НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал (средняя группа)

Буравлёва Татьяна Васильевна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. "Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом". С. Михалков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из важных условий успешного развития современного российского общества.

Предметно пространственная среда в детском саду помогает реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию.

C:\Users\burav\Desktop\схема патриотизм.jpg

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Для того, чтобы патриотический уголок в группе постоянно «работал», воспитателям необходимо продумать, как сделать так, чтобы он был всегда интересен и полезен воспитанникам. Чтобы дети ежедневно к нему обращались и получали для себя необходимую и полезную информацию.

Материал, который будет находиться в уголке, должен подводить итоги предшествующей работы, закреплять результаты, а также побуждать детей узнавать новое.

Патриотический уголок может содержать игры.

  1.  К примеру, классическая игра "Одень куклу". Девочки, да и мальчики, могут одевать кукол в национальные костюмы разных народов Российской Федерации, которые живут в нашем регионе. Играть с ними: петь заранее разученные народные песенки, рассказывать народные сказки и потешки.
  2. В патриотическом уголке можно поместить игру "Профессии". Сделать акцент на таких профессиях, как учитель, врач, военный как защитник Родины, пограничник - защитник границ Отечества. Важно, чтобы дети знали не только, что делают взрослые этих профессий, но и для чего они это делают: для счастливой и безопасной жизни всех людей нашей страны.

Совместно с родителями и воспитанниками можно составить генеалогическое древо «Мой род», где рассказать о таких понятиях, как "мать", "отец", "дети", "внуки", "семья", "родственники", "род", "родословная", "родной язык", "народ", "родина", "Отечество". Важно, чтобы дети поняли, как связаны эти понятия, что из чего проистекает и чем продолжается, что будет, если прервать все это.

Отражение военных тем тоже должно иметь место в патриотическом уголке.  В истории нашего государства было немало войн. И изо всех русский народ выходил победителем. О славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении, оружии и их конструкторах должны знать и мальчики, и девочки.

В патриотическом уголке можно поместить модели оружия и  боевых машин, а также экипировки воинов разных эпох. Уместна  будет литература о полководцах, военных конструкторах, создателях лучшего в мире оружия. Все это пробудит интерес и создаст предпосылки того, чтобы мальчики в будущем с желанием служили в Вооруженных силах, а может быть, стали профессиональными военными.

Можно рассказать детям и о понтонных мостах, по которым передвигаются люди и техника через любые водные преграды, и о том, почему понтоны непотопляемы.  О полевой кухне, которая впервые появилась именно в русской армии сравнительно недавно, только в Первую мировую войну.

Мультфильмы помогут в знакомстве с историей нашей страны с древнейших времен до современного времени. Таких развивающих мультфильмов для детей к настоящему времени создано очень много. Ребята должны понимать, что русские воины всегда использовали оружие только для защиты государства. Для того чтобы обеспечить мирную жизнь страны, армия всегда должна быть готова дать отпор любому завоевателю.

Чтобы дети могли сами выбирать те мультфильмы, которые им хочется посмотреть, можно сделать небольшую книжку-раскладушку. Каждую страничку посвятить одному мультфильму. Сделать краткое описание и небольшую иллюстрацию к мультфильму. Это чуть-чуть расскажет о содержании мультфильма и заинтересует детей. Полезно будет сделать такую книжечку в двух экземплярах: одним постоянно будут пользоваться дети, а другой будет у воспитателя.

В патриотический уголок, можно поместить материалы о знаменитых людях, родившихся или живших в нашем городе.  Это могут быть портреты и иллюстрации знаменитых земляков. К примеру, человек был поэтом, возможно, сочинял стихи, рассказы для детей. Эти стихотворения можно разучить с воспитанниками, а книжки поместить в уголке, чтобы дети смогли их посмотреть или даже прочесть. А может быть, земляк был художником, тогда можно найти и показать картины ребятам.

Патриотический уголок в детском саду может содержать материалы не только об истории нашего города, а и о том, благодаря чему город, полезен государству. Может быть, в городе работает ряд государственно важных предприятий, а может быть, есть медицинский центр, где лечат больных со всей страны. И тогда ребята будут гордиться своей малой родиной, своими родными, близкими, которые ежедневно приносят пользу стране, и естественно, дети будут стараться быть похожими на взрослых. Кроме того, важно, чтобы дети понимали, что приносить пользу Отечеству можно в любой сфере деятельности: как на гражданском, так и на военном поприще.

Символика России и населенного пункта, карты и символы края, республики, государства – все это тоже уместно в патриотическом уголке. Важно детям объяснить, как за много веков сравнительно небольшая Русь приросла такими огромными территориями, и сегодня это самое большое в мире государство.

 Дети должны знать и понимать, что это было освоение земель и добровольное присоединение народов, а не военное вторжение.

Важно донести до детей, что плохих народов не бывает, что свою культуру и культуру других народов надо уважать и беречь.  Что, только живя в мире и согласии, мы можем сохранить нашу общую Родину.

К материалам по приобщению детей к истокам русской народной культуры можно отнести:

Русские игрушки (куклы - закрутки, куклы из соломы, куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, вышивка, работа по дереву и пр.); куклы в национальных русских костюмах;

 Предметы старины (салфетки, вышивки, утварь, различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья, дидактические игры по теме. Иллюстрации «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь».

Художественная литература по фольклору: песенки, пословицы, поговорки, сказки, былины, предания, подбор стихов о родном крае.

Конечно, обо всем этом дети узнают в школе, но основы нравственно-патриотических чувств необходимо заложить в детском саду. Материалов можно собрать  достаточное количество, главное, чтобы они вовремя заменялись, и чтобы детям постоянно было интересно узнавать все больше нового о своей родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...