"Воспитание привычек у ребенка"
консультация (старшая группа)

Беловол Галина

Особенная трудность в воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каж­додневно (это автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникнове­ние: ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научив­шись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научив­шись готовить — привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.

Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, при­вычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).

Когда и в какой последовательности возникают новые привыч­ки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как мож­но раньше. К 3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпа­ния, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фун­дамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привыч­ку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом са­мостоятельно, без напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень вниматель­но относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вов­ремя заложить хорошую привычку — и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в при­вычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похва­ле, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образова­нию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (на­пример, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особен­но важны первые впечатления, связанные с выполнением или не­выполнением действия.

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привес­ти к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться, вопреки сво­им ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство — время бессознательных обобщений: отрицательное отноше­ние к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «ви­дики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для ребенка стать взрослым, оста­ваясь ребенком. Для взрослых — это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещани­ем «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодей­ствия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоре­нить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жиз­ни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что неко­торые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от вос­питания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда явля­ются основой сильного характера, когда они воспитываются в един­стве с нравственными убеждениями и духовными интересами. При­вычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а пото­му что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Воспитание привычек у ребенка"

Особенная трудность в воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение: ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научившись готовить — привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.

Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).

Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку — и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

 

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться, вопреки своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство — время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «видики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых — это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание привычек у ребенка"

Рекомендации для родителей по воспитанию привычек у ребенка....

Рекомендации для родителей:"Воспитание привычек у ребенка"

В данной статье описано как правильно формировать привычки у детей 2-3 лет....

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка»

Консультация для родителей«Воспитание привычек у ребенка»...

Воспитание привычек у ребенка

Большинство привычек возникают в детстве и сопутствуют человеку всю его сознательную жизнь. Основные привычки человека возникают в детстве  вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются ...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе в форме проведения круглого стола, по теме: «Воспитание привычек у ребенка»

Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей.Форма проведения: круглый столОборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участн...

"Воспитание привычек у ребенка".

Статья будет полезна для родителей....