Проект
проект (старшая группа)

Лычагина Наталья Ивановна

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа, через народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русские народные игры331.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

                  Проект

« Русские народные игры».

                                                   

                       

Вид проекта: оздоровительный,  познавательный, коммуникативный.

Продолжительность: один год

Участники: дети  разновозрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность темы:

Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, тренируют реакцию и координацию движений.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье детей.

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа, через народные игры.

Задачи проекта:

-формирование у детей целостного отношения к национальной культуре,

традициям и играм русского народа;

-формирование представлений о разнообразии народных игр.                                                         -развитие двигательных навыков дошкольников, познавательных способностей детей через представления об обычаях русского народа,                                                                                             воспитание  интереса  к русским народным играм

Предполагаемый результат:

Пробудить интерес к народной игре. Если первый шаг к ее постижению будет успешным, то обязательно появится желание более глубоко изучить игровой фольклор, историю игры, народную культуру в целом.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап:

1.Изучение, материалов по данной теме,  изучение методической литературы:
Литвинова И. Н. «Детские народные подвижные игры».
«Русские народные подвижные игры».
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе».
Михайлова М. А. «Народные традиции, игры, развлечения»
.

Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.

просмотр сайтов в Интернете.                                                                                       2.Подбор материала, игр по теме.

3.Составление картотек.

4.Разработка  перспективного плана

2.  Основной Этап: 

-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотек русских народных игр;                                                                  - изготовление масок и костюмов;

- изготовление атрибутов;

 Ознакомление  детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр

3.  Заключительный этап:

1.Музыкальное развлечение

2.Картотеки  русских народных игр, считалок, закличек

3.Консультация для родителей «Русские народные игры».

4.Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.

Материально – техническое сопровождение проекта:

1.Развивающая среда.

2. Музыкальные  игрушки.  

3.Мультимедийное оборудование.

4. Аудио, видеоматериалы.

5. Костюмы, декорации к развлечению.

6. Атрибуты для  игр.

Результат:

У детей возникло желание участвовать в играх, внести их в повседневную жизнь. Дети стали активно использовать в речи потешки, считалки, поговорки, прибаутки. Научились преодолевать неудачи, радоваться успеху других, сформировалось умение постоять за себя, чувство справедливости. Развилась эмоциональная сфера ребенка – дети знакомы с основными видами эмоций – радость, удивление, обида, печаль, со способами их проявлений.  «Однако даже если ребёнок и не познает, а лишь «прикоснется» к миру народной игры, свое доброе дело она сделает».

Приложение№1

Русские народные подвижные игры

1.   "Курочки"

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки.  Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?"

Петушок: "А какая она у тебя?"

-"Рябенькая, а хвостик черненький".

- "Нет, не видел".

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кшш! Кшш!"  Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.

Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила:

1.Курочки бегут в дом только на слова: "Кшш! Кшш!"

2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встает на ее пути.

Указания к проведению.

Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга. Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур)  или пробегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест  (на скамейку).

 

 

 

 

2.                             "У медведя во бору".

Играющие выбирают медведя,  определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

"У медведя во бору                          Медведь постыл,

Грибы, ягоды беру!                          На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила:

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песню.

2.Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Указания к проведению.

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки.  Медведь из берлоги должен выбираться (перебираться через бревно, вылезать из ящика, корзины).

 

3.                                        

"Лошадки".

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т.д.

На слова ведущего: "Лошадки, в разные стороны!" - кучер отпускает вожжи, и  лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: "Найдите своего кучера!" - они как можно быстрее  находят своего кучера.  При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Правила.

1.Лошадки должны точно выполнять все команды.   

2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получают штраф - к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Указания к проведению.

Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения.  Поэтому, когда игра проводится впервые,   роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: "Кучер, найди своих лошадок!"

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняют роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

 

4.                                   "Гуси - лебеди"

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси- лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: "Гуси - лебеди, домой!"

Гуси отвечают: "Серый волк под горой!"

-" Что он там делает?"

-"Сереньких, беленьких рябчиков щиплет".

- "Ну, бегите же домой!"

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила.

1. Гуси могут лететь домой, а волк ловит их только после слов: "Ну, бегите же домой!"

2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке. 

«Мышеловка».                

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

"Кошка и мышка"

Играющие перед началом игры выбирают  кошку и мышку, берут друг друга за руки  и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Кошка старается  войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней, она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают ее в круг. Когда кошка проберется в круг, дети сразу же  открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают  в круг, а играющие  выбирают новых кошку и мышку.

Правила.

1. Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом.

2. Играющие открывают ворота только для мышки.

Указания к проведению:

Если кошка долго не может поймать мышку, выбирается новая пара.

 

 "Жмурки"

Играющие выбирают "кота", завязывают ему глаза  платком, он теперь жмурка. Подводят его к двери и поют:

- Иди, кот, на порог,

Где сметана и творог!

Повернись пять раз,

Лови мышек, а не нас!

