Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
консультация

Михневич Наталья Алексеевна

Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка.    Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_2020.docx189.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей»

Консультация для педагогов
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

                                                    Подготовила:

музыкальный руководитель

Михневич Наталья Алексеевна

                                         

                                             Ачинск -2021

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка.    Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.

Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»

Актуально активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребёнка, что обусловлено природной активностью и связано с умением применять свои знания в новых условиях.

    Процесс познания в атмосфере творчества приобретает для  ребёнка 2-6 лет, развивающий характер. В ходе творческого развития  происходят качественные  изменения его психики: активизируется память, мышление, наблюдательность,  что необходимо во всех видах деятельности.

        В детском музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, умения действовать самостоятельно, принимать решения, связанные с умением выразить свою индивидуальность, проявить себя.

        Детское творчество представляет познавательно-поисковую практику для ребёнка, когда он, на основе знаний о музыке, воображая, пробует создать что-то новое. Анализ результативного педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что творчество для детей – это всегда и интересно и доступно.

            Применение метода детского творчества решает следующие задачи:

- позволяет  активизировать  процесс усвоения музыкального опыта;

- способствует пробуждению творческих проявлений  и их развитию;

- акцентирует внимание на развитии художественного мышления;

- положительно мотивирует обилием форм творческих заданий;

- гармонично дополняет традиционную систему музыкального воспитания и развития.

         Дошкольники участвует в следующих видах деятельности: восприятии, пении, музыцировании, музыкально – ритмических  движениях, что создаёт условия для активного участия в творчестве для каждого ребёнка, независимо от  способностей.

        Находясь в ситуации  активной эмоциональной включённости, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития: творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Мы говорим о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.

        Большое значение для активизации творческих представлений имеет использование интеграция искусств. И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены». Интегративное привлечение разных видов искусств, имеет родство с идеями К. Орфа, способствует стихотворчеству, художественной композиции, театральному действу и исследовательской работе, пластическому движению и музыкальной импровизации, что включается в поток детского творчества.

 Природа творчества требует, чтобы дети могли легко, свободно и непосредственно выражать свои мысли в открытой, непринуждённой атмосфере: в игре, сказке, импровизации. Воспитателями замечено, что дошкольники успешнее выполняют задания, связанные с развитием чувства ритма.  Развивая  метроритмический слух ребёнка, учитель включает определения ритма, пульса, акцентов. В задании «Дождик» необходимо подобрать ритмический рисунок к стихотворениям,   «зафиксировать» сильную долю хлопком в ладоши, самостоятельно вслушиваясь в звучание  «Итальянской польки» С. Рахманинова.  

        Эффективны задания, связанные с пластическими импровизациями. Свободное дирижирование – дети представляют себя в роли дирижёра («Утро» Э.Грига). Имитация  игры на музыкальных инструментах («Cветит месяц»). В процессе восприятия «Вальса» А. Гречанинова, создают образ зимнего леса  движением  рук, покачиванием корпуса, вальсовым кружением. Пластическими импровизациями можно изображать разные образы, например, имитирование движения животных, (Ш.К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных»). Слушая танцевальную музыку, придумать и исполнить движения: кружения в вальсе, шаги польки, составить композицию народного танца. Развитию чувства ритма способствуют инструментальные импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов, например, подбор ритмического сопровождения к русским народным песням «Ах вы сени», «Камаринская». Разыгрывание песен, имеющих изобразительную основу: «Как у наших у ворот», «На горе-то калина». Одно из основных музыкальных способностей - ладовое чувство: умение  эмоционально, ярко, слушать и определять  лад музыки. Педагог учит улавливать смену настроений, оттенки чувств, смысл музыкального звучания, воспитывается внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, поэтому в организации восприятия музыки выделяется ряд приёмов, способствующих активизации процесса слушания, как цели развития ладового чувства. Детям предлагается  «украсить» музыку Ш. К.Сен-Санса «Аквариум», звучанием другого инструмента; изобразить  настроение произведения в цвете (Л. В. Бетховен «Весёлая и грустная»), подобрать ритмический аккомпанемент к стихотворным строкам. В задании «Конница», прослушав стихотворение, по-фантазизировать, какую по характеру музыку, можно написать. При выполнении творческого задания «Оживший лес» - в соответствии с характером музыки, дети подготовительной группы озвучивают различными инструментами «зимний лес». Дети охотно выполняют задания, связанные с различными речевыми импровизациями. Ребёнок придумывает рифму в стихотворениях, например:

  1. Наш сосед купил фагот,  но совсем не знает …(нот)

2) Скрипка есть, но пока Рядом с нею нет…(смычка)

3) Старый мастер целый год - Мастерил друзьям…(фагот) 

Продолжая знакомиться с речевыми импровизациями, задания усложняются: необходимо сочинить окончания к стихотворным строкам:

Гамму жук весь день  жужжит:          

- Жо- же- жи- жа- жоль- жя- жи. Вот что я, друзья, скажу: (Жаль, что нету ноты «жу»)

   Обратим внимание на развитие музыкально-слуховых преставлений, как способность звуковысотного  отражения мелодии.  «Озвучивание имени» - дети пропевают своё имя, полное и краткое, в процессе «Музыкального диалога» выразительно интонируют музыкальные фразы, отвечая на вопросы учителя. Развивая фонематический слух. Сочиняют рассказ по рисованному плану, исполняют ритмофразу мелодии за воспитателем  по песне В. Гречника «Тяв-тяв». Постепенно водится изучение элементов музыкальной грамоты, выполняя задание «Музыкальная лесенка»,   запоминают движение мелодии звукоряда, придумывают и «рисуют» музыкальные загадки или сочиняют стихотворения о нотках.

Разнообразие творческих заданий способствует развитию интереса музыке, развиваются основные музыкальные способности детей дошкольного возраста, при этом формируются основы музыкальной культуры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в семье»...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида тво...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...