Авторская программа "Мир вокруг"
план-конспект занятия

Захарова Татьяна Владимировна

Программа составлена для детей старшей группы на ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhka_po_kursu_avtosohranennyy.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка по курсу «Мир вокруг» в старшей группе

Задачи: 1.Продолжать знакомить детей с окружающим миром, упражнять в умении поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать самостоятельно на них по заданной теме.

2.Развивать умение детей различать пользу и опасность предметов и явлений, умение видеть изменения в окружающем мире, умение передавать в рисунках и поделках предмет или явление окружающей действительности.

3.Расширять кругозор детей, мышление, наблюдательность, связную речь, бережное отношение к окружающему миру.

Цель: Помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

                                        Пояснительная записка

В нашем современном мире ребёнок получает много информации из телевизионных передач, компьютера, часто это информация учит жестокости и равнодушию. По мере своей занятости многие родители мало читают детям книги, обращают внимание на красоту окружающего мира. Понаблюдав за детьми своей группы, заметила, что дети испытывают трудности в описании предметов, запоминании классификации, не могут ответить на поставленный вопрос. Я изучила результаты диагностики, отметила, что некоторые дети имеют трудности в освоении программы по познавательной деятельности.  Чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира, умение наблюдать, передавать увиденное в речи, рисунках и поделках мною разработана программа кружковой работы «Мир вокруг», которая направлена на развитие у детей наблюдательности, мышления, развития кругозора, умение видеть изменения в окружающем мире, беречь и заботиться о предметах и явлениях окружающей действительности.

                               

                          Программа кружка включает в себя:

1.Рассматривание и беседа по   иллюстрациям о предметах и явлениях окружающей   действительности.

2.Игры и игровые   упражнения на развитие наблюдательности, внимания, развитие окружающего мира.

3.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов.

4.Экскурсии.

Деятельность по кружковой работе будет проводиться один раз в неделю по 25 минут. Курс кружка рассчитан на один год. Для определения уровня усвоения программы будет проведена диагностика в начале и конце учебного года.

              Перспективный план кружковой работы «Мир вокруг»

  Дата

    Задачи

      Приёмы

Примечание

1.

      «Детский сад»

Расширять знания о детях и сотрудниках детского сада, повторить профессии.

Экскурсия по детскому саду, беседа с заведующей, мед. работником, поваром.

2.

   «Какими бывают                 камешки»

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Исследование камней, игра с ящиком ощущений, экспериментирование.

(Н.А.  Рыжова «Что у нас под ногами?» с.77)

3.

      «Игрушки»

Расширять знания детей о разных видах игрушек, материал, из которого изготовлены игрушки.

Дидактическая игра «Магазин игрушек» (подбор игрушек из разных материалов).

4.

    «Что нам осень принесла»

Развивать знания

детей о дарах осени в лесу и в огороде.

Дидактические игры «Узнай по описанию», «Угадай по вкусу», «Съедобное-несъедобное», рассматривание иллюстраций, раскрашивание картинок с изображением даров природы.

5.

    «Осень золотая»

Расширять знания о времени года –осень, повторить признаки осени, осенние месяца.

Рассматривание иллюстраций о времени года осень, рассматривание иллюстраций.

6.

      «Жизнь животных и птиц осенью»

Побеседовать о жизни животных и птиц осенью.

Развивать знания об изменениях в жизни животных и птиц осенью.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»,

рассматривание иллюстраций.

7.

         «Берёзка»

Формировать знание детей о берёзе: строение дерева, листья, кора, пользе.

Рассматривание иллюстрации, Дидактическая игра «Собери картинку». (Н.А. Рыжова «Деревья от Акации до Ясени» с.11)

8.

     «Профессии»

Расширять представления о разнообразии профессий, конкретных трудовых действий.

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Рассматривание иллюстрации о профессиях. («Познание предметного мира» с.39).

9.

«Знакомимся с электроприборами»

(которые освещают, обогревают, охлаждают)

Формировать знания детей о бытовых приборах, их разнообразии, пользе для человека.

 Сказка «Как электроприборы в магазине поссорились».                   (К. Нефедова  

«Бытовые электроприборы» с.2)

10.

