Роль художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников
консультация

Нестеренко Ирина Алексеевна

В данном сообщении проианализирована роль художественного слова в духовно-нравтвенном воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_soveta_pedagogov.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР – детский сад № 21 «Надежда»

адрес: РФ, 142800, Московская область, г.о. Ступино, ул. Горького, владение 69

8 496 64 2 45 95,  Описание: umschlag_318-11676ds21_nadejda@mail.ru        http://ds21nadejda-stupino.edumsko.ru/

ДОКЛАД

для совета педагогов  

«Роль художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Подготовила

Учитель-логопед

Нестеренко И.А.

г. Ступино

2021 год.

       

         Приобретение первоначального опыта поведения, отношения к сверстникам и близким, к окружающей природе, к своей Родине, в том числе, к малой Родине, нормам морали происходит в дошкольные годы и под чутким руководством взрослых, окружающих ребенка.

        При условии правильного воспитания удается предупредить процесс накопления ребенком отрицательного опыта, предотвратить развитие нежелательных навыков и привычек, что может оказать неблагоприятное воздействие на формировании его нравственных качеств.

        Среди основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста на первый план выходит формирование нравственных чувств, положительных навыков, нравственных представлений, мотивов и привычек поведения. 

        Важнейшую роль в вопросе формирования нравственных суждений и духовных ценностей у дошкольников играет художественная литература. Во время прослушивания литературного произведения ребенок занимает особую позицию, как бы оказывается внутри самого произведения. Ему необходимо сразу же выделить положительных и отрицательных героев, при этом безоговорочно приняв их позиции. Ребенок всегда стремится подражать любимому герою. Таким образом, при прослушивании литературных произведений возникают механизмы нравственной идентификации. При этом происходит обогащение личного опыта ребенка, так как он переживает описанные события, в которых сам даже не участвовал. Личностное отношение к герою является определяющим моментом в оценке того или иного персонажа.

         Говоря о теме «Добро и зло» огромную роль в формировании нравственного воспитания играют народные сказки. Добро в сказках всегда представлено в образе главного героя, наделенного такими качествами, как смелость, ответственность, доброта, скромность, трудолюбие, ум и находчивость. Отрицательная моральная сторона поступков отрицательных героев сказок вызывает у ребенка резкий протест и возмущение. Дошкольники сознательно делают свой выбор в пользу положительных героев и совершения добрых поступков. Проведение последующих бесед осуществляет помощь в более детальном разборе содержания литературного произведения, особенно на этические темы.  В последующем, дети с удовольствием инсценируют понравившиеся им произведения. 

          Работая над темой «Семья и семейные традиции», происходит ознакомление дошкольников с настоящими ценностями семьи, среди которых нужно упомянуть любовь к родственникам, уважение к старшим, заботу и помощь близким людям. Кладезь семейных ценностей кроется в пословицах и поговорках. Это особый жанр, где кратко и очень точно оцениваются различные жизненные позиции. В добрых пословицах о семье дошкольники узнают о нравственных нормах общества, о семейных ценностях. Пословицы и поговорки учат сохранять мир и гармонию в семье, уважать старшее поколение, по-доброму относиться к младшим. В пословицах и поговорках заложена мудрость о том, что семья должна быть дружной, что в ней должны царить мир и покой.

           Период дошкольного возраста, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для воспитания любви к родному городу или краю. В этом возрасте дошкольники отвечает доверием взрослому, им присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. 

             Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие прослушанных художественных произведений способствует переносу вызванных эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств. Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Знакомство детей с двором, улицей, микрорайоном закладывают начало формирования у детей представления о родном городе, его устройстве, достопримечательностях. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

           Художественная литература является одним из важнейших средств всестороннего и гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Художественное слово способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...

Консультация "Роль художественного слова в духовно-нравственном воспитании детей"

В современном мире мы все  чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием мультфильмов, компьютерных игр у детей ис...

Консультация для родителей и педагогов "Роль художественной литературы в духовно - нравственном воспитании"

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...