После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (далеко отходить и прятаться нельзя). Если кот  подойдет близко к какому-нибудь предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: "Огонь!" Когда кот ("Жмурка") поймает кого-либо их детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

 "Море волнуется"

Дети разбегаются  по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1м, и каждый свое место обозначает кружочком. Водящий ходит между играющими, выполняя разные движения.  Он подходит к играющим и со словами "Море волнуется", кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя те же движения.   Так играющие все уходят со своих мест.  Водящий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: "Море спокойно".  Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел  занять кружок, становится  ведущим.

 "Прятки с домом"

На игровой площадке очерчивается дом.  Выбранный детьми водящий  встает  около  дома, закрывает глаза и ждет, пока все спрячутся.  По сигналу  идет искать детей.  Каждого найденного  он  громко называет по  имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к дому, водящий его догоняет и старается  запятнать.  Запятнанный  игрок становится  водящим.

По ходу игры бывает так, что найденный успел  добежать  до  дома незапятнанным, тогда водящий снова водит, а играющий  прячется со всеми  вместе. 

 "Дедушка Рожок"

Дети по считалке выбирают "Дедушку".

- По божьей росе,

По поповой полосе,

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку - "Дедушке", отводится "дом".  Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от "дома", у них - свой "дом".

Дети:

- Ах, ты дедушка Рожок!

На плече дыру прожег!

Дедушка:

- Кто меня боится?

Дети:

- Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 3-4 не пойманных играющих.

 "У бабушки Маланьи"

Дети идут хороводом, приговаривая:

- У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами!   (показывают)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так...

Дети воспроизводят движения в соответствии со словами.

 "Мельница"

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

- Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

На последнем слове песни все должны остановится и стоять не шевелясь.  Кто упадет  или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый, он и выигрывает.

 "Лиса и куры"

Дети изображают кур.  Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм.  Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается  к курам. Петух громко кричит: "Ку-ка-ре-ку!" Куры убегают, взлетают на насест  (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним.  Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2-3кратного проведения игры,  выбирают других детей на роль петуха и лисы.

 

 

                                     

Игры с прыжками

 

 "Воробушки   и  кот"

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встает в середину круга.  Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

 "Аисты и лягушки"

Дети делятся на две группы - "Аисты" и "Лягушки" и располагаются на противоположных сторонах площадки.  "Аисты" стоят на одной ноге, а "Лягушки" прыгают к ним со словами:

- На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг-скок,

Догони-ка нас, дружок!

"Аист"  догоняет "Лягушек". На следующий раз дети меняются ролями.

 "Родничок"

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья.   Все поют:

-  Разлился родничок,

Золотой рожок.  У-у-ух!

Разлился ключевой

Белый, снеговой. У-у-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды.  Но при этом каждый мешает своему соседу.  Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

 

                                    Малоподвижные  игры

 

 "Баба Яга"

По считалке выбирается "Баба Яга".  Затем на земле рисуется круг. "Баба Яга"  берет в руки ветку - помело и становится в центре круга.

Дети бегают по кругу и дразнят:

- Бабка Ежка - костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит:

- "У меня нога болит!"

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла она на базар

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку

Испугала зайку!

"Баба Яга" скачет из круга  на одной ноге и старается коснуться детей своим помелом.

 "Зайцы и лиса"

Выбирается лиса, остальные дети - зайчики.  Дети выполняют движения в соответствии со словами:

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки.

Зайки - побегайки! (дети - зайки прыгают,   бегают по залу)

Сели зайчики в кружок

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки!

(Дети - зайчики присаживаются и выполняют имитационные движения  по тексту).

Вот бежит лисичка -

Рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки,

Зайки - побегайки.

Лиса бежит между детьми, с окончанием слов  догоняет детей.

 "Огородник"

В центре большого круга ставят "пенек" (стульчик), в круге складывают колышки (или  игрушки, обозначающие овощи).  Все играющие стоят за кругом. "Огородник" сидит на пенечке и тешет "колышки", при этом приговаривает:

- На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород ращу.

С окончанием слов, играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки (овощи).  Ребенок,  до которого дотронулся "огородник", выбывает из игры.  Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

"Молчанка"

Перед началом игры все играющие произносят песенку:

- Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Когда скажут последнее  слово, все должны замолчать.  Ведущий старается рассмешить играющих  движениями, смешными словами, шуточными стихотворениями.  Если кто-то засмеется  или  скажет слово, он отдает ведущему фант.  В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения.  Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. 

Правила.

Ведущему не разрешается дотрагиваться  руками  до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

«Колечко».

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

             

Игры тренинга "Русские забавы"

(Составитель К. Ю. Гуляева).

  1. Игровая.

Задачи: объединение участников группы;  развитие эмпатии;  развитие сотрудничества.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находиться ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

-У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

Они не пили и не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становиться ведущим.

Правило игры: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

  1. Пчелки и ласточка.

Задачи: развитие саморегуляции; подчинять дейсвия по правилам.

Играющие – пчелы – летают на полянке и напевают:

- Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

  • Ласточка встанет, пчелку поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры: пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

3. Молчанка.

Задачи: развитие произвольности поведения; развитие саморегуляции; способность к самовыражению.

Перед началом игры все играющие произносят певалочку:

- Первенчики, червенчики, летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

  1. Ляпка.

Задачи: развитие саморегуляции; действие по правилам; способность к установлению контакта.