«Что такое электричество?»

Познакомить детей с названием электричество, его назначением.

Стихи про электричество, сказка «Откуда берётся электричество?»                 (К Нефедова

«Бытовые электроприборы» с.8)

11.

«Приборы, которые несут и передают информацию»

Продолжать знакомить детей с электроприборами, их необходимость для человека.

Рассматривание телефона, компьютера,

радиоприёмника, чтение сказок, загадывание загадок.          (К Нефедова

«Бытовые

электроприборы »        с.41-45)

12.

«Знакомимся с магнитами»

Познакомить детей со свойствами магнита, их использованием человеком.

Эксперименты с магнитом. Беседа с детьми о свойстве магнита.

(Н А Рыжова «Что у нас под ногами» с.112-115)

13.

«Здравствуй   зимушка-зима!»

Формировать знания детей о времени года зима, признаках этого времени года.

Рассматривание иллюстраций,

загадывание загадок,

рассказывание стихов о зиме.

14.

«Жизнь животных и птиц зимой»

Формировать знания детей о жизни животных и птиц зимой, повторить названия зимующих птиц, вызвать желание помогать птицам зимой.

Чтение рассказов о жизни животных и птиц зимой, дидактическая игра «Кто где живёт?»,

рассматривание

иллюстраций.

15.

«Ель»

Расширять знания детей о ели:

познакомить с общими сведениями, использовании в разных целях.

Рассматривание иллюстрации, беседа с детьми «Чудное дерево-ель», эксперименты с хвоинками и шишками. (Н А Рыжова «Деревья: от Акации до Ясеня» с.58-61)

16.

«Любимые праздники» (Новый год, Рождество)

Расширять знания о традициях зимних праздников, их особенностях.

Рассказывание стихов к Новому году, заучивание колядок,

рассматривание иллюстраций,

открыток.

17.

«Живая и неживая природа»

Познакомить

Дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками.

    Беседа о живой и неживой природе, игра с мячом «Живое-неживое», загадки об объектах живой и неживой природы.   (Н А Рыжова «Наш дом –природа» с.146-151)

18.

«Зимние забавы»

Расширять знания детей о зимних забавах, вспомнить знакомые забавы и познакомить с новыми.

Вспомнить сказку «Снегурочка», чтение рассказа Н Носова «На горке», рассказы из личного опыта, рассматривание иллюстраций.

19.

«Воздух невидимка»

  Формировать     отрицательное отношение к факторам, загрязняющим

воздух.

Рассматривание иллюстраций.             Опыты с комнатными растениями, беседа о

Чистом и грязном воздухе. (НА Рыжова

«Наш дом – природа» стр.174-175)

20.

«Такой разный песок»

Показать               детям   разнообразие      объектов   неживой природы, в частности, песка.

Экспериментирование и опыты с песком. (Н А Рыжова «Что   нас   под   ногами?» стр.41-42)

21.

«Правила          пользования    бытовыми электроприборами»

Расширить знания детей об опасных ситуациях, связанных с                  использованием

электроприборов.

Рассматривание иллюстраций о безопасности, беседа о электроприборах- пользе и опасности. (К. Нефедова «Бытовые приборы. Какие они?»стр.58-60)

22.

«Если   хочешь быть здоров-закаляйся»

Расширять знания детей о здоровом образе жизни. Помочь запомнить   названия видов спорта.

Рассматривание иллюстраций о видах спорта, рассказ воспитателя о здоровом образе жизни, рассказ детей из личного опыта.

23.

«Динозавры-гиганты и карлики»

Дать детям представление                  о динозаврах, их разнообразии и приспособлении к условиям жизни.

Рассматривание иллюстраций, игры с фигурками динозаврах, чтение литературы, беседа на заданную тему. (Разработки из интернета).

24.

«У тебя на окне»

Расширять знания детей о комнатных растениях, закрепить знания частей растений, способы ухаживания за цветами.

Рассматривание и беседа о комнатных растениях в группе, дидактическая игра «Собери цветок», чтение рассказа о цветах. («Детская энциклопедия»)

25.

«Человек и природа»

Формировать знания детей о поведении в окружающей обстановке (в лесу, на улице, в парке).

