовый,бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размераи других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых длявыявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т.д.).

Освоение способов обобщения — объединения предметов в группы посущественным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельныепринадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).

Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения,эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Освоение чистого произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]);упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общенияи при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительностипри чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения(самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости отсодержания).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Освоение представления о существовании разных языков.

Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и«согласный звук»; звуковой анализ слова.

Освоение умений: делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове,различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных,составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели;определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкуюмоторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

Восприятие классических и современных поэтических произведений(лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки,басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интересак рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности ивыразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстампознавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий).

2.2. Учебно-тематический план

Наименование разделов образовательной области «Речевое  развитие»

Количество часов/занятий по обязательной  части программы

Количество часов/занятий по вариативной части программы

Развитие речи

15/36

7,5/18

Обучение грамоте

7,5/18

-

Чтение художественной литературы

15/36

-

Общее количество часов/занятий

37,5/90

7,5/18

2.3. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя, тема

Тема, программные задачи НОД  по обязательной части (программа «Детство»)

Тема, программные задачи НОД  по вариативной части (программа Ушаковой О.С.)

Сентябрь

1 неделя

«День знаний»

Обучение грамоте

«Буква Аа и звук [а]»

Задачи:

- формирование умения находить букву среди других букв афавита;

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики;

- воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности [8, с.26]

Чтение художественной литературы

Георгий Ладонщиков «Про себя и про ребят»

Задачи:

- учить детей эмоционально воспринимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи;

- побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях [14, с.7].

Развитие речи

«Чему учат в школе»

Задачи:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [7, с.19]

-

2 неделя

«Семья»

Чтение художественной литературы

Евгений Пермяк «Первая рыбка»

Задачи:

- дать представление детям о жанре рассказа;

- учить понимать тему и содержание рассказа;

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову;

- развивать интерес к информации, которую несет текст.

[14, с.161]

Развитие речи

«Моя семья»

Задачи

-  развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье;

- активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека;

- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь-доказательство;

- воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание составлять рассказы о семье;

- воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью [6, с.58].

Развитие речи

Составление  сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Задачи:

-связная речь: составлять небольшой сюжетный рассказ по картине;

- словарь и  грамматика:учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий;

- звуковая культураречи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; закреплять умение подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание[11, с.26].

3 неделя

«Я в мире человек»

Обучение грамоте

«Буква Уу и звук [у]»

Задачи:

-формировать умение находить новую букву среди других букв, чтение слияний Ау, уа;

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности [8, с.30].

Чтение художественной литературы

Валентина Осеева «Волшебное слово»

Задачи:

- познакомить с рассказом В.Осеевой;

- формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее, что вежливость является важным составляющим воспитанного человека;

- дать понятие, что речь – это средство общения и культуры;

- воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним;

- проявление интереса к рассказам с нравственным содержанием[14, с.206]

Развитие речи

«Скоро в школу мы пойдем»

Задачи:

-  закреплять знания о школьных принадлежностях;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой;

- способствовать пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы;

- развивать интерес к школе, поддерживать интерес к литературе [7, с.22]

-

4 неделя

«День воспитателя и всех дошкольных работников»

Чтение художественной литературы

Нина Найденова «Ольга Павловна»

Задачи:

-учить передавать свои впечатления; - обогащать словарь определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов;

- воспитывать уважение к воспитателям и работниками детского сада [14, с.4].

Развитие речи

«Прекрасная страна слов»

Задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- расширять словарный запас детей;

- развивать общие речевые навыки, зрительное восприятии е в процессе игрового общения;

- формировать представление о понятии «фантазия»;

- учить фантазировать, развивать образное представление;

- упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;

- воспитывать доброжелательное отношении друг к другу, инициативность;

- развивать эмоциональную сферу детей [6, с.12].

Развитие речи

Заучивание стихотворения С.Когана «Листки»

Задачи:

- учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

- упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор при описании осенних пейзажей [12, с.83].