Один из играющих водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая:

- На тебе ляпку, отдай ее другому!

Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Вятке. А в смоленской области в этой игре ловящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" – "У тетки". – "Что ел?" – "Клецки". – "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становиться водящим.

Правила игры: водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящего.

  1. Заря.

Задачи: развитие сотрудничества; развитие саморегуляции; внимание к действиям другого;  развитие эмпатии.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ленты голубые, кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет на плечо одному из играющих, который, заметив это, берет ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, останется без места, становится зарей. Игра повторяется

Правила игры: бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

  1. Почта.

Задачи: развитие произвольности поведения; развитие саморегуляции; развитие самовыражения; развитие эмпатии.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

 - Почта!

- Откуда?

- Из города…

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий набирает пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Правила игры: Задания могут придумывать и сами участники игры.

  1. Змейка.

Задачи: развитие эмпатии; развитие самовыражения; развитие сотрудничества; умение чувствовать других.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу. Делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила игры: 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. 2. Точно повторять движения ведущего. 3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Чтобы игра проходила веселее, надо учить детей придумывать интересные ситуации, например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота. Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.

8. Челночок.

Задачи: умение чувствовать другого; развитие эмпатии.

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

Правила игры: 1. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. 2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.

Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на высоте плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробежать под ними. Более сложный вариант – когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например, шарик в ложке, или покатывают рукой впереди себя большой мяч.

9. Салка.

Задачи:· действие по правилам; развитие саморегуляции.

Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает: "Я осалил тебя, ты осаль другого!" Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет слова.

Вариант. Водящий ловит кого-то и у пойманного спрашивает: "У кого был?" – "У тетки". – "Что ел?" – "Клецки". – "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становиться водящим. Игра повторяется.

Правила игры: 1. Водящий бежит только за одним из игроков. 2.Участники игры должны внимательно наблюдать за сменой водящего.

  1.  Стадо.

Задачи: развитие произвольности поведения; развитие саморегуляции; чувство взаимопомощи.

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

  • Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры: 1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. 2. Волк овец не лови, а салит рукой. 3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

  1.  Перебежки.

Задачи:  развитие саморегуляции; развитие интереса к совместным играм.

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними 10-20 метров. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит ведущий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить пробегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой большее число игроков в конце игры.

12. Здравствуй, сосед!

Задачи: развитие сотрудничества; развитие саморегуляции; развитие эмпатии.

Играющие делятся на две равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скаут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: "Здравствуй, сосед!" Тот, к кому обращается, отвечает: "Здравствуй!" – и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.

13. Фанты.

Задачи: развитие  интереса к совместным играм; развитие самовыражения.

Ведущий обходит играющих и говорит:

  • Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, что бы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Ведущий ведет примерно такой разговор: "Что продается в булочной?" – "Хлеб". – "Какой?" (Ответ). "А какой хлеб ты больше всего любишь: черный ил белый?" (Ответ). "Из какой муки пекут булки?" (Ответ). И т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает ведущему фант. В конце игры, все, кто остался без фанта, выкупают его.

14. Веревочек.

Задачи: раазвитие способности подчиняться правилам; развитие сотрудничества.

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг,  и берет веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, он сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила игры: 1. Играющие должны держать веревку двумя руками. 2. По ходу игры веревка не должна подать на землю.

15. Летит – не летит.

Задачи: объединение участников группы; действие по правилам; развитие интереса к совместной деятельности.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимает пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант.

Иногда играют так: все становятся в круг и при названии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет, не летающий, все игроки стоят на месте.

16. Море волнуется.

Задачи: развитие произвольности поведения; умение чувствовать другого.

По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: "Море волнуется". Играющие встают и бегают вокруг стульев. "Море утихло", говорит водящий, и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.

Правила игры: 1. Играющим не размещается бегать близко около стульев. 2. Занимать свободное можно только после слов: "Море утихло".

17. Дятел.

Задачи: объединение, раскрепощение участников группы.

Дети собираются на площадке, выбирают водящего – дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу, и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы[1]*

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает: "Мне не скучно одному, кого хочу, того возьму".

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

18. Солнце и месяц.

Задачи: развитие сотрудничества; развитие эмпатии.

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не слышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руки на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря, шла, шла рябая,

Шла она лугом, вела детей кругом

Старшего, меньшого, среднего большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: "К кому хочешь – к солнцу или месяцу?" Играющий также тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

19. Жмурки на местах.

Задачи: развитие произвольности поведения.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: "Где стоишь?" – "На мосту" – "Что продаешь - "квас" – "Ищи три года нас!" После слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать.

Правила игры: дети пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на коленки или четвереньки. Найденный игрок становится жмурокй только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

20. Дед Сысой.

Задачи: развитие сотрудничества; развитие эмпатии; развитие невербальных средств общения; развитие самовыражения.

По жребию выбирают отгадчика – деда Сысоя. Остальные игроки отходят в сторону, договариваются, что будут ему показывать, как будут с ним объясняться. Затем все подходят к отгадчику, кланяются:

- Здравстуй, седой, дедушка Сысой!

Не тряси бородой, словно веничком,

Не стучи клюшечной, словно ступочкой.

А послушай, что мы скажем!

Да смотри, что мы покажем!

21. Заводила.

Задачи: развитие сотрудничества; развитие эмпатии; развитие умений соотносить свои действия согласно правилу игры.

Играющие образуют круг, став к центру. Водящий, выбранный по жребию, отходит в сторону, т.к. не должен видеть, кого выберут заводилой.

Задача заводилы – показать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него повторять играющие: хлопать в ладоши, приседать, грозить кому-либо пальцем и т.д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же затевает каждый раз новое движение. После того как сменяться три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него. Если водящий ошибочно назовет кого-либо заводилой, игра продолжается. Но после трех ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним местами.

Правило игры: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

22. Круги.

Задачи: объединение, раскрепощение участников группы; развитие эмпатии; развитие сотрудничества.

По жребию выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие, держась за руки, ходят вокруг стоящего посередине водящего, при этом приговаривают:

- Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись,

 Отвечай поскорей,

 Отгадать поторопись.

Затем, играющие останавливаются, а водящий ощупывает их головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становиться водящим.

Правило игры: если водящий не смог угадать три раза, его сменяют новым водящим по жребию или по выбору.

23. Дрема.

Задачи: развитие умений действовать по правилам; развитие сотрудничества; развитие эмпатии.

Считалкой выбирается водящий – "дрема". Он садиться на корточки в центре и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают:

Сидит дрема, сидит дрема,

Сидит дрема со своей дремотой (2 раза).

"Дрема" должен исполнять все, что говорят играющие:

Встает дрема, встает дрема,

Встает дрема со своей дремотой (2раза).

"Дрема" встает, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не отрывая глаз:

Ходит дрема, ходит дрема,

Ходит дрема со своей дремотой (2раза)

Ловит дрема, ловит дрема

Ловит дрема со своей дремотой (2раза).

Как только произнеслось последнее слово, все игроки разбегаются по комнате, а "дрема" ловит их с закрытыми глазами. Если пойманный игрок назван правильно, он становиться "дремой", и игра продолжается.

Правила игры: 1. "дрема" не имеет права ловить ребят, пока не сказаны, последние слова приговори. 2. нельзя подглядывать, чтобы угадать пойманного игрока

24. В слепые Олены.

Задачи: развитие эмпатии; развитие взаимопонимания.

Жеребьевкой выбирается водящий, которому завязывают глаза. Это – "слепая Олена". Водящий встает лицом к стене, спиной к играющим. Рядом встает один из участников, а остальные расходиться по комнате. Оставшийся около "слеой Олены" вызывает одного из играющих, называя его каким-нибудь придуманным именем. Тот подходит к "слепой Олене" и слегка хлопает ее по спине. Стоящий рядом спрашивает "слепую Олену", кто ударил. Если "слепая Олена" отгадывает, ударивший становится водящим.

25. Жгуты (вариант).

Задачи: объединение участников группы.

Водящий, выбранный с помощью считалки, отворачивается от играющих, одну руку закладывает за спину ладонью вверх. Каждый из играющих ударяет его слегка пальцами по ладони. Если водящий отгадывает, кто ударил его по ладони, то ударивший становится водящим.

26. Узнай – кто.

Задачи: развитие эмпатии; развитие сотрудничества.

Водящий, выбранный считалкой, отходит в сторону и отворачивается от остальных. Один из играющих подкрадывается к нему сзади и закрывает глаза. Водящий должен на ощупь узнать, кто закрыл ему глаза, и назвать по имени.

Правило игры: водящий находиться в этой роли, пока не узнает кого-нибудь из играющих.

27. Молчаливое собрание.

Задачи: действие по правилам; развитие самовыражения; развитие взаимопонимания; развитие мимики, пантомимики.

Играющие усаживаются в круг. Каждый говорит соседу что-либо на ухо (например, "кошка" или стирать белье). Затем играющий встает и изображает мимикой и жестами сказанное ему соседом. Остальные должны угадывать. Засмеявшийся при этом платит фант.

28. В короли.

Задачи: действие по правилам; развитие самовыражения; развитие мимики, пантомимики.

Один из играющих по желанию или по жребию избирается королем или паном. Остальные участники – работники. Они сговариваются, на какую работу будут наниматься. Сговорившись, подходят к водящему и говорят: "Здравствуй, король!" – "Здравствуйте". – "Нужны вам работники?" – "Нужны". – "Какие?" Играющие знаками показывают какую-либо профессию. Король должен угадать, кого изображают работники. Если король правильно назвал профессию, работники убегают, а он должен их догонять. Если профессия названа неправильно, показывают второй, третий раз, пока король не догадается.

Правила игры: 1. Обговаривается площадь, на которой можно ловить убегающих. 2. Подбирать профессию, которую можно изобразить с помощью жестов.

29. Двое слепых.

Задачи: развитие сотрудничества; развитие эмпатии.

Двое играющих с завязанными глазами изображают слепых. Остальные, взявшись за руки, становятся вокруг них. Один слепой ловит другого, причем тот, который ловит, спрашивает все время партнера, о чем либо, а партнер, откликнувшись или ответив на вопрос, быстро меняет место. Игра продолжается, пока первый слепой не поймает второго. Затем слепые выбирают на свое место других. Каждый слепой дотрагивается до одного из участников и, задав какой-нибудь вопрос, старается по голосу узнать его. Если отгадывает, тот становится на его место, если нет, то слепой подходит к другому участнику и снова пытается отгадывать.

Правило игры: следить, чтобы дети не подсказывали.

30. Со вьюном хожу.

Задачи:  объединение участников группы.

Дети становятся по кругу, лицом в центр круга, держа руки за спиной. Выбирается водящий, который с вьюном (жгутом) в руках находится с внешней стороны круга.

Со вьюном я хожу,

С золотым я хожу

Я не знаю,      

Куда вьюн положить.  2 р.

Положу я вьюн,

Положу я вьюн,

Положу я вьюн              2 р.    

На правое плечо.          

Я к молодцу (я ко девице),

Я к молодцу

Я к молодцу иду, иду, иду.

Поклонюся, да и прочь пойду.

Водящий запевает первый куплет и спокойным шагом проходит мимо детей.

Последние две строчки подхватывают все дети.

Водящий незаметно вкладывает вьюн в руки одного из играющих.

Дети продолжают песню, а водящий продолжает движение, но уже без вьюна.

Водящий входит в круг, не торопясь, подходит к любому из играющих и кланяется.

С окончанием пения выбранный участник игры входит в круг (его место занимает водящий) и старается, глядя на детей, угадать у кого из них находится вьюн. Дети незаметно передают вьюн от одного к другому. Выбранный ребенок указывает на игрока, у которого, по его мнению, находиться вьюн. Играющий должен при этом показать свои руки. Если в них действительно окажется вьюн или вьюн упадет, то этот играющий должен начать игру сначала.

Считалки старинные

Во многих играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой - челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке. Дети очень любят шутливые, веселые стихи считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд, один из них выходит на середину, громко, четко выговаривая слова, произносит на распев считалку.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

 Катился горох по блюду.

Ты води, а я не буду.

 Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое,

А детишкам по лаптишкам!

 Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

мы помчимся, ты постой!

Тара-бара,

Домой пора

Ребят кормить

Телят поить,

Коров доить

Тебе водить!

 Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар!

За морями, за горами,

За железными столбами.

На пригорке теремок,

На двери висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Приложение 2

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  НОД С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИГРАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ.

Основные принципы,

используемые при разработке перспективного годового плана:

Организовывать деятельность детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно.

  • Решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности.

  • Уметь неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавлять их активности, быть партнером по общению.

  • Предоставлять детям возможность самим увидеть проблему и найти способы ее решения.

  • Предусматривать возможность проявления отрицательных эмоций и вовремя ставить им «противовес».

  • «Видеть» каждого ребенка, ощущать  его внутреннее состояние, уважать его  индивидуальность.

  • Не только учить детей предлагаемым программами движениям, но и создавать  на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка.

Средняя группа

Сентябрь

 Ознакомление с инвентарем: «снежки», кубики, «цветочки», кольца.

 Ограниченная опора: ходьба по дорожке; ходьба с заданиями перешагнуть, подлезть, перепрыгнуть; прыжки  на двух ногах.

 Прыжки: на двух ногах, по следам, через «ручеек».

4. Диагностика: бег 30 м, прыжки с места, метание, гибкость.

5. Игры: «Зайцы и волк», «Перелет птиц», «Кролики», «У медведя во бору».

6. Общеразвивающие упражнения (ОРУ): «снежки», «кубики», без предмета.

Октябрь

1. Катание: ногой, головой, одной рукой; в воротики, в цель; ногами в положении сидя; по дорожке, по доске, вверх по доске.

2. Бросание: вдаль различными способами; через шнур; от груди в обруч, кольцо, шину на полу; вверх и ловля; об пол и ловля; попытки отбивания.

3. Фитбол.

4. Игры: «Ловишки с обручем», «Воробышки и кот», «Мышеловка», «Поезд».

5. ОРУ: с мячом.

Ноябрь

  1. Лазанье: вверх, вниз; с пролета на пролет; с перелезанием через предмет; с предметом в руке; с пролета на пролет спиной; по наклонной лестнице.
  2. Упражнения у стенки: стойка на  руках «зернышки»; флажок; вис на стенке - в образе банана, яблока, часов.

3. Прыжки: в длину с места; из обруча  в обруч; через барьеры, а также через  набивные мячи.

Перекаты: боком в группировке;  вперед-назад; кувырок вперед.

 Равновесие: ходьба по канату боком, «змейкой» по шнуру, по кирпичикам, массажерам, буму.

6. Игры: «Цветные автомобили», «Самолеты», «Спасение бобров», «Ловишки с лентами».

7. ОРУ: с кольцом, без предмета, у стенки.