Беседа о деятельности, полезной для природы, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра на классификацию «Собери цветок», чтение знакомых произведений о природе.

26.

«Весна –красна»

Расширять знания детей о времени года – весна, вспомнить признаки времени года, помочь запомнить    весенние месяца.

Рассматривание иллюстраций о весне, заучивание стихотворения «Весна», беседа о весне.

27.

«Жизнь животных и птиц весной»

Формировать знания о жизни животных и птиц весной, умение составлять            небольшой рассказ по иллюстрациям.

Чтение рассказов об    животных и птиц, рассматривание иллюстраций.  Словесные игры: «Угадай по описанию», «Загадки и отгадки».

28.

«Солнечная система»

Формировать знания детей о солнечной системе, помочь        запомнить     названия   планет.

   Рассматривание модели солнечной системы, иллюстраций, чтение рассказов «Солнечная система» («Энциклопедия дошкольников» стр.10-11).                    «Как устроен наш космический дом?» (энциклопедия «Я познаю мир. Космос» стр.207-209)

29.

«Земля»

Познакомить детей с планетой Земля, объяснить, почему на планете есть жизнь, смена дня и ночи.

Рассматривание глобуса, иллюстраций,

Чтение рассказов «Земля» («Энциклопедия дошкольника» стр.18-19), «Почему мы не замечаем вращения земли?» (Энциклопедия «Я познаю мир. Космос» стр.24-25)

30.

«Первый полёт человека»

Формировать знания   детей   об полёте человека в космос. Расширять знания об одежде, питании человека в космосе.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов «Первый полёт человека» («Энциклопедия дошкольников», «Первый   выход в открытый космос» («энциклопедия «Я познаю мир. Космос» стр.393-395)

31.

«Город, в котором мы живём»

Расширять знания детей о городе, в котором они живут, его достопримечательностях.

Экскурсия в музей, познакомить детей с предметами прошлого.

32.

«Мой дом-Россия»

Познакомить детей с страной, в которой они живут, символикой страны. Помочь запомнить столицу нашей страны, ФИО президента.

Рассматривание иллюстраций, стенда Российской Федерации, рассказ воспитателя о нашей стране.

33.

«Великий праздник - День Победы»

Развивать знания детей   о празднике Победы, людях, которые воевали. Воспитывать уважение   к старшим.

Рассматривание иллюстраций, открыток, медалей, рассказ воспитателя и детей о празднике Победы. (Информация из интернета)

34.

«Повторяем правила дорожного движения»

Расширять знания детей о правилах дорожного движения, повторить название сигналов светофора.

Рассматривание иллюстраций о правилах движения, рассказы детей и воспитателя о поведении на дороге, просмотр мультфильма «Дядя Стёпа-милиционер».

35.

«Мои права и обязанности» Познакомить детей с правами и обязанностями детей.  Помочь в умении различать права и обязанности.

Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, чтение коротких рассказов, чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка». стр.4-5)

36.

«Мои права и обязанности в детском саду»

Побеседовать с детьми о их правах и обязанностях в детском саду, развивать мышление, кругозор.

Рассматривание иллюстрации, фотографии о деятельности детей в детском саду, рассказы из личного опыта детей. (Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка» стр.77)

37.

«Волшебница –вода»

Формировать знания детей о элементах      круговорота воды в природе, о основных свойствах воды, необходимости для всего живого.

Опыты с водой, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов про воду.     Н А Рыжова «Наш дом-природа» стр.134-135)

38.

«Лето красное пришло»

Формировать знания детей о времени года-лето, его признаках, изменениях в природе, помочь запомнить летние месяца.

Наблюдение за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций.

39.

«Жизнь животных, птиц летом.

Развивать знания о поведении птиц и насекомых летом. Расширять знания о животном мире.

Беседа о жизни животных и птиц летом, рассматривание иллюстраций, лото «Кто где живёт?»

40.

«Виды транспорта»

Формировать знания о видах транспорта, развивать умения находить закономерности и особенности видов транспорта.

Рассматривание иллюстраций о видах транспорта, наблюдение за транспортом, игры «Угадай транспорт», «В небе, суше, в воде»

41.

