Статья "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты"
статья (младшая группа)

Таскаева Наталья Анатольевна

В статье кратко описывается для чего надо заниматься экспериментированием с детьми раннего возраста .«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей раннего возраста

через игры – эксперименты

Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка.

Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель внедрения экспериментов в работу дошкольного учреждения - поддержка и развитие познавательной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании.

Эксперимент развивает: память, речь, воображение, логическое  мышление, систему знаний об окружающем мире.

В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.

Ребенок, исследуя предмет, познает мир.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует.

Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей в этом возрасте, необходимо дать ребёнку полную свободу действий в познании окружающего мира, достаточно места и времени. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности ребёнка.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с:

-песком;

-водой;

-объектами живой природы;

-предметами и материалами.

Для игр-экспериментов необходимо организовать предметно-развивающую среду (уголок экспериментирования):

- подбор игр-экспериментов;

- подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:

а) емкость с песком,  разнообразные некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, колечки), совки, формочки, грабельки.

б) для игр с водой емкости, набор резиновых и пластмассовых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, набор игрушек из различных материалов для игр «Что плавает», набор камушков, ракушек).

        В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.

Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.

Таким образом, в ходе эксперимента мы не просто знакомим детей с окружающим миром, а ставим чисто речевые задачи, дети:

        -  узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их свойства и качества (дерево, бумага, металл);

        -  знают природные материалы (песок, вода, снег, лед), их свойства и качества;

        -   слушают и понимают речь воспитателя, отвечают на вопросы в процессе игр;

        -  используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;

       -  проявляют  самостоятельность и инициативу;

       - расширяют словарный запас.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять » отрицательную энергию.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умствен

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...

Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"

"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...

Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Сенсорное   развитие-это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

Познавательное развитие детей раннего возрастачерез игры – эксперименты...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...

Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

laquo;Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение иг...