Декабрь

  1.  Упражнения с мячом: ходьба по доске с прокатыванием мяча; катание мяча «змейкой»; бросок взрослому и ловля;  бросок в ряд обручей.
  2.  Упражнения на наклонной доске - ходьба вверх, вниз боком; в приседе;  влезание на четвереньках; «лягушка».
  3.  Упражнения на приставной лестнице: влезание, слезание; ходьба по рейкам на полу.
  4.  Упражнение на узкой доске: ходьба  по доске на высоте 50-60 см.
  5. Прыжки: через барьеры; с касанием предмета головой; с хлопком руками над шнуром.
  6.  Игры: «Гуси-гуси», «Лохматый пес»,  «Попрыгунчики-воробышки», «Наступи змее на хвост».
  1.  ОРУ, мяч, палка.

Январь

  1. Упражнение на гимнастической скамейке: ходьба; бег прямо, боком, спиной вперед, после вращения; с перешагиванием через кубики, палку, обруч; с движениями руками; на носках, пятках; в приседе; с заданием подлезть, перепрыгнуть; повороты; опора одной ногой на скамейку, другой на пол; запрыгивание; спрыгивание; ползание (как  «медвежонок», «лягушка», «черепаха», «рыбка», «трактор»).
  2. Скамейка + доски: ходьба по доскам, положенным на скамейки; перешагивание; перелезание; подлезание.

3. Скамейка + мяч: катание мяча по скамейке; ходьба по скамейке с прокатыванием по ней мяча; ходьба по полу с прокатыванием мяча по скамейке.

4. Рукоход: пролезание в пролеты; с пролета на пролет с двух сторон.

  1. Равновесие: ходьба по буму, массажерам.
  2.  Игры. «Воробышки и кот», «Перебежки с домом», «Караси и щука», «Чья  команда скорее построится».
  3.  ОРУ: на скамейке.

Февраль

1. Упражнение с мячом в парах: катание двумя и одной рукой; катание в положении стоя, сидя, лежа; в воротики  (ноги партнера); бросание друг другу  двумя руками снизу; с ударом об пол.

  1. Упражнения с обручем, катание обруча прямо; вращение на полу, руке; передвижение разных предметов с помощью  обруча.
  2. Упражнения с мячом (фронтально): бросок на дальность; толчок от плеча; подбросить-поймать; бросок об  пол; отбивание; прыжки с мячом между  ног; бросок в кольцо,

4. Упражнения в парах:  «тачка»;  прыжки через ноги партнера; перекаты;  ходьба, бег, кружение.

5. Упражнение «кувырок вперед».

  1.  Прыжок в длину с места.
  2.  Игры: «Гонка мячей по кругу», «Ловишки с мячом», «Птички в гнездышках».
  3.  ОРУ: мяч, обруч (под музыку).

Март

  1.  Упражнения на стенке: лазанье чередующимся шагом; влезание с предметом и бросок в цель; влезание по наклонной лестнице; ходьба рядом со  стенкой по узкой доске; с пролета на  пролет спиной.
  2.  Метание на дальность; в цель (вертикальная и горизонтальная); забрасывание.

3. Прыжки по «гусенице»; перепрыгивание через предметы; прыжки по кругам с целью найти свободный.

4. «Паутинка»: перешагивание, подлезание, перепрыгивание.

5. Гимнастические рамки: ходьба  между реек, ползание по рейкам.

  1.  Игры: «Охотники и звери», «Ловцы  обезьян». «Нападение акулы», «Ловишки с лентами».
  2. ОРУ; без предмета, с палками.

Апрель

  1. «Ералаш». Выполнение основных  движений (по желанию).
  2. Упражнения с мячом: катание в  цель, бросание в цель и кольцо.
  3. Упражнения с малым мячом, подбросить - поймать; об пол - поймать.
  1.  Игры: «Ловишки парами», «Кролики», «Перелет птиц», «Зайцы и волк».
  1.  ОРУ: под музыку.

Май

1. Метание: на дальность; в цель; метание мешочков, палочек.

2. Упражнения на шинах: перелезание; бег «змейкой»; спрыгивание.

3. Упражнения на полосе препятствий: бег, пролезание, перелезание: спрыгивание с возвышения.

4. Лазанье по лестницам с пролезанием через перекладины.

5. Прыжки по классам.

  1.  Игры: «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Хитрая лиса».
  2.  ОРУ без предмета.

Старшая группа

Сентябрь

1 .Диагностика: бег 30 м; метание мяча весом 1 кг; гибкость; координация.

2. Упражнения со скакалкой: пробегание под вращающейся скакалкой; прыжки с разбега по диагонали; прыжки с короткой скакалкой.

3. Бег со сменой ведущего; челночный; элементы игрового бега; бег по до  рожке; с ускорением.

4. Ознакомление с инвентарем-, кольцо, кубик.

5. Фитбол.

  1.  Игры: «Перелет птиц», «Хитрая лиса», «Спасение бобров», «Ловишки с обручем».
  2.  ОРУ: короткая скакалка, без предмета.

Октябрь

  1. Манипуляции с облегченным мячом, вращение вокруг шеи, туловища; передача из руки в руку, за спиной, над  головой.
  2. Бросание вдаль, сверху, от груди, снизу; через шнур (меняя высоту и расстояние); из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа); в обруч вертикальный, два обруча, кольцо; вверх + ловля; стоя, сидя, лежа двумя руками, од  ной; с хлопком; в движении; лежа на спине об пол + ловля; из различных положений; в ряд обручей; с хлопком; с поворотом; отбивание; катание; в цель.
  3. Упражнения на мяче, сидя на мяче,  прыжками продвижение вперед; ходьба с зажатым между ног мячом; катание мяча головой.
  4. Игры. «Ловишки с лентами», «Ловишки с мячом», «Удочка», «Ловишки парами».
  5. ОРУ: с мячом.

