Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе ДОУ.
материал

 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда в  старшей группе ДОУ.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС ДОО.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной;

-  трансформируемой;

-  полифункциональной;

-вариативной;

- доступной;

-  безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Построение предметно- пространственной среды в группе позволяет организовать самостоятельную деятельность детей и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую стимулирующую, организационную, коммуникативные функции.

 К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно- методические пособия, учебно-игровое оборудование. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

 Строго соблюдается требование безопасности предметно- пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Перечень уголков в старшей группе:

 

  1. Уголок природы
  2. Уголок изобразительной деятельности
  3. Уголок книги и  развития речи
  4. Уголок сюжетно-ролевых игр
  5. Уголок строительный
  6. Уголок ряженья и музыки
  7. Уголок  театральной деятельности                                          
  8. Уголок математики и  развивающих игр   
  9. Уголок ПДД
  10. Уголок психологическои разгрузки
  11. Уголок двигательной активности

 

Уголок природы

 Содержит в себе: различные виды комнатных растений  инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :

  • дидактические игры экологической направленности,
  • серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир»,
  • муляжи овощей и фруктов,
  • набор «домашние и дикие животные»
  • семена  растений,
  • иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,
  • иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод,
  • иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов.
  • коробки с природными материалами (шишки, желуди, крылатки, каштаны)

  Плакаты «Зимующие и перелетные птицы», « Съедобные и несъедобные грибы», «Планеты солнечной системы», «Времена года», дерево «Времена года»,лепбуки «Домашние животные» , «Дикие животные», «Весна»

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, схемы по уходу за растениями..

 

Уголок изобразительной деятельности

Материалы и оборудование:

 

  • трафареты, раскраски
  • краски, гуашь, кисти: круглые, беличьи, щетинистые
  • карандаши, мелки, фломастеры разной толщины
  • бумага: белая, цветная, тонированная
  • пластилин, салфетки
  • доски для лепки, стеки
  • губки, штампы, тампоны
  • тесто для лепки, кинетический песок

. предметы декоративно-прикладного искусства

  • баночки для воды
  • доски для рисования мелом
  • демонстрационные альбомы по лепке
  • палитры,раскраски
  • цветные карандаши
  • шариковые ручки, мольберт
  • альбом «Учусь рисовать»

 

 

Уголок книги и развития речи

Материалы и оборудование:

 

  • тумбочка для книг
  • книги, рекомендованные программой
  • энциклопедии
  • произведения народов других стран
  • методическое пособие «Герои русских народных сказок»
  • аудиозаписи разных сказок
  • картотеки произведений фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки)
  • дидактические игры (лото «Русские народные сказки», домино «Из какой сказки», дидактическая игра «Кто потерял?»)
  • сезонная литература
  • детские журналы
  • сюжетные и предметные картинки
  • азбука в картинках
  • альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года»,     «Азбука», «Детский сад»
  • схемы для составления рассказа
  • дидактические игры по развитию речи
  • серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий
  • магнитная азбука
  • схемы для пересказа произведений

 

Уголок сюжетно-ролевых игр

Материалы и оборудование:

 

  • атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Парикмахерская »
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница Доктора Айболита»
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автопарк»
  • контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
  • коляски для кукол
  • кухонный гарнитур (плита, мойка, стиральная машина)
  • кухонный столик
  • кукольная кровать
  • комод с вещами для кукол, телефон
  • игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний)
  • куклы в одежде девочек (средние)
  • комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол
  • контейнер с бросовым материалом, предметами – заместителями
  • набор овощей и фруктов (объемные муляжи)
  • сумки, корзинки, рюкзаки

 

  • контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Строители»

 

Строительный уголок

Материалы и оборудование:

 

  • конструкторы с разными способами крепления, лего
  • строительные инструменты (топор, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров)
  • настольный набор из мягких деталей
  • напольный строительный материал (пластмассовый )
  • наборы разных мелких игрушек (зверушки, куклы, елочки, грибки, машины различной величины)
  • демонстрационные картинки со строительными профессиями
  • небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников).
  • машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран) , корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога, луноход

 

Уголок ряженья и музыкальный уголок

Материалы и оборудование:

 

  • накидки, юбки, платки
  • головные уборы (фуражки, бескозырки, пилотки, каски, шляпы)
  • бусы разных размеров
  • шапочки, ленты, кокошники, короны, колпаки
  • музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино,  баян,бубен, губная гармошка

  • демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»
  • магнитофон
  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр)
  • атрибуты-маски к подвижным играм
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.)
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы)
  • султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки,
  • аудиозаписи  детских песенок ,звуки природы

  

Уголок математики и  развивающих игр

Материалы и оборудование:

 

  • лото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир»
  • дидактические игры: «Мы похожи», «Ребятам о зверях»,  «Расскажи свою сказку», «В мире  профессий», «Изучаем цвета», «Цветные колпачки»,  «Сложи картинку», «Части суток», «Ассоциации», «Сложи картинку». «Учимся сравнивать», «Наведи порядок»,  «Что, откуда, почему», «Сколько не хватает», «Время», «Во саду ли в огороде»,  «Чей это домик», «Уроки этикета», «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • кубики
  • пазлы
  • домино «Я считаю», «Цифры», «Игрушки», «Овощи, фрукты», Мой домик»
  • магнитная мозаика
  • мозаика обыкновенная (4 вида)
  • наборы геометрических фигур
  • счеты настольные, счетные палочки, карточки со схемами
  • счетный материал
  • часы
  • игры Воскобовича, кубики Никитина, соты Каие
  • шашки

 

 

Театральный уголок

Материалы и оборудование:

  • настольный театр по сказкам
  •  маски
  • пальчиковый театр
  • театр оригами
  • макеты домов-теремков
  •  театр на карандашах
  • куклы на руку
  • теневой театр
  • игрушки для настольного театра

 

Уголок по ПДД

Материалы и оборудование:

  • дидактические игры «Дорожная азбука», «Основы безопасности во дворе и на улице», домино «Дорожные знаки»,  «Каждый знак на свое место», «Специальный транспорт»
  • наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями)
  • настольный перекресток (набор маленьких дорожных знаков, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей)
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка)
  • макет «Дорога»
  • стол с рулем и педалями
  • дорожные знаки на подставке
  • настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами)

 

Уголок психологическои разгрузки:

Материалы и оборудование:

  • игрушки «антистресс»
  • корзинка с клубочками
  • коробочка «мирилка»,коврик «улыбнись»
  • баночка «злости»
  • рамочки эмоции, обезьянка с зеркалом
  • стена настроения
  • раскраски «антистресс»

Уголок двигательной активности

Материалы и оборудование:

   

  • обручи ,мячи
  • скакалки, бубен
  • флажки, мешочки с песком
  • ленточки,  султанчики
  • шапочки для подвижных игр
  • кегли, кубики    
  • кольцеброс
  • бадминтон
  • дартс на липучке
  • картотеки утренней гимнастики, подвижных игр ,гимнастики после сна, народных игр,дорожка для профилактики плоскостопия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...