Родительское собрание "Экологическая культура и наши дети"
консультация (средняя группа)

Узнать уровень экологической культуры у взрослых, беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_ekologicheskaya_kultura_1.docx60.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7

«Берёзка» города Новочебоксарск Чувашской Республики

Конспект родительского собрания на тему

«Экологическая культура и наши дети»

Выполнила: воспитатель

Горшкова Светлана Николаевна

Новочебоксарск 2020

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И НАШИ ДЕТИ»

Цель:

  • Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.

Задачи: 

  • Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
  • Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.
  • Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
  • Воспитывать потребность в охране окружающей среды, учить замечать в поведении людей негативное отношение к природе.

Демонстрационные материалы:

  • Набор карточек ;
  • плакаты с экологическими заповедями (смотри приложение 1);
  • тряпичные мешочки наполненные: лавандой, полынью, липой, пижмой, мятой, валерианой, макет нашей планеты, плакат стенгазет на тему экологии.
  • Плакат нашей планеты  и карточки;

До собрания родители заполняли анкету «Экологическая культура в семье». (Смотри приложение 2) и воспитанники прошли диагностику по методике С.Н. Николаевой для выявления уровня сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста (Смотри приложение 3).

Ход собрания:

«Рыбе - вода, птице - воздух,

зверю – лес, степь, горы,

а человеку нужна Родина,

и охранять природу – значит

охранять Родину».

Пришвин Михаил Михайлович

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы предлагаем обсудить важную тему «Экологическая культура и наши дети».

Что такое ЭКОЛГИЯ? (Ответы.)

Экология - наука о нашем общем доме, о планете Земля.

Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание, знание о доме. Дом - это наша планета Земля.

Что такое Экологическая культура?

Экологическая культура - осознанно правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей).

Человек и природа - одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

На сегодняшний день экологические изменения на нашей планете таковы, что они побуждают людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду, школе, институте.

Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой - равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев).

Коллективное обсуждение вопросов:

Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

  • Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
  • Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
  • Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
  • Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?
  • Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
  • Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Вы хотели бы отправиться в поход? Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но и поговорим и о бережном отношении к Земле - к дому, в котором мы живем.

Перед тем, как отправиться в путешествие наши дети нам напомнят заповеди поведения в природе. ( Смотри приложение 1)

А сейчас отравляемся в наше путешествие.

Первое задание «Расчистим родник:

Мы отправляемся в путь. Наш родник, который кормит и поит всех жителей леса засыпан сухими листьями, расчищая его, мы узнаем без чего невозможна жизнь на планете Земля. (Разбирая листья, родители составили три слова: СВЕТ ВОЗДУХ ВОДА).

Второе задание «Нужные вещи в походе»:

Для похода нам необходимы нужные вещи, сыграв в игру «ДА или НЕТ» мы узнаем насколько мы готовы, показываем картинки (смотри приложение 1):

  • В поход мы возьмем с собой кровать - НЕТ;
  • Кушать готовить будем в микроволновке - НЕТ;
  • Я маленький, да удаленький, стоит на меня взглянуть, и тотчас узнаешь путь. (Компас.) - Берем его с собой? - ДА;
  • Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен, можно в нем уху сварить, чай душистый вскипятить. (Котелок.) - Нужен нам он или нет? - ДА;
  • В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки - раздают всем огоньки. (Спички.) Спичек вдруг не оказалось к нам на помощь что придет? Бензин? - НЕТ;
  • Стекло или лупа? - ДА;
  • Места в нем довольно много. Он объездил кучу стран. Все берут его в дорогу, так как это - (Чемодан.) - берем - НЕТ;
  • Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак.) - ДА.

Третье задание:

В путь отправимся друзья, какая же погода ждет нас? В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

  • Ворон каркает к…. (дождю);
  • Обильная роса утром – погода днем будет…. (хорошая);
  • Воробьи купаются в пыли или в луже…. (будет дождь);
  • Ласточки летают низко над землей - к … (дождю);
  • Если мошкара вьется кругами - к … (хорошей погоде, лезет в лицо – к …. (дождю);
  • Идет дождь, на лужах пузырьки - о чем это говорит? (дождь будет идти долго).

Четвертое задание:

Мы с вами вышли на поляну, а как водится в сказке она не простая, а заколдованная, на ней растут растения, чтобы узнать, что это за растение необходимо отгадать загадку

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Догадались, о чем сейчас пойдет речь? Отгадывать растения мы будем не при помощи загадок, а с помощью наших помощников, органов чувств. (Предлагаются тряпичные мешочки наполненные: лавандой, полынью, липой, пижмой, мятой, валерианой. Если родители сомневаются, дети задают наводящие вопросы).