Ноябрь

  1. Кувырок вперед: перекаты боком,  назад-вперед; кувырок.
  2. Прыжки: в длину с места; через  барьеры; по «гусенице».

3. Равновесие-, ходьба по буму, кочкам,  рейкам лестницы, лежащей на полу.

4. Лазанье чередующимся шагом; одноименным способом; вспрыгивание и спрыгивание с пролета на пролет; на прямых руках; с поворотами; с пролезанием в обруч; с перелезанием через препятствие; спиной к стенке; перелезание через партнера; с переходом на об  ратную сторону рукохода.

5. Упражнения у стенки, вхождение в образ («летучая мышь»; зернышки); стойка на лопатках.

  1.  Групповые упражнения.
  2.  Упражнения со шнуром.
  3.  Игры: «Медведи и пчелы», «Котята и ребята», «Ловцы обезьян», «Прыгни—присядь».
  4.  ОРУ: на стенке, с гантельками, без  предмета.

Декабрь

1. Упражнения на наклонной лестнице, влезание; ходьба по рейкам с обязательной помощью взрослого.

2. Упражнения на наклонной доске: ходьба вверх, вниз; боком, прямо, спиной, вперед в приседе; влезание на четвереньках; как «лягушка»; «паучок», прыжками.

3. Рукоход: пролезание в пролеты лестницы.

4. Прыжки: через набивные мячи; спиной по следам; с хлопком.

5. Упражнения с мячом: катание  «змейкой»; по скамейке; по доске, вверх по наклонной доске; ловля с лета; бросок в стенку и ловля после отскока; ходьба по скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча; то же, но бросок о скамейку; бросок взрослому и ловля.

  1.  Упражнения с лентами.
  2.  Игры: «Караси и щука», «Волк во рву», «Баба Яга».
  3.  ОРУ: с резиновым бинтом, лентами.

Январь

  1.  Ходьба (различные виды).
  2.  Ходьба с заданиями: для рук, ног, с  перешагиванием,   перепрыгиванием подлезанием, пролезанием.

3. Прыжки: на скамейке; впрыгивание-спрыгивание; с опорой руками.

4. Ползание, передвижение в упоре.

  1.  Упражнения с предметами.
  2.  Упражнения в парах.
  3.  Использование двух скамеек.
  1.  Игры: «Ловишки с домами», «Акула»,  «Комары и лягушка».

9. ОРУ: на скамейке.

Февраль

  1.  Упражнения с мячом в парах: катание одной рукой; ногами сидя, стоя, лежа на животе; бросок снизу из положения стоя, сидя, стоя спиной; на дальность; одной рукой; с заданием - хлопок, поворот; бросок от груди из положения стоя, сидя, лежа на животе; на  дальность; бросок толчком одной рукой  от плеча; бросок сверху; на дальность; с  ударом об пол.
  2.  Упражнения с набивным мячом: на  дальность, с ударом об пол.
  3.  Упражнения с обручем: вращение  на полу, на руке; катание; катание в парах; пролезание; прыжки.
  4.  Упражнения в парах: «тачка», кружение.
  5.  Игры-. «Гонка мячей по кругу», «Ловишки с мячом», «Выбивала», «Питон».
  6.  ОРУ: в парах.

Март

1. Прыжки: в длину с места; в длину с  разбега; в высоту с места.

2. Гимнастические рамки: ходьба по  рейкам; между реек; боком; лазанье.

3. Круговая тренировка.

  1.  Игры-. «Колдуны», «День и ночь»,  «Удочка».
  2.  ОРУ: под музыку, с палками.

Апрель

  1.  Упражнения с мячом (в парах): два мяча одновременно; катание друг другу; с ударом об пол.
  2.  Упражнения с малым мячом, подбросить, поймать; с ударом об пол; в парах; катание в цель.
  3. Метание, в цель, вертикальную и  стоящую (лежащую) на полу; в движущуюся цель; на дальность.

4. Игры. «Спор зимы и весны», «Охотники и зайцы», «Наступи змее на хвост».

5. ОРУ: с лентами, с малым мячом.

Май

  1.  Упражнения со скакалкой: прыжки  с короткой скакалкой; прыжки с разбега по диагонали.
  2.  Метание: на дальность, в цель.
  3.  Упражнения с мячом у стены, бросок и ловля с ударом о землю и без; в парах.

4. Упражнения на полосе препятствий, шины; снаряды для лазанья беседка.

5. Игры: «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса», «Птицы в гнездах».

6. ОРУ: с мешочком, без предмета, в  кругу.

Приложение 3

Приобщение детей к здоровому образу жизни. Фольклорный праздник "Смех да веселье"

Целевые установки программы:

  1. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
  2. Через русские народные игры создать у детей эмоционально положительные основы для развития устойчивого эмоционального, уважительного отношения к культуре родной страны.

