Музейная педагогика
консультация (подготовительная группа)

Для детей музейная педагогика - это пока игра. кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

        

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Грабатюк И.В.

Последнее десятилетие -  это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности  дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, т.е. установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

        Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

        Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребёнка. В музейной педагогике важно дать представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

        Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу, как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило к знаменательным датам в жизни страны.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, её рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций и выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Назначение мини-музея: вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. С точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Это подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству.

В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности:

*формированию художественных предпочтений;

*формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и объектами окружающей среды;

*формированию навыков визуальной культуры;

*развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера;

*развитию творческих способностей через овладение навыками материально- художественной деятельности.

Условия организации мини-музея:

*приоритетность регионального культурного наследия;

*интегративность знаний;

*удовлетворение потребностей в познании;

*диалогичность;

*развитие ребенка в деятельности;

*опора на эмоционально- чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы мини-музея:

*наглядные;

*практические;

*исследовательские;

*игровые;

*словесные;

*опрос населения, анкетирование;

*встречи с интересными людьми.

Принципы построения музейной экспозиции:

*научность;

*предметность;

*дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями разных возрастов.

Цели и задачи мини-музея:

*реализация направления музейной педагогики;

*обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

*обогащение познавательного процесса новыми формами;

*формирование у дошкольников представлений о музее;

*расширение кругозора;

*развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

*формирование проектно- исследовательских умений и навыков;

*формирование активной жизненной позиции;

*формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

*развитие творческого и логического мышления и воображения.

Формы работы:

*занятия;

*экскурсии;

*беседы;

*экспериментирование;

*прогулки-походы;

*развлечения, досуги.

        Любой музей имеет экспонаты и  одну или несколько экспозиций. Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения на выставке или в музее. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и вставленных по определенной системе. В основном экспонатами мини-музеев являются объекты живой или неживой природы. Но, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее могут выступать в качестве экспонатов творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

        Экспонат – главное учебное пособие в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Они должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание –  осмысливание – закрепление – применение.

В ходе подготовки экскурсии в мини-музей следует учитывать, что:

*информация должна быть объективной, научной, доступной;

*игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;

*эмоциональный фон усиливается постепенно;

*вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме;

*все экспонаты отбираются в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;

*заключительная часть должна включать вручение подарков, сюрпризов;

*длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей.

В мини-музее проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде:

*занятий-диалогов;

*занятий-сомнений;

*занятий-фантазий;

*занятий-путешествий;

*занятий-соревнований;

*занятий КВН.

Родители являются активными помощниками в создании мини-музеев. Это новая форма работы с родителями. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, акции в природе, совместные спектакли, рисунки. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Именно в этом возрасте происходит запечатления в себе внутреннего образа и внешнего поведения взрослых, т.е., как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир. При таком подходе не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная окружающая среда, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя.

Для детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто- то из них будет работать в настоящем музее.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...