«Удивительный мир насекомых»

Расширять знания детей о насекомых, их разнообразии, повадках, пользе и вреде для людей.

Чтение рассказов В. Бианки о насекомых, наблюдение за жуками на участке, рассматривание иллюстраций.

42.

«Безопасность дома и на улице»

Формировать знания детей о личной безопасности. Напомнить, как нужно себя вести в той или иной ситуации, если рядом нет взрослых.

Рассматривание иллюстраций о безопасности, чтение книги «Правила поведения для малышей», рассказы из личного опыта детей.

43.

«Домашние и дикие животные»

Вспомнить названия животных и их детёнышей, повадки и особенности домашних и диких животных.

Рассматривание иллюстраций о животных, загадывание загадок, рассказ воспитателя и детей о животных (Н А Рыжова «Наш дом-природа» стр.179)

44.

«Древние люди»

Дать детям представление о жизни и быте древних людей, их особенностях, к приспособлению окружающему миру.

Рассматривание иллюстраций о древних людях, рассказ воспитателя о жизни древних людей.

(Н А Рыжова «Что у нас под ногами» стр.182-184).

45.

«Что такое горы»

Формировать знания детей о горах, их образование, развивать умение различать горы от других объектах.

Беседа о   горах, моделирование гор, просмотр слайдов, сочинение сказок и рассказов.                             (Н А Рыжова «Что у нас под ногами» стр.116,120).

46.

«Деревья и кустарники»

Приучать детей различать деревья и кустарники, находить их сходства и различие в строении.

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и кустарников, беседа, отгадывание загадок про деревья, игра «С какого дерева листочек?» (НА Рыжова «Деревья: от акации до ясеня»стр.22-23)

47.

«Рассматривание цветов на клумбе»

Вспомнить с детьми, какие условия были созданы для роста растений, закрепить названия цветов, цветущих на клумбе.

Наблюдение за растениями на клумбе, участие в прополке и поливке цветов в течении лета, повторение стихов о цветах.

48.

«Что? Где? Когда?»

Закрепить знания по курсу кружка «Мир вокруг», развивать кругозор, мышление, внимание.

Интеллектуальная игра («Детская энциклопедия», НА Рыжова «Наш дом-природа», К Нефедова «Бытовые электроприборы», произведения советских писателей В Осеевой, В Бианки,

В Драгунского)

 

                                   Литература:

НА Рыжова «Что у нас под ногами?»                                                                                                                 НА Рыжова «Деревья: от Акации до Ясеня.»                                                                НА Рыжова «Наш дом-природа.»                                                                                                              К Нефедова «Бытовые электроприборы. Какие они?»                                                                        ЛК Санкина «Познание предметного мира.»                                                                                          ТА Шорыгина «Беседы о правах ребёнка.»                                           «Энциклопедия дошкольника»

                      Уровень усвоения программы»

ВЫСОКИЙ: Ребёнок самостоятельно отвечает на все поставленные вопросы, самостоятельно выполняет практическое задание, отвечает уверенно и чётко.

СРЕДНИЙ: Ребёнок отвечает на все поставленные вопросы с небольшой помощью взрослого, старается выполнять практические задания, речь чёткая, но не очень уверенна.

НИЗКИЙ: Ребёнок не отвечает на вопросы даже с помощью воспитателя, с практическим заданием не справляется, речь не чёткая и не внятная.

Уровень усвоения программы кружковой работы «Мир вокруг»

Фамилия имя детей

Начало года

Конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"

Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...

авторская программа "Природа вокруг нас"

Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет. В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения. Программа « Природа вокруг нас» адресов...

Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...

Авторская методическая разработка "Математика вокруг нас"

Предметно-развивающая среда на площадке .Математика в свободной деятельности....

Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"

Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период  в жизни  ребёнка характеризуется особым, ...

Разговор о важном .... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко! (авторская разработка)

quot;Разговор о важном... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко"Вторая младшая группа5 сентября во всех общеобразовательных учреждениях нашего города прошёл "Разг...

Авторская программа по изобразительной деятельности "Мир вокруг нас"

Цель программы-  формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, эстетического отношения,  развитие фантазии, воображения и художественных  способностей детей в творческой деят...