Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями.
методическая разработка

Косица Наталья Сергеевна

Автором преставлен материал об интеграции физической культуры с другими образовательными областями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kositsa_natalya_sergeevna.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

“Взаимосвязь физической культуры

с другими образовательными областями”

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями воспитание здоровой личности - основное требование модернизации системы образования. На основании современных запросов общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

На сегодняшний день физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становится естественной составляющей общечеловеческой культуры, ведь в настоящее время акцент с формирования знаний, умений, навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.

Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей коллектив  осуществляет не только в процессе  НОД по физической культуре (физкультурных занятий), но и при организации всех видов детской деятельности:

 через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-вкладыши, игры-шнуровки, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами. игровую дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, подвижные игры на прогулке.

Работая с детьми, я убедилась, что существует взаимосвязь физической культуры с каждой из образовательных областей.

Познавательное развитие:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Еще Жан - Жак Руссо писал о движении, как средстве познания окружающего мира. Исследования ученых М.Ю. Кистяковской и Н.М. Щелованова показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в его мозг, что соответственно способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте активно развивается когнитивная сера, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов.

Воздействуя на различные анализаторы можно развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине), умении ориентироваться в пространстве. В процессе развития слухового восприятия мы учим детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия, как “мягкий - твердый”, “гладкий - шершавый”, “тяжелый -легкий”. В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и оборудование, в том числе и нестандартное. Чтобы обучение происходило легко и естественно на помощь приходят игра и воображение.

Сенсорика  развивает зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствует координацию руки и глаза, развивает мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:

  • Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
  • Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
  • Посчитать количество прыжков до кубика;
  • Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;

Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Социально-коммуникативное развитие:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре.

Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». К проведению любой игры желательно подходить творчески. Придерживаясь принципа максимальной вариативности, можно решать множество психолого-педагогических задач. Грамотно организованная игровая деятельность  оказывают влияние на нравственное развитие личности,  самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.

Общение с взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент надо учитывать в работе. Особое внимание надо уделить агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. Стараюсь гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применяю упражнения психопрофилактического  характера. Образно-ролевая игра помогает нам. Дети в большей степени, чем взрослые, подвержены стрессам. Для снятия  повышенного психологического напряжения используются игровые приемы. Художественно-эстетическое развитие:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить и об обратной связи:  развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок посредством движения  учится воспринимать музыку,  передавать ее характер, пользоваться  телесными средствами выразительности.

Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.

Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.


На занятиях используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т.д.

Речевое развитие:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие у детей развиваем фонематический слух. Способствуем развитию мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Все это способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса в ДОО. И надежным инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Это один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детей.

Выводы:

1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

4. Интеграция образовательных областей способствуют более тесному контакту всех педагогов и специалистов.

5. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения  их на разнообразные виды  деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников.

Косица Н.С.

Использованная литература:

Гаврюшина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Метод пособие. М ., 2007.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М., 2007.

Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет/ Перевод с немекого М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция области "Физическая культура"с другими образовательными областями на примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол.

В данной проектной работе я хотела показать интеграцию образовательных областей в физическом развитии детей дошкольного возраста.На примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол четко видна...

Презентация инструктора по физической культуре Малышевой Натальи Николаевны "Интеграция образовательных областей "Физическая культура и другие образовательные области"

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровья и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью....

Статья на тему: "Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями".

Это идея, где делается упор на развитие двигательного воображения, которое оживляет движение и наполняет его смыслом....

Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей.

Интеграция образовательной области "Физическая культура" и других образовательных областей....

«Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»

laquo;Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»...