Октябрь

1 неделя

«Осень»

Обучение грамоте

«Закрепление знания букв А, У»

Задачи:

- закрепление знания букв А, Уи умение находить их среди других букв алфавита;

- развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности [8, с.34].

Чтение художественной литературы

Александр Пушкин

Задачи:

- продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина;

- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений;

- развивать творческое воображение, выразительность речи детей [14, с.122].

Развитие речи

«Осенняя прогулка»

Задачи:

- учить самостоятельно находить признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи, решать противоречия;

-развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь за счет расширения представлений об изменениях в природе и жизни детей;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- активизировать речевую деятельность детей, формировать умение обосновывать свои ответы [6, с.21].

-

2 неделя

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (в обр. К.Ушинского)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;

- учить понимать и оценивать характер и поступки героев;

- воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки [14, с.52].

Развитие речи

«Творчество народов планеты Земля»

Задачи:

- поддерживать интерес к чтению;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [7, с.41].

Развитие речи

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Задачи:

- учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения;

- познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»;

- уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения;

- подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи;

- учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы [12, с.82].

3 неделя

«Витамины на грядке и на дереве»

Обучение грамоте

«Буква О ои звук[о]

Задачи:

- формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита;

- развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности [8, с.36].

Чтение художественной литературы

Татьяна Волгина «Урожайная»

Задачи:

- поддерживать интерес к литературе;

- развивать певческие умения;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи [14, с.150]

Развитие речи

Пересказ от лица литературного героя рассказа Носова «Огурцы»

Задачи:

- помочь детям понять главную идею произведения: брать чужие вещи без спроса плохо, это называется воровством;

- развивать умение устанавливать связи причинно-следственного характера: поступки одного человека всегда имеют последствия для других людей;

- развивать умение встать на позицию литературного героя, глубже понять его чувства, переживания, мотивы поступков и донести их до слушателей;

- развивать умение пересказывать текст от лица литературного героя: переструктурировать текст произведения с позиции одного героя (находить начало и конец его истории, события, в которых он мог участвовать);

- развивать умение объективно оценивать пересказы своих товарищей, отмечать наиболее успешные и не очень удачные моменты пересказа, аргументировать свою оценку [10, с.102].

-

4 неделя

«В мире вещей»

Чтение художественной литературы

Сергей Махонин «Старшая группа»

Задачи:

- поддерживать интерес к литературе;

- учить выразительно читать стихотворение наизусть, чувствовать ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию [14, с.2]

Развитие речи

«Инструменты»

Задачи:

-развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения;

- развивать речь детей, умение общаться, активизировать мыслительную деятельность;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь детей (рубанок, пила, молоток, клещи, топор, долото, плотник, строитель, инструменты) за счет расширения представлений об инструментах;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- поддерживать желание высказываться по собственной инициативе;

- развивать первоначальные представления о средствах языковой выразительности;

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста [6, с.32].

Развитие речи

Н.Носов «Живая шляпа»

Задачи:

- учить детей понимать юмор ситуации;

- уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;

- учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа[12, с.93].

Ноябрь

1 неделя

«Игрушки»

Обучение грамоте

«Буква Ии и звук [и]»

Задачи:

- формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита;

- совершенствование навыка слияния гласных;

- совершенствование фонематических представлений, воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и];

- развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности [8, с.40].

Чтение художественной литературы

 Ольга Высотская «Детский сад»

Задачи:

- познакомить детей со стихотворениями о  детском саде;

- поддерживать интерес к литературе;

- продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть [14, с.3].

Развитие речи

«Игрушки»

Задачи:

- упражнять в умении строить высказывание с использованием сложного предложения: «Я считаю что…», «Мне кажется, что Саша…», «На мой взгляд…»;

- воспитывать умение делать нравственный выбор [10, с.85].

-

2 неделя

«День матери»

Чтение художественной литературы

Марина Цветаева «У кроватки»

Задачи:

- познакомить детей с произведением Марины Цветаевой;

- рассказать о биографии знаменитой русской поэтессы;

- продолжать формировать интерес к литературе [14, с.182].

