"Лэпбук, как инновационная технология в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья

Самойлова Виктория Владиславовна

В работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников можно использовать лэпбуки по следующим темам: «Моя семья. Мой дом», «Россия — Родина моя», «День Победы», «Достопримечательности и музеи нашего города», «День космонавтики». Новизна данной технологии заключается в том, что для дошкольников лэпбук — это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, раскрывающих себя при взаимодействии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.В. Самойлова

МАДОУ «Детский сад «Колосок», Тамбовский район, Е-mail: samoylova.vika68@ya.ru 

«Лэпбук, как инновационная технология в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание — процесс, направленный на пробуждение духовного потенциала ребенка. Я.А.Коменский, определяя задачи воспитания, утверждал, что на первом месте должно быть воспитание духовности, на втором — нравственности, на третьем интеллекта. Правильным воспитанием будет то, которое ставит высокие цели и направляет ребенка к Вечности. Только при такой педагогической устремленности можно реализовать цели и задачи духовно-нравственного воспитания, способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Основная цель современного российского дошкольного образования, а также одна из приоритетных задач в обществе и государстве – это воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и становление, а также развитие ответственных, высоконравственных, творческих, инициативных и компетентных граждан РФ [4, с. 261].

Дошкольный возраст, с точки зрения Л.И. Божович, отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, поэтому задача взрослого как «проводника» – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру была эффективной [2, с. 182].

Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры. К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечен и играет. В связи с этим утверждением каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы, технологии в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали их возрасту и наиболее эффективно решали бы педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Помочь в этом может инновационная игровая технология «лэпбук».

Лэпбук — самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по определенной теме и для определенного возраста.

Новизна данной технологии заключается в том, что для дошкольников лэпбук — это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, раскрывающих себя при взаимодействии.

В работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников можно использовать лэпбуки по следующим темам: «Моя семья. Мой дом», «Россия — Родина моя», «День Победы», «Достопримечательности и музеи нашего города», «День космонавтики». Информация в лэпбуках может быть представлена в виде загадок, стихотворений, раскрасок, сюжетных картинок, дидактических игр, информации в зависимости от выбранной темы и в соответствии с возрастом детей. Также дети открывают для себя интересный мир национального фольклора: песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. 

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» по духовно нравственному воспитанию в течение учебного года дает положительный результат. В детях пробуждаются такие чувства, как любовь и уважение к родной земле, родному краю, детскому саду, родной улице. И как следствие — к Отечеству.

Список литературы:

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» // Журнал «Обруч № 4. 2015.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 400 с.

3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф., 17 марта 2015г. Пермь: Меркурий, 2015. С. 162-164.

4. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2014. 253 с.

5. Коменский Я.А. Великая дидактика. – изб. пед. соч. М.: Учпедгиз. Гл. XXIII. 1955

6. Коневич С.В. Социально-личностное развитие дошкольника. М.: Детство-Пресс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

СООБЩЕНИЕ «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его...

"Инновационные технологии в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Опыт работы по инновационным технологиям в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В данном материале раскрыты инновационные технологие в духово-нравственном воспитании детей дошкоьнго возраста....

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...

Семинар практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей»

Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности....