Программа личностного саморазвития
материал (средняя группа)

Аржанова Татьяна Павловна

перспективный план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arzhanova_t._p_samoobr.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 436»

Программа профессионально – личностного саморазвития

педагога по теме:

«Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей среднего возраста через художественную литературу»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №436»

Аржанова Татьяна Павловна.

город Нижний Новгород

2020год

Пояснительная записка:                                                                                                                                                                            Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное развитие и взаимодействие с  окружающим его миром и миром эмоций, ,пробудить добрые чувства. Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать в ребенке желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому. В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание –великое дело: им решается участь человека».

. Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы социально-нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Однако художественная литература служит могучим, действенным средством умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание

Цель:                                                                                                                                                                                                              Разработка системы по формированию у детей пятого года жизни культуры поведения и дружеских взаимоотношений посредством ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

1) поиск новых форм, методов и технологий формирования культуры

поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста;

2) повышение уровня социально-коммуникативного развития детей

пятого года жизни посредством ознакомления с художественной

литературой;

3) формирование культуры поведения и навыков дружеского

взаимодействия на примерах из детских книг

 4)Создать условия для формирования у детей умения оценивать свои

поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.

5) Способствовать воспитанию культуры речи, умению вежливо

разговаривать со сверстниками и взрослыми.

6) Содействовать развитию интереса к художественной литературе.

Предполагаемый результат:

  1. Создание картотеки научных статей, опыта работы по данной теме педагогов.
  2. Накопление ценного практического опыта своей деятельности.
  3. Оформление собственных методических наработок в по данной проблеме.
  4. Выступление на семинарах, методических объединениях, мастер – классах, публикация статей в журнале.

Период с 01.09.2020 по 31.05.2021

Список литературы

.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.

1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.

2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.

4.Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.

6. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.

7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.

 

Месяц

Цель

Содержание работы

Формы представления результатов самообразования.

Сентябрь

1. Формирование информационной компетентности педагога, направленной на самостоятельный поиск знаний. 

2. Изучение научно-методической литературы, нормативно – правовой документации по вопросу формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений дошкольников.

3. Ознакомление с передовой практикой дошкольных образовательных учреждений.

1. Изучение нормативно – правовой документации:

закон «Об образовании», ФГОС ДО, 2. Изучение передового опыта из методических журналов, газет, сайтов, образовательных ресурсов.

 

1.Выписки высказываний ученых, педагогов о формирование культуры общения у детей пятого года жизни..

2.Составление терминологического словаря.

3.Оформление выдержек из статей нормативно – правовых документов.

4.Оформление картотеки научно – методической литературы, передовой практике коллег по вопросу формирования культуры общения у дошкольников.

Октябрь

1.Проанализировать образовательные задачи по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей посредством ознакомления с художественной литературой в рамках педагогического процесса.

2.Проанализировать уровень отношения родителей к конфликтным ситуациям между детьми.

1.Проведение диагностики по формированию таких качеств, как « общение и взаимодействие со сверстниками».

2.Дополнить понятийный словарь.

3.Проанализировать в рамках педагогического наблюдения сформированный уровень нравственных представлений у детей данного возраста.

4. Провести анкетирование родителей « Что такое дружба»

1Разработка создания «Дерево дружбы».

2. Дополнение терминологического словаря новыми понятиями.

3.Составление мониторинговых карт                                      4. Анкета: «Книга- лучший друг ребёнка»

Ноябрь - апрель

1.Поиск новых подходов, технологий  в организации образовательной деятельности с воспитанниками.

2. Овладеть способом создания оптимальных условий для развития дружеских отношений в группе между воспитанниками

3.Овладение новыми нетрадиционными формами работы с семьей.

4.Развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности.

1Поиск новых форм взаимодействия с родителями.

2Анализ РППС в группе и выявление недостающего материала.

3.Разработка плана обогащения РППС в группе.

4Разработка плана работы с детьми и родителя по данной теме.

5Дополнить терминологический словарь новыми понятиями.

1.Выписки в тетрадь о новых подходах в системе образования.

2.Составление буклета для родителей « Десять НЕ»

3Консультация для родителей « Нормы и правила в регуляции ребёнком собственного поведения».

4.Папка- передвижка « Книга в жизни ребёнка».

5.Памятка « как читать детям»

7.Открытое занятие для молодых педагогов по теме: «Урок вежливости ».

8. Разработка  дидактических игр-мирилок, тематических альбомов « Ты и я- мы с тобой друзья.

9. Разработка и создание дидактического пособия « Нравственная лесенка»

9.Разработка конспектов занятий с детьми.

10. Картотека художественных произведений слова.

Май

Представление результатов самообразования коллегам.

1.Участие на итоговом педагогическом совете ДОУ.

2.Обмен опытом с коллегами через интернет – ресурсы.

 

1.Сообщение на педагогическом совете по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу».

2.Презентация опыта работы по данной теме.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа личностного саморазвития

Профессиональное развитие воспитателя....

Программа личностного саморазвития

Профессиональное развитие педагога...

Программа личностного саморазвития педагога

Темой данной программы является Развитие творческих способностей детей дошкольного       возраста через художественно-эстетическую деятельность.Формирование творческ...

Программа личностного саморазвития воспитателя младшей группы МБДОУ Беласовский детский сад Королевой Елены Витальевны 2017-2018 уч.год. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Программа личностного саморазвития воспитателямладшей группыМБДОУ Беласовский детский сад Королевой Елены Витальевны2017-2018 уч.год.  Тема: «Познавательно-исследовательская деяте...

«Индивидуальная программа личностного саморазвития в области художественно-эстетического развития «Веселая акварелька»

laquo;Индивидуальная программа личностного саморазвития в области художественно-эстетического развития«Веселая акварелька»...

Программа личностного саморазвития Тема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

Программаличностного саморазвитияТема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»...