Развитие речи

«Самый родной человек»

Задачи:

- знакомство с детской литературой

- поддерживать интерес к чтению:

- учить анализировать поступки людей, проявлять заботу о семье [7, с.78]

Развитие речи

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Задачи:

-связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;

- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения(антонимов)(глубокая - мелкая, большой – маленький, высокий - низкий) многозначных слов (глубокий – мелкий);

- закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);

- учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница) [11, с.58].

3 неделя

«Профессии»

Обучение грамоте

«Буква Т и звук [т]»

Задачи:

- ознакомление с буквой Ти звук [т] ;

- формирование умения находить её среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней;

- развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности [8, с.44].

Чтение художественной литературы

Яков Аким «Неумейка»

Задачи:

- учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений,  взаимосвязь описанного с реальностью;

- формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание;

- продолжать знакомить детей с профессией почтальона[14, с.213].

Развитие речи

«Кто что делает?»

Задачи:

- расширить знания о различных профессиях, поддерживать интерес к чтению;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- развитие речевого творчества, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [7, с.71].

-

4 неделя

«Мой город»

Чтение художественной литературы

Янина Силинская «Мой город»

Задачи:

- учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию;

- формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Развитие речи

«Улица широкая»

Задачи:

-расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностями;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- поддерживать интерес к чтению;

- активизировать умения отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения, составлять рассказы;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- обогащение активного словаря[7, с.49].

Развитие речи

Составление рассказа на заданную тему

Задачи:

-связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова,  сходные по звучанию [11, с.48].

Декабрь

1 неделя

«Моя родина - Россия»

Обучение грамоте

«Пройденные буквы и звуки»

Задачи:

- закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами;

 - развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности [8, с.48].

Чтение художественной литературы

М.Исаковский «Слава народу»

Задачи:

- продолжать учить выразительно и интонационно считать поэтические произведения;

- формировать чувство любви к своей стране, к своему народу.

- поддерживать интерес к чтению литературы, побуждать анализировать литературное произведение [7, с.56].

Развитие речи

«Наша родина – Россия»

Задачи:

- знакомство детей с картой мира, место России на карте, крупными городами на карте России, крупными реками России, национальностями, живущими на территории России, с искусством русского народа, символикой России, народными праздниками на Руси;

- обогащение активного словаря новыми словами [10, с.115].

-

2 неделя

«Зима»

Чтение художественной литературы

Иван Никитин «Встреча зимы»

Задачи:

- учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

- упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы [14, с.125].

Развитие речи

«Увлекательное путешествие в зимнее царство»

Задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- способствовать осознанному желанию и умению детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения;

- обогащать словарный запас детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о видах (проза и поэзия), о многообразии жанров;

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;

- уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи;

- развивать мышление, умение анализировать и сравнивать;

- воспитывать интерес к живой природе [6, с.73].

Развитие речи

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Задачи:

-связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий;

- словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слов;

- учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш];

- закрепить умение делить слова на части – слоги[11, с.64].

3 неделя

«Мы – друзья зимующих птиц»

Обучение грамоте

«Буква П и звук [п]»

Задачи:

- знакомство с буквой Ппи звук [п];

- формирование умения находить её среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней;

- развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей и тонкой моторики;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливым;

- воспитание любви к природе [8, с.51].

Чтение художественной литературы

Зинаида Александрова «Новая столовая»

Задачи:

- учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любовь к птицам, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения [14, с.129].

Развитие речи

«Покормите птиц зимой»

Задачи:

- учить устанавливать разнообразные связи в природе;

- учить фантазировать, развивать образное представление;

- расширять знания детей о птицах;

- формировать умение обобщать, классифицировать (перелетные птицы, зимующие);

- расширять словарный запас (скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, журавли, воробьи, сороки, вороны, голуби, дрозды, свиристели, синицы, снегири, клесты, чечетки) через участие в словесно-речевых играх;

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения;

- развивать доказательную речь детей (речь-рассуждение);

- развивать эмоциональную сферу детей через формирование у них навыков нравственного поведения (забота о птицах, оказание им помощи в трудное зимнее время);

- воспитывать любовь к художественному слову;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей живой природе [6, с.41].

