Программа по краеведению для дошкольников "Родничок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Алексеева Елена Владиславовна

Программа по краеведению для дошкольников "Родничок" для организации кружковой работы в библиотеке и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnichok.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

МКУК ЦБС Ленинского района г. Новосибирска «Библиотека им. Бажова»

филиал «Библиотека им. М. И. Калинина»

Программа по краеведению для дошкольников

«Родничок»

                                                                                             Алексеева Е.В.

ведущий библиотекарь

                                                                                     г. Новосибирск 2021г.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Программа предназначена для детей 6-7 лет, рассчитана на 1 год обучения (36 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Цель программы: создать условия для расширения кругозора детей, развития познавательных способностей и формирования представлений о многообразии, красоте, культуре, истории нашей Родины.

Задачи:

1.познакомить детей с историей и  культурой  нашего города и края,

2. учить уважительно относится к жителям и труженикам нашего города,

3. расширять представления детей о климатических особенностях и природе Сибири,

4. развивать  познавательные и творческие способности через  дидактические игры и упражнения, а также различные виды продуктивной деятельности.

Курс призван ответить на многие «почему?» детей, обобщить уже имеющиеся знания, познакомить с основными правилами общения, дать первичные представления о разных науках: зоология, ботаника, география, история и др.

Занятия по строятся по принципу комплексных, включающих разные виды деятельности. Организационный момент занятия- это проблемная ситуация или сюрпризный момент.

В основной части: рассматривание, беседа, чтение, конструктивная или исследовательская деятельность; подкрепляемый дидактическими, развивающими, подвижными играми, упражнениями и плавно переходящий к следующему (рисование, лепка, аппликация, конструкторская деятельность).

Курс состоит из 4 основных блоков:

1.Я и мир людей.

2. Я и мир науки.

3.Я и мир вещей.

4. Я и мир природы.

Формы занятий:

1.Дидактические, музыкальные и подвижные игры.

2.Викторины, конкурсы, ребусы по пройденному материалу.

3. Просмотр видео и презентаций.

4.Ознакомление с печатными источниками: справочниками, газетами, журналами и т.д.

5.Продуктивная деятельность: рисование, лепка и т.д.

Контроль усвоения программного материала осуществляется через итоговые занятия в форме викторин и конкурсов.

Встречи проходят на базе детских садов, библиотеки и в режиме онлайн.

 Для проведения занятий наша библиотека заключает договор с детскими садами.

Уровни усвоения программы:

Низкий: интерес к предмету слабо выражен. Эмоциональный отклик возникает при побуждении взрослого. Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности. Основным при узнавании предметов является форма. Заинтересованность учебным материалом слабая. Информацию воспринимает по необходимости, не умеет делать элементарные выводы.

Средний: у ребенка есть интерес к предмету, бережно относится к природе, с гордостью говорит о своем крае, видит основные признаки объектов, замечает сезонные изменения в природе, может делиться своими  наблюдениями и впечатлениями. Основным при узнавании объекта является не только форма, но и цвет, и структура, видит связь между внешними признаками предмета и его назначением, может аргументировать свой ответ.

Высокий: ребенок активно интересуется предметом, эмоционально откликается на новый материал, с гордостью говорит о своем крае, видит основные признаки объектов, замечает сезонные изменения в природе, может делиться своими наблюдениями и впечатлениями. Самостоятельно ставит перед собой цель исследования и старается самостоятельно ее достичь. Способен сам делать выводы, стремится узнавать новое, имеет представления о разных отраслях науки: экология, история и пр.

Тематическое планирование

Сентябрь

1        Экскурсия «В гости к книгам».        Знакомство с залами и фондом библиотеки.        

2        Беседа «Что мы Родиной зовём». Чтение стихов сибирских поэтов.  Отгадывание и придумывание загадок о Новосибирске и Новосибирской области. Рисунок «Мой любимый город».        

3        Интерактивное занятие «Наши предки- Русичи. Путь в Сибирь.»

Встреча с Мишкой Чевостиком.

4        Беседа «Моя семья». Составление родословной. Рисунок «Моя семья».

Октябрь

1        Интерактивное занятие «Мой-дом моя крепость. (1-й понедельник октября- День Архитектуры.)

Просмотр и обсуждение презентации «Дома мира. Известные дома г. Новосибирска». Изготовление Домика.

2        Интерактивное занятие         «Семейный уклад наших предков». Обсуждение презентации, рассматривание книг.        

3        Громкие чтения «Быт и традиции разных народов в сказках Сибири.        Викторина по сказкам, просмотр мультфильма, рисуем героя народных сказок.

4        Интерактивное занятие «Как природа богатырей накормила». Обсуждение презентации «Тайга-кормилица». рассматривание круп, овощей и плодово-ягодных культур, отгадывание загадок о продуктах питания. Рисунок «Мой обед».        

Ноябрь

1        Мастер –класс «Русские народные игрушки». Рассматривание народных кукол. Изготовление куклы Пеленашки.        

2        Интерактивное занятие «Посуда наших предков».        Рассматривание посуды из дерева, лыка, бересты, керамики. Роспись посуды.        