Скоморох:

Красные девицы, да добрые молодцы
Собирайтесь, наряжайтесь
На гулянье отправляйтесь!

(под русскую народную мелодию дети заходят в зал, свободно, как бы гуляя)

Скоморох:

Здравствуйте, проходите!
Будьте как дома
Давно мы вас ждем, поджидаем
Праздник без вас не начинаем.

Скоморох:

На Руси было несколько праздников. Связанных со встречей весны. Были торжественные, как Пасха. А были скромные, такие, как приходившийся на Великий пост день памяти Алексея – человека Божьего, или как этот праздник называли в народе – “Алексей – с гор потоки”. Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам.

  • Пришел Алексей – выверни оглобли из саней.
  • Покинь сани – снаряжай телегу.
  • Сверху течет, снизу течет.

Скоморох: А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
  2. Терпенье и труд все перетрут;
  3. Горька работа, да хлеб сладок.

Скоморох:

Весна – это всегда праздник! Это всегда радость. Ожидания солнышка, пения птиц, ярких цветов, звонких ручьев. Но весну не только ждут, но и встречают. Вы хотите поиграть, свою удаль показать?

Все тут готово для потех
Танцуйте, пойте, веселитесь
И пусть царит повсюду смех!
Собирайтесь все в круг
Будем вместе играть
Раз, два, три, четыре, пять.

Игра “Долгая Арина”

В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Долгая Арина
Встань выше овина
Рученьки сложи,
Чье имя – укажи.

(Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет)

Вдоль по караваю
Я иду, гуляю,
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю.

(Арина подходит к детям и пытается угадать имя)

Скоморох:

Как у наших у ворот
Стоит ряженный народ
А ребята удалые
В те ворота расписные
Змейкой быстрою бегут
Смех, забавы вам несут.

Игра “Золотые ворота”

Золотые ворота
Открывают не всегда
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается
А на третий раз
Не пропустим Вас!

Скоморох: А теперь узнаем, умеете ли вы водить хороводы.

(Дети считалкой выбирают зверей)

За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька – дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок – то стоит три,
А водить-то будешь ты.

Хоровод “Тень, тень, потетень”

Тень, тень, потетень, выше города плетень
Сели звери на плетень, похвалялися весь день
Похвалялися ежи: - У нас шубки хороши!
Похвалялись блохи: - И у нас не плохи!
Похвалялася лиса: - Всему свету я краса!
Похвалялся зайка: - Поди, догоняйка!
Похвалялся медведь: - Могу пенсии я петь!
Похвалялася коза – Я коза – дереза!
Разбегайся кто куда.

Скоморох:

Как известно всем, подружки
Мастерицы петь частушки
И вы, парни, не зевайте,
Девчатам тоже помогайте!

Частушки

Мы частушек много знаем
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких.

Все девочки поют:

Вы послушайте, мальчишки!
Вам частушки будем петь,
Только, чур, не обижаться
Из-за шуток не реветь.

Поглядите-ка, девчата,
Что на крыше деется.
Там Сергей в рожок играет, 
За соломку держится.

Мы с Егорушкой сидели
У куста малинова.
Сверху ягодка упала.
Придавила милого.

Я на саночки садилась
Меня Ванечка катал.
Я в сугробе оказалась
А Ванюшка убежал.

Мальчики поют:

Вы послушайте, девчата!
Вам частушки будем петь,
Только, чур, не обижаться,
Из-за шуток не реветь.

Ваша Катя маленька.
Чуть побольше валенка.
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.

Таню судит весь народ.
Что ленивая растет.
Она на это не глядит
И на печке все лежит.

Я на улице катался,
Трое саней изломал
Ворона коня замучил.
Но милашку покатал.

Все:

Мы парнишки и девчушки
Вам пропели все частушки
Глазками не хлопайте
Лучше нам похлопайте.

Скоморох: Продолжаем мы веселье, все бегом на карусели

Игра “Карусели”

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.

Скоморох: Приглашаю детвору на веселую игру.

Игра “Дрема”

В центре круга на стуле сидит Дрема. Дети взявшись за руки, идут по кругу и поют:

Сидит, сидит, Дрема
Сидит, сидит, Дрема
Полно, Дремушка, дремать
Пора Дреме выбирать
Ходит, ходит, Дрема
Ходит, ходит, Дрема
Выбирай, Дрема 
(выбирает, усаживает на стул сам садится на другой)
Сади, сади, Дрема
Целуй, Дрема!

Скоморох:

Но каждый праздник подходит к концу.

Давайте и мы, как ваши прабабушки и прадедушки в прежние времена. Сядем рядком. Поговорим ладком.

Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки.
Кто смышленый – погляжу.

Загадки

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает – 
Когда это бывает?

Что вниз вершиной растет?

Без рук, без топоренка построена избенка.

На заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.

Скоморох:

Праздник веселый удался на славу
Я думаю, всем он пришелся по нраву
Вы пели и играли
Очень я доволен вами
Вы, ребята, молодцы
Получайте леденцы.

Литература:

  1. Арбекин А. Русские частушки М, 1990
  2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Спб., 1998 г.


[1]* Житница – помещение для зерна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...