-

4 неделя

«Новый год»

Чтение художественной литературы

Михаил Пляцковский«Новогодний хоровод»

Задачи:

- поддерживать интерес к чтению стихотворений о любом празднике;

- продолжать учить выразительно и эмоционально читать наизусть стихотворение [14, с.132].

Развитие речи

«К нам приходит Новый год»

Задачи:

-углубить представления детей о сезоне – характерных признаках зимы, особенностях зимней природы, зимних праздника;

- развивать формы монологической речи – составление описательных рассказов по представлению, повествовательных рассказов из личного опыта;

- развивать речевое творчество детей – составление писем, описание новогодних подарков, костюмов, сочинение сказок о животных;

- воспитывать желание и умение поддерживать праздничное настроение у себя и у других, придумывать веселые конкурсы, загадки, викторины[10, с.114].

Развитие речи

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:

-связная речь: учить передавать художественный текс связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;

- словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных);

- закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, руковичек, варежек);

- обратить внимание на форму изменения глагола хотеть;

- звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов [11, с.61].

Январь

2 неделя

«Каникулы»

Чтение художественной литературы

Иван Суриков «Детство» (отрывок)

Задачи:

- познакомить с биографией и творчеством известного русского писателя Ивана Сурикова;

- продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворения [14, с.126]

Развитие речи

«Прогулка в зимний лес»

Задачи:

-развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни и характерах людей;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- систематизировать и закреплять представления детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, формировать умение соотносить следы животного, который их оставил;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- формировать коммуникативные и рефлексивные навыки, ассоциативное мышление;

- воспитывать самостоятельность, инициативность;

- воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому [6, с.87].

Развитие речи

«Составление рассказа на тему скороговорок»

Задачи:

-связная речь; учить самостоятельно составлять короткий рассказ на тему скороговорок;

- словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу;

- учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: учить различать на слух звука [з] и звука [ж],подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо) [11, с.70].

3 неделя

«Народная культура и традиции»

Обучение грамоте

«Пройденные буквы и звуки»

Задачи:

- закрепление пройденных букв и умение читать слоги и слова с ними;

- развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, мелкой моторики, осязания;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, желания быть справедливыми;

- воспитание любви к природе [8, с.55].

Чтение художественной литературы

«Русские народные песенки и потешки»

Задачи:

- уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначениях пословиц, поговорок;

- учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки [14, с.9].

Развитие речи

«Сказка ложь – да в ней намек»

Задачи:

- знакомство с книжной культурой;

- поддерживать интерес к художественной литературе;

- совершенствовать умение пересказывать литературные произведения с опорой на сюжетные картинки;

- воспитывать любовь к книгам, языку, желание говорить правильно;

- обогащение активного словаря[7, с.193].

-

4 неделя

«Спорт»

Чтение художественной литературы

Виктор Драгунский «Друг детства»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с жанром литературы – рассказом;

- учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания [14, с.183].

Развитие речи

«Олимпийские игры»

Задачи:

- развивать знания об Олимпийских играх и их истории, умение составлять сюжетные рассказы по картине, внимательно выслушивать рассказы сверстников;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [7, с.165].

Развитие речи

Составление рассказа на тему: «Игры зимой»

Задачи:

-связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

- словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением;

- звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделяя голосом из фразы отдельные слова;

- обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче;

- учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове[11, с.67].

Февраль

1 неделя

«Дикие животные»

Обучение грамоте

«Буква Нн и звук [н]»

Задачи:

- знакомство с буквой Нн;

- формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней;

- формирование понятия о предложении;

- развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности [8, с.57].