3        Интерактивное занятие         «Сказки старого портного».        По книгам Константиновского М. «Как ткани ткут и нити прядут», Ушинского К.Д. «Как рубашка в поле выросла». Обсуждение презентации «Одежда народов Сибири», рассматривание ниток и материалов.        

4        Интерактивное занятие        18 ноября –День рождения Деда Мороза. Новый год в Новосибирске.        

Декабрь

1        Интерактивное занятие «Как появились Новогодние игрушки». Чтение и обсуждение историй о стекле, рассматривание витражей метро.

2        Интерактивное занятие        Русский народный костюм.         Просмотр и обсуждение презентации. Рассматривание костюмов Деда Мороза и Снегурочки.

3        Мастер-класс «День медведя».        13 декабря-День медведя. Просмотр и обсуждение презентации. Изготовление медвежонка.        

4        Познавательное занятие «День рождения Новогодней ёлки».        20 декабря- День рождения Новогодней ёлки. Рассматривание шишек хвойных растений, изготовление ёлочки в технике оригами. Чтение сказок стихов о ёлочке.        

Январь

1        Познавательное занятие «Метро-подземная дорога».        7 января-день Новосибирского метро.

Ребята узнают историю строительства метрополитена, вместе с Незнайкой спустятся в Новосибирское метро, вспомнят правила поведения на эскалаторе, на станции, при прохождении через турникет, прослушают отрывки из книг Л. Матвеевой «Шесть тетрадок», Н. Закусиной «Мой город золотой», посмотрят отрывки кинохроники о строительстве метро в Новосибирске. В конце занятия малыши нарисуют свой поезд для Новосибирского метрополитена.         

2         Громкие чтение         «Знакомство с Городовичком». Ребята прослушают отрывки из книги писателя- сибиряка Ю. М. Магалиф «Волшебный рожок или приключения Городовичка», нарисуют портрет главного героя книги, рассмотрят мягкую игрушку Городовичок. Из презентации узнают интересные факты об истории города Новосибирска.        

3 Рисуем герб города Новосибирска «Герб и флаг».        Ребята познакомятся с историей герба и флага, послушают отрывок из произведения Павлова С.П. "Неизвестные воспоминания о Царской семье" рассказ «Как хитрый старик императору соболя подарил и с собой его увез. Подарок сибиряка.», совершат видео прогулку по парку «Городское начало», рассмотрят герб Сибирской губернии и современный герб нашего города. В конце встречи ребята нарисуют герб города Новосибирска.

4        Литературная игра по сказкам Ю.М. Магалифа «Путешествие с Жаконей». 28 января –День памяти Ю.М. Магалиф. Дидактическая игра «Как Жаконя работу выбирал...»

Февраль

1        Познавательное занятие «Что такое наука. Путешествие в Академгородок». 8 февраля-День науки. Рисуем робота. Ребята послушают отрывок из произведения Зубкова Б. «Всё равно тебя поймаю» о пользе изобретений, побывают на фото экскурсии в Новосибирском Технопарке.

2 Краеведческий музей. История лампочки.        Фонари на улицах Новосибирска. Обсуждение и просмотр презентации и видео ролика. Изготовление фонарика.

3 Краеведческий музей. История часов.        Обсуждение и просмотр презентации и видео ролика. Дидактическая игра, «Который час», знаменитые часы Новосибирска.        

4        Викторина         «Вопросы и ответы» по интересным местам г. Новосибирска.                

Март

1 Мастер-класс «Самолёт».        Урок памяти «Земляк, которым мы гордимся …»        6 марта –День рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина.

2 Видео экскурсия «Новосибирский ипподром». Изготовление лошадки.

3 Видео экскурсия «Ботанический сад Новосибирска». Мастер класс- цветок.        

4 Познавательное занятие «Водоёмы Новосибирской области».        22 марта Всемирный День воды. Дидактическая игра рыбалка. Изготовление рыбки в технике оригами.        

Апрель

1        Познавательное занятие        Новосибирский зоопарк        Презентация познакомит с историей Новосибирского зоопарка. На занятии ребята прочитают отрывки из книг о животных, поиграют в дидактическую игру «Угадай-ка», отгадают загадки о животных и птицах, нарисуют своих любимых зверушек.        

2        Познавательная игра «Москва-столица нашей Родины».

3        Познавательное занятие «Города Сибири». Путешествие с Бибишкой.        

4        Виртуальное путешествие         «7 чудес России». Знакомство с самыми известными местами в нашей стране и озером Байкал.

Май

1        Экологическая тропа «Здравствуй, лес!»        Просмотр презентации, дидактическая игра по книгам А. Плитченко и Дмитриева Ю.Д. «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт».         

2        Познавательное занятие «Первые школы в Новосибирске».        24 мая – День славянской письменности.

3        Итоговое занятие «Умники и умницы»        

4       27-мая Всероссийский день библиотек. Праздник в библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"

Краеведение —  предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...

краеведческая азбука. Программа по краеведению для ДОУ

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...

фрагмент рабочей программы по краеведению

методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск

КРАЕВЕДЕНИЕ -  одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает  у детей сознательную любовь к  родному краю, как части  великой Родины - России....

Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".

Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...