Пятое задание «Как вести себя в природе?»:

Природа хранит много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

Уважаемые родители, предлагаю Вам украсить нашу планету всем, чем вам захочется, перед вами всевозможные предметы и макет нашей планеты (смотри приложение 3), а юные эксперты, наши ребята дадут оценку вашим действиям. Объяснят и покажут, какой должна быть планета.

ДЕТИ: Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка - не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Уважаемые взрослые! Мы - дети, предлагаем вам украсить планету цветами, бабочками, птицами. Животными, деревьями.

Подведение итогов:

Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.


Приложение 1

Заповедь первая

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков.

Заповедь вторая

Не ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка

Для дерева - деточка.

Заповедь третья.

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Поэтому не стоит

Их в город забирать с собой.

Заповедь четвертая.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути -

Не обижай, а отойди!

Заповедь пятая.

Ты хотя ещё ребёнок,

Но ведь ты не поросёнок,

На поляне не сори,

За собой всё убери!

Заповедь шестая.

Не шумите в лесу, ребята,

Лесным жителям это неприятно!

Соблюдайте тишину,

Шум не нужен никому.

Заповедь седьмая.

Огонь в лесу не разводи,

Лес от пожара береги,

А коль развёл, учти:

Перед уходом затуши!

Заповедь восьмая.

Не рвите в лесу букеты,

Запомнить надо про это.

Пусть цветы растут в лесу!

Леса береги красу!

Заповедь девятая.

Птичьих гнёзд не разоряй!

И другим не позволяй!

Заповедь десятая.

Не топчи грибы ногами,

Пусть их много перед вами.

Гриб съедобный забирай,

Несъедобный - оставляй!

Заповедь одиннадцатая.

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Заповедь двенадцатая.

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны -

О них порежешься ужасно

Заповедь тринадцатая.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!


Приложение 2

Родителям было предложено 9 вопросов, на которые надо было отвечать да или нет.

Первый вопрос: Есть ли у Вас комнатные растения?

Второй вопрос: Помогает ли ребенок ухаживать за растениями?

Третий вопрос: Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

Четвертый вопрос: Помогает ли ребенок ухаживать за животными?

Пятый вопрос: Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

Шестой вопрос: Бываете ли вы с ребенком на природе?

Седьмой вопрос: Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

Восьмой вопрос: Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

Девятый вопрос: Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

Результаты ответов родителей представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты анкетирования родителей

В анкетировании приняло участие 17 родителей. После обработки анкет были получены следующие результаты: 59% (что составляет 10 опрошенных родителей) осведомлены об экологической культуре детей и воспитывают в них положительное отношение к миру природы; 36% (6 опрошенных родителей) имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологической культуре детей; 5% (1 опрошенный родитель) понимает, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.


Приложение 3

МЕТОДИКА С.Н. НИКОЛАЕВОЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика, разработанная С.Н. Николаевой и направленная на выявление уровня сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста.

Данная методика включила в себя 3 задания:

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается).

Инструкция: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) - живые? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода).

Инструкция: Педагог просит ребенка назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части и ответить на следующие вопросы:

1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?

2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).

3. Что нужно для того, чтобы растение росло?

4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

1. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

2. Где растут овощи (фрукты, цветы)?

3. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

4. Могут ли овощи расти в лесу?

5. Из чего выросли овощи (цветы)?

6. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали).

Задание 3.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания).

Инструкция: Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?

2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).

3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Оценка результатов деятельности за выполненное задание дается 1 балл; за невыполненное 0 баллов; за выполненное частично 0,5 балла. Баллы суммируются.

Высокий уровень (15 - 20 баллов) ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (9 - 14 баллов) ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (3 - 8 баллов) ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Результаты диагностики детей представлены на рисунке 2

Рисунок 2 – Результаты диагностики детей по методике

С.Н. Николаевой

Список литературы

  1. Григорьев С.П., Васильева Н.А., Кириллова А.А. Родительское собрание в детском саду: учеб.-метод. Пособие. – Чебоксары: Новое Время, 2017. – 176 с.
  2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  4. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"

У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"

Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Родительское собрание "Чем играют наши дети"

Родительское собрание для воспитателей средних групп...

Модель организации родительского клуба «Мы и наши дети».

Основным направление деятельности клуба является оказание медико-психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетент...

Родительское собрание «Наш сад. Наши дети. Наше будущее»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей....

Родительское собрание-игровой практикум «Наши дети — наше всё»

Тема: «Наши дети - наше всё»Цель: Сплотить родительский коллектив через игровые приемы.Задачи: Развивать доброжелательные отношения между родителями, воспитывать чувство люб...

Протокол родительского собрания "Чему научились наши дети" итоговое родительское собрание.

Протокол №4 родительского собрания 24.05.2022 "Чему научились наши дети" итоговое родительское собрание....