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Заяц - хваста» (в обр.А.Толстого)

Задачи:

- вспомнить известные русские народные сказки;

-  познакомить со сказкой «Заяц – хвата»», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения;

- развивать  умение  отличать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 сказочные   ситуации от реальных;

- пополнить лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи;

- проявление интереса к сказкам с нравственным содержанием[14, с.20]

Развитие речи

«Зайцы»

Задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений детей о живой природе – обитателях леса;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием;

- учить составлять сюжетный рассказ по картине;

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, оценивать рассказ, аргументируя свою оценку [6, с.63].

-

2 неделя

«Домашние животные»

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обр.А.Тостого)

Задачи:

 - учить детей чувствовать и понимать целесообразность исполнения в произведении выразительно-изобразительных средств;

- обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение;

- воспитывать: доброту, трудолюбие, внимание к окружающим [14, с.37].

Развитие речи

«Мои домашние животные »

Задачи:

- расширение представлений детей о домашних животных: об их внешнем виде, повадках, особенностях роста и развития, способах ухода за ними;

- развитие символического мышления – умения использовать символы для передачи содержания  (работа со схемами и моделями, детское моделирование);

- расширение словаря, развитие связной речи: отражение связей о приспособлении животных к среде обитания, строении и способах питания и т.д.);

- учить составлять описательные рассказы на основе представлений, на наглядной основе;

- учить составлять повествовательные рассказы из опыта, сочинять загадки о животных, составлять схемы загадок;

- воспитание заботливого отношения

к животным, ответственности за состояние домашних животных  [10, с.112]

Развитие речи

Пересказ сказки «Петух и собака»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц;

- словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака;

- учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения;

- учить ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;

- учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме [11, с.74].

3 неделя

«День защитника Отечества»

Обучение грамоте

«Буква Мм и звук [м]»

Задачи:

- ознакомление с буквой Мм;

- формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита;

- формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой;

- формирование представления о предложении;

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания,  общей и тонкой моторики, координации речи с движением;

- воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности[8, с.62].

Чтение художественной литературы

Ирина Гурина «Военный праздник»

Задачи:

- учить торжественно и выразительно читать стихотворение про военный праздник – день мужчин;

- воспитывать любовь и заботу к близкому человеку - папе [14, с.141].

Развитие речи

«Сильны и могучи защитники России»

Задачи:

- расширить представления детей о военной истории России, о нравственных качествах, присущих воинам;

- поддерживать интерес к рассматриванию фотографий и иллюстраций о военных и воинской службе;

- развивать умение слушать рассказы воспитателя об исторических героях России, давать обоснованные ответы на вопросы педагога;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества, интерес к русской военной истории;

- воспитывать чувство гордости, сопереживания, симпатии к воинам и воинской службе [10, с.115].

-

4 неделя

«Морские обитатели»

Чтение художественной литературы

Мария Клокова «Рыбка плавает в водице»

Задачи:

- продолжать учить наизусть стихотворения известных авторов;

- учить рассказывать громко, выразительно, с интонацией;

- формировать интерес к чтению поэтических литературных произведений[14, с.149]

Развитие речи

«На морском дне»

Задачи:

- расширить знания об обитателях морского дна;

- познакомить с литературными произведениями разных жанров на морскую тематику;

- владение речью как средством общения [7, с.171].

Развитие речи

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Задачи:

- связная речь: продолжать учить связно,  последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;

- словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением;

- звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом)[11, с.24].

Март

1 неделя

«Международный  женский день»

Обучение грамоте

«Пройденные буквы»

Задачи:

- совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита;

- упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами;

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания,  общей и тонкой моторики, координации речи с движением;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности[8, с.66].

Чтение художественной литературы

Татьяна Волгина «Наступает мамин праздник»

Задачи:

- поддерживать интерес к чтению стихотворений о любом празднике;

- продолжать учить выразительно и эмоционально читать наизусть стихотворение[14, с.142]

Развитие речи

«Моя мама»

Задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста [6, с.99].

-

2 неделя

«Транспорт. Правила дорожного движения»

Чтение художественной литературы

Борис Житков «Как я ловил человечков»

Задачи:

-  продолжать знакомить с жанром литературы -  рассказом;

- помочь понять скрытые мотивы поведения героев;

- побуждать рассказывать о своем отношении к героям, способствовать умению рассуждать;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- воспитывать добрые отношения. [14, с.184].

Развитие речи

«Красный, желтый, зеленый»

Задачи:

- развивать у детей интерес к художественной литературе и познавательным статьям;

- мотивировать на запоминание прослушанного содержания;

- стимулировать речевое творчество детей;

- учить составлять рассказ по заданной теме с опорой на личный опыт, по вопросам, внимательно выслушивать рассказы сверстников ;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [7, с.271].

Развитие речи

Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

Задачи:

- связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;

- словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок;

- ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования [11, с.111].

3 неделя

«Международный день театра»

Обучение грамоте

«Буква Кки звук [к]»

Задачи:

- формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней;

- формирование представления о предложении;

- развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности [8, с.69].

Чтение художественной литературы

А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»

Задачи:

- продолжать знакомить с творчеством А.Толстого;

- вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё;

- продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей;

- развивать речетворческие способности детей.

Развитие речи

«В гостях у сказки»

Задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

- развивать представления об особенностях жанра сказки и о некоторых ее признаках (композиция, средства языковой выразительности);

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы;

- учить детей только при помощи мимики и жестов исполнять роль;

- упражнять детей в умении распознавать и изображать различные эмоциональные состояния;

- формировать представление о театре;

- развивать внимание, умение слушать и понимать услышанное;

- побуждать эмоционально откликаться на воображаемые события;

- воспитывать интерес к сказкам [6, с.67].

-

4 неделя

«Международный день птиц»

Чтение художественной литературы

Иван Белоусов «Весенняя гостья»

Задачи:

- учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации радость от прихода весны и возвращения перелетных птиц[14, с.114].

Развитие речи

«Птицы»

Задачи:

- закрепить знания детей о птицах, о характерных признаках весны;

- обогащение активного словаря, развитие грамматически правильной речи [7, с.226].

Развитие речи

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей»

Задачи:

- учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию;

- учить понимать образные выражения [12, с.135]

Апрель

1 неделя

«День космонавтики»

Обучение грамоте

«Пройденные буквы»

Задачи:

- закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита;

- развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности [8, с.73].

Чтение художественной литеры

В. Баруздин  «Первый в космосе»»

Задачи:

- поддерживать у детей интерес к стихотворным произведениям, историческим событиям в нашей стране;

- мотивировать на запоминание прослушанного стихотворения;

- воспитывать любовь к книге.

Развитие речи

«Ю.А.Гагарин – первый космонавт»

Задачи:

- воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно:

- способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;

- стимулировать речевое творчество детей;

- создать условия дл развития речевого творчества детей;

- вычленение и составление рифмованных слов, отгадывание загадок [7, с.252].

-

2 неделя

«Международный день детской книги»

Чтение художественной литературы

Валентин Катаев «Цветик-семицветик»

Задачи:

- подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини;

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

- развивать речь, память, логическое и творческое мышление;

- развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку).

- воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;

- способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь [14, с.97]

Развитие речи

«Экскурсия в библиотеку»

Задачи:

- закрепить с детьми названия знакомых книг, имена известных авторов;

- расширить знания детей о профессии библиотекаря;

- обогащать словарь словами: наборщик, печатник, переплетчик;

- учить подбирать однокоренные слова, слова-антонимы;

- развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику;

- развитие грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой

- воспитывать любовь, бережное отношение к книгам [7, с.234].

Развитие речи

Литературная викторина «Наши любимые книги»

Задачи:

- закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм;

- формировать образность речи детей, умение понимать переносное знание пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации [12, с.125].

3 неделя

«Безопасность на улице»

Обучение грамоте

«Пройденные буквы»

Задачи:

- закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди букв алфавита, читать и составлять слоги и слова с ними;

- развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности [8, с.77].

Чтение художественной литературы

Шарль Перро «Красная шапочка»

Задачи:

- знакомство с писателем Ш.Перро  (краткая биография);

 - знакомство со сказкой  Ш.Перро «Красная Шапочка» – чтение сказки;

-  продолжать учить пересказыванию детьми сказки ;

- - развивать чувственное восприятие через понимание литературных образов.

Развитие речи

«Почему это случилось?

Задачи:

- упражнять в рассматривании сюжетных картинок проблемного содержания, установлении причинно-следственных связей и их отражения в речи;

- развивать умение дополнять предложение, передавая смысл [10, с.95].        

-

4 неделя

«День Земли»

Чтение художественной литературы

Лев Модзалевский «Времена года»

Задачи:

- продолжать учить выразительно читать стихотворение, чувствовать напевность языка;

- формировать образную речь;

- воспитывать любовь к природе[14, с.113].

Развитие речи

«Путешествие по экологической тропе»

Задачи:

- познакомить с разными породами деревьев;

- упражнять в звуковом анализе слов;

- учить чувствовать напевность поэтического языка;

- развивать фонематический слух;

- обогащение активного словаря;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [7, с.318].

Развитие речи

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

- словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из знаний;

- активизировать в речи названия профессий и действий;

- учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии [11, с.106].

Май

Май

Май

Май

1 неделя

«День Победы»

Обучение грамоте

«Пройденные буквы»

Задачи:

- совершенствование умения узнавать и различать правильно или неправильно написанные  и «зашумленные» пройденные буквы;

- упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами;

- развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, ловкости, подвижности;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности [8, с.81]        

Чтение художественной литературы

Тимофей Белозеров «День Победы»

Задачи:

- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

- закреплять умение выразительно читать стихотворения;

- развивать способности восприятия и анализа литературных произведений [14, с.145].        

Развитие речи

«День Победы»

Задачи:

- закрепить знания детей о ВОВ и празднике 9 Мая;

- знакомство с книжной культурой, владение речью как средством общения [7, с.284].        

-

2 неделя

«Цветы и травы»

Чтение художественной литературы

Алексей Толстой «Колокольчики мои..»(отрывок)

Задачи:

- учить осмысленно, запоминать стихотворный текст, выразительно читать, передавая интонационно: выделяя логические паузы, ударение; чувствовать настроение, ритмичность стихотворения;

-  развивать память, внимание, речь;- - воспитывать умение оценивать свою работу[8, с.81].        

Развитие речи

«Лекарственные растения»

Задачи:

- уточнить знания детей о лекарственных растениях;

- упражнять в отгадывании загадок о лекарственных растениях;

- дать знания о правилах сборе лекарственных растений, запомнить правила их сбора;

- развивать умение слушать рассказ воспитателя на тему «Ядовитые растения», с познавательным интересом рассматривать иллюстрации с изображением ядовитых растений;

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, координацию речи с движением;

- воспитывать заботливое и бережное отношение к живой природе [7, с.321].        

Развитие речи

Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна»

Задачи:

- учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений;

- обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы и антонимы;

- формировать образную речь;

- умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры;

- развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность

[12, с.132].        

3 неделя

«Мир насекомых»

Обучение грамоте

Закрепление пройденного материала

Задачи:

- закрепление умения узнавать и различать правильно или неправильно написанные  и «зашумленные» пройденные буквы;

- упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами;

- развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, ловкости, подвижности;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Чтение художественной литературы

К.Чуковский «Муха-цокотуха» Задачи:

- проявление интереса к слушанию литературных произведений;

- при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

- воспитание желания знакомиться с творчеством К.Чуковского[14, с.77].

Развитие речи

«В гостях у Лесовичка»

Задачи:

- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

- использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;

- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

- формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые;

- расширить знания детей о меде, его полезных свойствах;

- развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты);

- воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому [6, с.107]        

-

4 неделя

«Лето»

Чтение художественной литературы

Валентин Берестов «Веселое лето»

Задачи:

- поддерживать у детей интерес к стихотворным произведениям, историческим событиям в нашей стране;

- мотивировать на запоминание прослушанного стихотворения;

- развивать интонационную выразительность речи [14, с.119]        

Развитие речи

 «В гостях у бабушки в деревне»

Задачи:

- обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомой сказки;

- расширить представления детей о домашних птицах и животных, уточнять, какую пользу они приносят человеку;

- учить детей самостоятельно составлять загадки о домашних птицах и животных;

- формировать умение составлять истории творческого характера;

- совершенствовать коммуникативные навыки, умение отвечать на поставленные вопросы;

- развивать умение перевоплощаться в заданного героя, выполнять его действия в соответствии с текстом;

- воспитывать доброжелательность и открытость в общении [6, с.132]        

Развитие речи

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

Задачи:

- учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства  в тексте и соотносить их с содержанием;

- учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами [12, с.124].

2.4. Требование к результатам освоения программы

  • Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении совзрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
  • С интересом относится к аргументации, доказательству и широко имипользуется.
  • Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающимисловами и понятиями.
  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
  • Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основныекачественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука вслове.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.
  • Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения,устанавливает причинные связи.
  • Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематикии жанра, внимание к языку литературного произведения.
  • Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеетпредставления о некоторых их особенностях

3.Организационный раздел программы

3.1.Методическое обеспечение программы. Средства обучения  и воспитания

По программе образовательной области «Речевое развитие» используются следующие материалы и оборудование:

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- фланелеграф;

- компактная стереосистема «Panasonic»;

- двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски);

- говорящие ручки «Знаток»;

- словари и книги к комплекту говорящих ручек;

- набор магнитных букв;

- интерактивная игрушка -  кукла «Настя»;

- домино «Противоположности»;

- учебно-наглядные пособия: наглядный и демонстрационный материал, (тематические наборы карточек различной тематики, сюжетные картинки, набор иллюстраций Ю.Васнецова к потешкам и т.д.);

- развивающие игры: «Протипоположности», «Кто чей малыш»;

- развивающие и обучающие игры: «Профессии»; логические цепочки: «Мама и малыш», «Найди общее», «Что из чего?», «Парные картинки (учим буквы)» и др.

- уголок «Наша библиотека»: стенд с художественной литературой различной тематики, энциклопедии, портреты писателей;

- кукольные театры по разным сказкам: бибабо, перчаточный, деревянный настольный театр «Репка, театр на фланелеграфе, набор из мягкого материала – детский театр «Курочка Ряба»; перчаточные куклы.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -  утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. М.: Сфера, 2016. 96 с.
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019.  352 с.
  4. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 160 с.
  5. Гоголева Н.А., Маханева М.Д., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. 96 с.
  6. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа 5-6 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 160 с.
  7. Ефанова З.А., Симонова О.В., Фролова О.А. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2016. 331 с.
  8. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 256 с.
  9. Силантьева С.В.  Игры  и упражнения для свободной  двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб.:Детство-Пресс, 2013. 208 с.
  10. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2017. 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)
  11. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет (программа, конспекты занятий, методические рекомендации,  педагогическая диагностика). М.: Сфера, 2019. 272 с.
  12. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий.  М.: Сфера, 2003. 224 с.
  13. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. СПб.: «Литера», 2015. 96 с.
  14. Юдаева М.В. Хрестоматия для старшей группы. М.: Самовар, 2015. 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности 2 старшей группы для детей от 5 до 6 лет за 2015-2016 г

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности (5 – 6 лет) на 2016/2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.Пояснительная записка........................................................................................................... ……31.1  Цели Рабочей Программы...........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности старшей  группе общеобразовательной направлености на 2016 - 2017 учебный год...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе

Данная программа создана в соответствии с новейшими требованиями ФГОС...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе "Фантазеры" Общеразвивающей направленности на 2016-2017 год

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе "Фантазеры" Общеразвивающей направленности на 2016-2017 год...